Этот раздел обязателен при создании нового предприятия и возможен на действующей фирме при наличии намерений к расширению производства. Взаимосвязи, показывающие главные события в создании предприятия, лучше изобразить графически. И ещё одно замечание: как свидетельствует практика, предприниматели имеют склонность недооценивать время, требуемое для выполнения различных задач, поэтому постарайтесь быть реалистичными.
Решающими при создании нового производства являются следующие действия:
· подготовка необходимых для учреждения предприятия документов и их регистрация;
· окончание НИОКР;
· создание опытных образцов;
· достижение договоренности с торговыми представителями;
· выход на торговые показы;
· подписание соглашений с оптовиками;
· заказ материалов в количествах, необходимых для производства первых партий;
· начало производства;
· получение первых заказов;
· поставка первых партий товара;
· получение первых платежей и поступлений на счет.
На отдельном графике покажите, сколько времени планируется затратить на выполнение каждого этапа создания фирмы и общее время от момента регистрации до выпуска продукции или услуг. Рассчитайте изменение численности управленческого и производственного персонала.
Оценка риска
Создание фирмы, как и начало любого делового предприятия, влечет за собой риск, который связан с неопределенностью перспективы. При составлении бизнес-плана неизбежны прогнозные оценки, касающиеся многих аспектов развития производства (например, объема продаж, степени заинтересованности потребителей в продуктах и услугах фирмы, будущей доли рынка). Поэтому необходимо обоснованиям, на которых строятся эти оценки, уделять самое серьезное внимание. Следует иметь в виду, что инвесторы или предполагаемые партнеры обычно после прочтения краткого содержания бизнес-плана обращают внимание на раздел, посвященный управлению, и данный раздел, стремясь составить наиболее полное представление о степени рискованности будущего предприятия. Именно поэтому необходимо особое обоснование всех допущений, которые сделаны при разработке бизнес-плана и заложенных в них рисков. При этом особое значение придается:
|
ü риску истратить всю наличность до получения заказа на продукт;
ü риску снижения цен из-за действий конкурентов;
ü возможным неожиданным тенденциям в развитии отрасли;
ü риску превышения запланированных уровней затрат разработки и производства продукта;
ü невыходу на намеченный объем продаж;
ü срыву графика разработки продукта;
ü трудностям в поставках сырья и комплектующих;
ü трудностям в получении банковского кредита;
ü риску оказаться без наличности после массового поступления заказов.
Затем необходимо выделить те из потенциальных проблем, которые являются критическими для успеха предприятия, и разработать планы по минимизации влияния неблагоприятных факторов на решение поставленных задач.
1.11. Финансовый план
Цель финансового плана – определить потенциал фирмы и установить границы ее финансовой жизнеспособности. Материалы этого раздела могут использоваться для оперативного управления финансами компании. Здесь следует отметить, что система бухгалтерского учета и отчетности в бывшем СССР и на Западе отличаются друг от друга. А поскольку среди целей, стоящих перед компанией, может быть сотрудничество с западными партнерами или инвесторами, то предпочтительно составлять финансовые документы по западным образцам. Обычно партнера интересует Ваша кредитоспособность, то есть финансовое состояние фирмы, оценка затрат на организацию предприятия и его функционирование, отчет о прибылях и убытках, балансовая ведомость и кассовый план. Все эти документы на Западе составляют по определенному стандарту. Если намерения по установлению контактов с представителями мира капитала серьезны, то в данном разделе бизнес-плана должны быть представлены балансовый отчет и отчеты о прибыли и убытках за 2-3 года, предшествующих текущему. Обычно данный раздел открывается детальным рассмотрением издержек по подготовке к началу операций фирмы на 1-3 месяца. В эти издержки включаются как единовременные расходы (оборудование, машины, недвижимость, стоимость установки оборудования, благоустройство территорий и реконструкция производственных помещений, начальные запасы сырья и материалов, различного рода залоги и единовременные выплаты, плата за лицензии и допуски, регистрация, презентация и наличность для неожиданных расходов), так и текущие (повторяющиеся) расходы за эти месяцы (вся зарплата и вознаграждения, аренда, реклама, транспортные расходы, эксплуатационные расходы, страхование всех типов, налоги – государственные и местные, выплата процентов по займам и кредитам, ремонт и профилактика, расходы по подготовке персонала, а также непредвиденные расходы). Используя прогноз продаж и соответствующие ему производственные затраты, готовят стандартный отчет о прибылях и убытках.
|
|
Как правило, в наиболее общем виде он выглядит так:
q стоимость реализованной продукции;
q себестоимость;
q валовая прибыль;
q чистый доход или убытки.
Следующая позиция этого раздела - балансовая ведомость, отражающая финансовые условия, в которых компания работает в определенный момент. В ней детально рассматриваются элементы собственности компании (актив) и величина обязательств (пассив), показывается ее ликвидность (превращаемость в наличные деньги). Этот документ необходимо составлять на 3-4 года вперед.
Анализ кассового плана основывается на прогнозе движения кассовой наличности помесячно для первого года операций и поквартально для двух последующих лет. Детально выделив величину и время ожидаемых прихода и расхода наличности, определите потребности и сроки дополнительного финансирования и укажите максимум в потребном оборотном капитале, затем проанализируйте, каким образом должно быть осуществлено дополнительное финансирование (через привлечение акций, банковские займы, по линии краткосрочного банковского кредита), на каких условиях и как должны выплачиваться заемные средства. B заключение раздела следует дать оценку по основным финансовым показателям деятельности фирмы:
1. чистый доход к продажам. Этот показатель получается делением прибыли после уплаты налогов на объем продаж за год;
2. текущий коэффициент состояния активов и пассивов фирмы (текущие aктивы, деленные на текущие обязательства).
3. рентабельность. Это чистая прибыль, деленная на инвестированный капитал. Следует подчеркнуть, что для западного партнера нормальным показателем рентабельности является ее величина в размере не менее 40-60 процентов.