Самостоятельная работа студентов по психолого-педагогическим дисциплинам направлена на развитие интереса студентов к педагогике и психологии как феномену культуры, науки, практики, на понимание своеобразия области явлений, изучаемых данной наукой, и ее основных понятий, осознание сущности педагогической профессии и педагогической деятельности, роли самообразования и творчества в повышении профессионального мастерства современного педагога.
В процессе изучения курса студенты приобретают умения, связанные с работой над литературными источниками:
- ориентироваться в современной педагогической литературе (научная, учебная, методическая, педагогические энциклопедии, словари, справочники), пользоваться разными источниками педагогической информации, работать в библиотеке с разными типами каталогов и справочной литературы подбирать литературу по теме, оформлять список литературы в соответствии с требованиями библиографии;
- выделять мысли в литературном источнике, составлять план, тезисы, конспект, делать выписки в соответствии с темой сообщения, реферата, сообщения и т.д.;
- составлять план выступления на семинаре, определять логику, последовательность, аргументацию своих позиций, опираясь на изученную литературу;
- выявлять разные точки зрения в изучаемой литературе, участвовать в обсуждении вопросов, аргументировать свои суждения.
Большое внимание уделяется развитию творческих умений и
самообразовательной активности студентов:
- анализировать и творчески интерпретировать психолого-педагогические ситуации и факты;
- творчески разрабатывать рекламный проспект книги на педагогическую тему, проспект педагогического журнала, создавать педагогическое эссе на избранную тему, определять форму участия в деловой игре «Психолого-педагогический симпозиум» и др.;
- формулировать проблемные вопросы и составлять педагогические задачи в соответствии с темой семинара или практического занятия;
- составлять личный план-маршрут самообразования в соответствии с областью психолого-педагогических интересов.
Календарно-тематический план СРС
№ срс | Темы и задание по СРС | Кол. часов | Неделя | Форма проведения | |
1. | 1. Продолжите начатый рассказ: «Для получения качественной профессиональной подготовки к педагогическому труду мне необходимо». 2.Выпишите из словарей определения понятий «педагог», «воспитатель», «учитель», сравните их и определите соотношение их содержания. 3.Подготовьте развернутое аргументированное высказывание на тему «Мои личностные качества, которые определили правильность выбора профессии учителя». | эссе Работа в парах сообщение | |||
3. | 1.Составите список из семи качеств личности, которые необходимы человеку, готовому к непрерывному образованию. По десятибалльной шкале оцените наличие у Вас данных качеств. 2.Изучите литературу по составлению программы самовоспитания. Составьте план самовоспитания по формированию необходимых для вас качеств личности. 3.Изучите литературу по самообразованию. Составьте план самообразования на текущий семестр. | Работа в группах Анализ плана воспитания Составление плана Слайды | |||
1.Изучите Концепцию 12-летнего среднего общего образования в РК. Составьте схему, отражающую структуру 12-летней средней школы 2. Выделите направления модернизации системы образования в РК на основе анализа нормативно-правовых актов. Представьте материал в виде таблицы. 3.Подберите пословицы и поговорки о высоком назначении учителя и педагогической деятельности | Реферат слайды Журналы наблюдений | ||||
1.Опишите школьные ситуации, характеризующие различные стили общения педагогов. 2. Найдите несколько крылатых выражений о самовоспитании человека и обоснуйте их с собственных ценностных позиций. 3.Подберите статью из педагогической прессы по проблемам самообразования, составьте план, тезисы, конспект статьи. | Письменная работа Конспект Конспект | ||||
Всего | |||||
ГЛОССАРИЙ
АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. аutoritas – влияние, власть) – соц.психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.
АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ – тип воспитания, применяющий формы взаимодействия взрослого и ребенка в педагогическом процессе, имеющие элемент долженствования.
АКСЕЛЕРАЦИЯ – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (от лат. Activus – деятельный) – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества: проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.
АКТУАЛИЗАЦИЯ – перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее.
АЛГОРИТМ – предписание, задающееся на основе системы правил последовательности операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.
АНТРОПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека. Основоположник - К.Д.Ушинский, он ввел этот термин в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки учащихся образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов.
ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА – организация педагогами (организаторами внеклассной работы) разных видов деятельности воспитанников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ – учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных и возрастным составом.
ВОСПИТАНИЕ – 1) в широком соц. смысле – социальное формирование личности, т.е. воздействие на личность всех средовых факторов; 2) в широком педаг. смысле – целенаправленное и специально организуемое воздействие на личность, осуществляемое в рамках специальных (образовательных) учреждений специальными людьми – педагогами (в этом смысле понятие «воспитание» тождественно понятию «образование»); 3) в узком педаг. смысле – специальная работа, нацеленная на формирование совершенно определенных качеств личности, чаще всего – нравственных. В этом смысле употребляется как «чистое» воспитание (термин А.С.Макаренко).
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ– совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающую мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Включает в себя, как правило: систему школьных традиций, ритуалов, праздников; систему работы классных руководителей; систему работы с родителями; систему школьного самоуправления.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – 1)основной документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от формы получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2)основной документ, в котором определены конечные результаты образования по каждому учебному предмету; 3)обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки на учащихся.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания.
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – воспитание, в основе которого – опора на мотивационный компонент психики, - либо на уже имеющуюся установку и мотивацию (свободное воспитание), либо производится предварительная работа по формированию мотивации и установки (ненасильственное воспитание).
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ – постоянно возникающие и разрешающиеся противоречия между возможностями развивающейся личности и требованиями со стороны социума, ближайшего окружения (внешние противоречия); либо между возможностями и потребностями личности (внутренние противоречия).
ДИДАКТИКА – теория образования и обучения; отрасль педагогики, предметом которой является обучение как средство образования и воспитания человека.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ - выделение определенных типологических групп учащихся и разработка применительно к этим группам специфических приемов, способов, методов обучения и воспитания, построение определенной логики изучения учебного материала, применение специфических методов контроля, оценивания и т.д.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ (ЗБР)– расхождение между уровнем актуального развития (ребенок может решить задачу самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками. ЗБР (это понятие введено Л.С.Выготским) свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей.
ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (нововведение) – 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. И.п. классифицируются по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие пед.процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие, дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений – локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И.п.); по масштабу использования – единичные и диффузные; по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методик, технологий, программ и пр.).
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ – организация учебного процесса, при которой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основании учебного плана. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские и т.д.
КОЛЛЕКТИВ (от лат. сollectivus –собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, определенной структурой. А.С.Макаренко выделены признаки, этапы и принципы развития коллектива.
КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД) – основополагающий элемент коммунарской методики, разработанной И.П.Ивановым. Этапы: принятие идеи, выделение совета дела, творческое коллективное планирование дела посредством «мозгового штурма», творческое коллективное выполение, коллективный анализ и оценка, принятие идеи нового дела.
МЕТОДЫВОСПИТАНИЯ – общественно обусловленные способы целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания, ведущего типа деятельности, содержания и закономерностей воспитания, конкретных задач и условий их реализации, возрастных, индивидуальных, половых особенностей воспитанников, индивидуальных особенностей воспитателя.
МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся. В методах обучения заложены цели обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.
МЕТОДЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
ОБРАЗОВАНИЕ – 1) как ценность - мотивированное и стимулированное отношения разных видов сообществ и отдельного человека к уровню собственного образования, его качеству; 2) как система - взаимосвязанное множество образовательных (государственных и негосударственных) учреждений, различающихся по уровню и профилю, но обладающих в своей совокупности такими инвариантными качествами как гибкость, динамичность, вариативность, преемственность, целостность; 3) как процесс - технологизированное продвижение от целей к результату посредством личностно-социального взаимодействия педагогов и учащихся, что предполагает персонифицированное, эмоционально-мотивационное совершенствование личности и деятельности педагога: 4) как результат - уровень функциональной грамотности (грамотности, доведенной до общественно и личностно необходимого максимума), профессиональной компетентности специалистов разного профиля и общекультурного уровня разных категорий населения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ – обязательный уровень образования, принятый и закрепленный законодательными актами на данной территории в данное время.
ОБУЧЕНИЕ – целенаправленный и специально организованный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков (ЗУНов), формирование мировоззрения, развития потенциальных возможностей и опыта творческой деятельности обучаемых в определенной предметной области.
ПАРАДИГМА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (от греч. рaradeigma – пример, образец) - совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным пед. сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем; определенный набор предписаний (регулятивов). Понятие «парадигма» введено амер. ученым Т.Куном.
ПРИНЦИПЫПЕДАГОГИЧЕСКИЕ – исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Впервые разработаны Я.А.Коменским. К числу наиболее известных относятся принципы доступности, наглядности, систематичности и последовательности, научности и пр.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ – процесс закономерного изменения личности в результате ее индивидуальной деятельности по освоению окружающего мира.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – система научных знаний, умений и навыков, отношения и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие способностей воспитуемых, формирование их мировоззрения, морали, поведения.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ – 1) как организация – сложная организационно-структурная система, внутри которой выделяются структуры федерального, регионального, муниципального управления образованием, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) как процесс – взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. У.О. включает в себя: планирование, организацию, руководство и контроль.
УРОК – динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом - по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН – нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени. Отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим – структуру учебного года.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих освоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. У.п. бывают типовые, вариативные, рабочие, модифицированные, авторские. Существует два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ – первый этап развития личности, процесс становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды.
ШКОЛА – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности, государства.
Лекционный комплекс