Понятие о педагогическом общении.




Структура педагогического общения. Функции, этапы, виды

Педагогического общения.

3. Стили педагоги­ческого общения.

Основные понятия: общение, педагогическое общение, стили общения, «Я-концепция»,коммутикативная компетентность.

Педагогическое общение как психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.

Мотивационная функция общения, обеспечивая процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.

Функция общения выступает и самоутверждение личности. Здача педагога – способствовать осознанию школьником своего «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.

Реализация такой функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-психологические взаимодеистивия педагога и обучающегося. В стиле общения находят выражения:

а) особенности коммуникативых возможностей учителя;

б) достгнутый уровень взаимоотношений педагога воспитанников;

в) творческая индивидуальность педагога;

г) особенности ученического коллектива.

Наиболее плодотворным для всех учатсников педагогического процесса являются общение на основе увлеченности совметсной творческой деятелньсти. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском рождается не только на основе коммуникативной деятелньости учителя, но и на фундаменте его отношения к педагогической деятельности.

Достаточно продуктивным является и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения, который является предпосылкой успешной совместной учебно-воспитательной деятельности.

Довольно распространенным стилем общения является общение-дистанция, которым охотно пользуется как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащегося постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция, пронизивыющая все сферы отношении – «слушайте меня – я старше, имею опыт, наши позиции несравнимы» и т.п.

Общение-устрашение в сущности своей не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятелньость, но наоборот, регламентирует ее.

Не менее отрицательную в работе с детьми играет и общение-заигрывание, опять -таки характерное в основном для молодых учителей и связанное с неумением орагнизовать продуктивное педагогическое общение.

Рассмотрим вкратце три основных стиля руководства, обращая внимание на вторую сторону общения - взаимодействия.

Авторитарный стиль - «разящие стрелы», учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть и работать.

Демократический стиль – «возвращающийся бумеранг». Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Каждый ученик поощряется, у него появляется уверенность в себе, развивается самоуправление.

Либеральный стиль – «плывущий плот», анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям

Тема 7. Культура речи педагога как условие успешности профессиональной деятельности

Понятие культуры речи. Нормативный, коммуникативный и этический

Компоненты речи.

Речевое общение, его принципы.

Объяснительный монолог как жанр педагогической речи.

Особенности диалогической речи педагога.

Этические требования к речи учителя. Воспитывающее и обучающее

Значение речи учителя.

Основные понятия: культура речи, речевое общение, речевая деятель­ность, техника речи, этические требования к речи учителя, коммуникативная компетентность учителя.

Понятие культура речи вбирает в себя:

а) правильность, соответствие речи языковым нормам. Соблюдение основных орфоэпических норм (правила литературного произношения) а также нормы образования и изменения слов;

б) точность, соответствие смыслового содержания речи и информации которая лежит в ее основе;

в) логичность, выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями;

г) чистота, отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку, устранение нелитературной лексики, слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов;

д) богатство, умение использовать в речи все языковые единицы;

е) уместность- употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, обладание педагогом чувства стиля, культура речевого поведения, навыки общения, разнообразные формулы речевого этикета, ориентировка на ситуацию общения, собеседника;

ж) умение не только говорить но и слышать ученика;

Устная речь учителя существует в двух разновидностях - монологе (монологическая речь) и в диалоге (диалогическая речь).

Формы этой речи в общении с учениками разнообразны. Наиболее распространенными формами монологической речи учителя является рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов, терминов). Диалогическая речь учителя представлена в виде беседы с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов. Для того, чтобы способствовать успешному выполнению педагогических задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, или как говорят ученые, обладать коммуникативными качествами. Требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, то есть соответствием речи нормам современного литературного языка (акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим, точностью словоупотребления, требование выразительной речи - образностью, эмоциональностью, яркостью).

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены, прежде всего, ее педагогическими функциями. Одна из основных функций речи учителя - обеспечение полноценной презентации (передачи) знаний. Известно, что имеется прямая зависимость между коммуникативными особенностями речи учителя, может сделать это восприятие доступным, интересным, а может затруднить его. О значимости этой функции учителя говорит тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенностям педагогической речи, сохранится эмоциональная окраска учительского голоса его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов.

Процесс восприятия понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое по подсчетам ученых приходится приблизительно 1\4 - 1\2 части учебного времени. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: