РЕD 2204 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Современное образование и личность в контексте непрерывного образования
Тема 1. Особенности образования и его роль в современных социокультурных условиях
Общая характеристика образования. Образование как общественное явление. Три смысла понятия «образования». Образование как ценность. Образование как процесс и результат. Образование как система. Система образования как культурный посредник. Парадигма современного образования: ориентация на личность и результат. Образование как стратегический приоритет 21 века. Факторы, влияющие на изменения в сфере образования. Глобальное образование и мировое образовательное пространство. Основные направления развития мировой системы образования. Переход к непрерывному, открытому образованию как одна из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования. Основные тенденции развития среднего образования в современном мире.
Основные понятия-, образование, парадигма образования, глобальное образование, мировое образовательное пространство, тенденции в развитии образования.
Тема 2. Система образования Республики Казахстан
Понятие системы образования. Законодательство Республики Казахстан о системе образования. Государственная образовательная политика в РК. Структура системы образования РК. Модернизация системы образования в соответствии с современными требованиями развития казахстанского общества и условиями интеграции в мировое образовательное пространство.
Общее среднее образование — базовый уровень системы образования и основа развития интеллектуального потенциала, функциональной грамотности личности обучающегося. Типы образовательных учреждений по осуществлению среднего образования. Модель 12-летнего среднего образования. «Государственная программа развития образования РК на 2011- 2020 годы» о реализации модели 12-летнего среднего образования. Роль педагога в решении задач современного среднего образования и формирования личности. Современная школа как динамично развивающаяся система. Малокомплектные школы в РК. Развитие системы инклюзивного образования в РК. Актуальные проблемы системы образования в РК.
|
Основные понятия: система образования, структура системы образования, общее среднее образование, инклюзивное образование, интеллектуальный потенциал личности, функциональная грамотность.
Тема 3. Личность будущего учителя и ее проблемы в современном
Обществе
Личность как научная категория. Трактовка понятия «личность» с позиций философии, психологии, педагогики. Психолого-педагогическая характеристика личности, компоненты личности. Этапы становления личности. Личность как объект и субъект деятельности. Освоение личностью культурного наследия. Современные социокультурные условия и их влияние на личность.
ный подход», характеристика компетентностей педагога, ключевые компетенции педагога.
Тема 4. Педагогическая практика в системе высшего педагогического
Образования
Педагогическая практика - ведущий фактор профессиональной подготовки будущего учителя. Современное понимание педагогической практики в рамках новой образовательной парадигмы. Общеобразовательная школа и учреждение профессионального образования как единое образовательное пространство профессионального развития будущего учителя. Педпрактика как начальный этап профессиональной адаптации. Система педагогических практик в целостном педагогическом процессе вуза. Личностно-ориентиро- ванный, комплексный, непрерывный, творческий характер педпрактики. Цель и задачи различных видов практик. Содержание педагогической практики. Основные требования к организации и проведению педагогической практики. Сущность и содержание «школьного дня» как педагогической практики. Обновление содержания и форм педагогической практики. Овладение профессионально-педагогической компетентностью как важнейший результат педагогической практики
|
Основные понятия: педагогическая практика, система педагогических практик, цели и задачи педагогической практики, непрерывность педагогической практики.
Раздел 3. Факторы непрерывного профессионального роста педагога Тема 1. Проектно-исследовательская деятельность - средство развития творческого потенциала учителя
Понятие «проектирование». Педагогическое проектирование как особый вид профессионально-педагогической деятельности, форма педагогического творчества. Принципы педагогического проектирования. Многообразие областей, видов проектирования в сфере современного образования. Логика и содержание социально-педагогического, образовательного, психологопедагогического проектирования. Объекты педагогического проектирования: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Характеристика основных видов педагогических проектов.
Педагогическое проектирование - функция педагога. Проектно-исследовательская деятельность как средство изменения педагогической действительности, показатель инновационной деятельности педагога, его профессиональной компетентности.
Основные понятия: педагогическое проектирование, проектная деятельность учителя, характеристика педагогических проектов.