Глава 12. Двигаясь к разуму




 

Я уж было совсем вышел на разговор о разуме, но тут начали отзываться все наши исследования состояния. Думаю, вы вошли во вкус той части исследования, которая обычно неприятна людям мечтательным, увлеченным поиском тайных знаний и страны Востока, но без которой можно накапливать только зна­ния, но не понимание. Я говорю о тщательном исследовании источников своих знаний и о понятиях, которыми вы «знаете» то, что уложено в вашем сознании. Поэтому мы сделаем кажуще­еся отступление от прямого исследования разума, а поговорим, так сказать, о среде, в которой он существует.

Если вы задумаетесь, то поймете, что эта нудная часть иссле­дования на самом деле есть Сократическая беседа, обращенная на самого себя. Ничего другого, кроме прояснения понятий, Сократ, можно сказать, и не делал. Правда, во время этого уп­ражнения достигались и другие цели, например, совершалось самопознание. Но разве оно не идет сейчас у тех, кто пытается разобраться с собственными понятиями?!

Конечно, мы ошибаемся, иногда больше, иногда меньше, но ошибаемся почти постоянно, поскольку нас мотает вокруг истины. Но до какого-то состояния мы не в силах этого разли­чить, поскольку пока еще не обладаем достаточной способнос­тью видеть действительность, а вот за какой-то чертой нам вдруг становится, очевидно, что некое утверждение принадлежит не миру, а только нашему сознанию, и поскольку оно при этом утверждение о мире, то оно ложно. Мы учимся все тоньше раз­личать ложность по некоему несоответствию представления дей­ствительности.

За счет чего это несоответствие может быть распознано? Не за счет же того, что мы действительно примерили его к какой-то вещи, как коронку к зубу. Такой способности у нас просто нет. Зато есть способность сделать точный отпечаток этой вещи в своем сознании и создать из него самый простой образ, которым и пользуется разум в своей работе. Называется такой образ Истота. Вот истоту мы уже можем сравнить со своими представлениями и увидеть отличия этих представлений от самых простых образов.

А значит, и увидеть то, что добавлено нами к действительному образу мира, то есть увидеть ложь.

Именно этим нам придется заняться теперь с понятием «со­стояние». Просто потому, что появилась такая возможность. Мно­гих из вас, как я понял, поразила возможность увидеть, что по­нятие «состояние» относится не просто к какому-то сложному и невнятному явлению по имени «Я», а к определенным телам, в которых это я пребывает. Конечно, мы сразу же понимаем, что тела эти вовсе не обязательно похожи на наше физическое тело, именовавшееся у мазыков Тель, но у всех них должно быть одно обязательное качество: Я может в них пребывать, и они как-то закрывают его от опасных или разрушительных воздействий внеш­него мира.

Какого мира, мы пока не обсуждаем, но предполагаем, что изрядная часть этих тел создана для выживания вовсе не в этом мире. А некоторые обеспечивают выживание и здесь, поскольку этот мир сложнее, чем описывают его физика и физиология, но мы не видим, как они действуют, просто потому, что они внут­ри Тели, а значит, мы привычно относим их к телу или, когда это становится уж совсем трудно, к искусственному понятию Организм. Но если задаться целью увидеть то, что есть в нас помимо привычного физического тела, и стать достаточно вни­мательным, наличие этих тел может стать вполне очевидным.

Вот исходное предположение. Оно может быть истинно, а может и ошибочно. Но мы его проверим. И если окажется, что физиология права, нам станет значительно легче жить, поскольку она создала очень обширное описание человека.

А то, что мы можем ошибаться, несомненно. Разберем неко­торые из наших предположений. Вот Выделёнка прислала пре­красное письмо о том, что ей стало легко различать все тела, соответствующие разным состояниям, а при этом в качестве со­стояний видит, к примеру, чувства. Подход здесь простой: если нечто можно назвать состоянием, то это и есть состояние. И если я могу говорить о состоянии любви, состоянии ненависти и тому подобных состояниях, то им должны соответствовать и какие-то тела.

Мне очень нравится, как работала Выделёнка, поскольку без подобного неистовства исследование не родится. Но ее пронесло дальше той границы, до которой мы не можем видеть, чем наши представления отличаются от действительности. То, что описала она, уже доступно разбору в рамках проделанной нами к этому исследованию подготовки. Иначе говоря, у нас уже все есть, чтобы исследовать ее утверждение. Этим оно и хорошо.

А что, собственно говоря, мы имеем? Имеем мы некое рас­суждение, использующее понятие «состояние» для разговора о возможно существующих разных телах человека. Какое именно понятие состояния использует Выделёнка? То, в котором я по­казал, что некоторые значения слова «состояние», как исполь­зовал его народ, позволяют утверждать, что оно относилось не только к чему-то, что длится, но и к чему-то, что неподвижно, но при этом имеет устроение и содержание.

Это понимание «состояния» как места, похожего на «места» в обществе, упущено психологами, к которым мы с неизбежно­стью вынуждены обращаться за самыми первыми знаниями о том, что они называют «состоянием сознания», когда решаем изучать сон. Психологи, как вы поняли, преимущественно ис­пользуют лишь то понятие о состоянии, которое подчеркивает переход и пребывание человеческого тела в каких-то иных внут­ренних условиях.

В сущности, это самоограничение психологии, отсекающей добрую половину от используемого понятия, не случайно. В нем отразилось страстное желание Психологии стать подобной фи­зике. И поэтому психологи заимствовали простейшие физичес­кие, точнее, механические понятия, широко бытовавшие в пору вульгарного материализма. Предполагаю, что сейчас физики ви­дят этот предмет шире.

Тем не менее, попробуем нарисовать себе образ того, что такое состояние для вульгарного материалиста. Кое-кто из вас уже выписывал и присылал подобные образцы мышления, так что вы их узнаете. Надеюсь, и освободитесь.

Самое яркое представление о понятии «состояние» можно извлечь из выражения «агрегатное состояние», если приглядеть­ся к воде. Переходя по «агрегатным состояниям», вода качественно меняет свое состояние. Ниже нуля градусов по Цельсию она лед, выше — жидкость, а выше ста градусов — пар. Что значит слово «агрегатное», я не знаю, но, судя по примерам, это иностранное слово нужно, лишь чтобы показать принадлежность к клану ученых, а означает оно «качественное». Изменения, происходя­щие с водой на границах нуля и ста градусов, качественны. Внут­ри них — количественны.

Теперь следующий пример. Возьмем кусок металла и будем его нагревать и остужать. Можем ли мы сказать, остудив металл ниже нуля градусов, что он перешел в иное состояние? Скажем, в холодное состояние? Вряд ли, потому что для нас с вами, что плюс один градус, что минус один — все равно холодно, а для металла это вообще никак.

Но мы можем сказать, что металл прохладный, если его тем­пература ниже температуры нашего тела. И соответственно, мо­жем сказать, что он теплый, если она выше. И это важный при­мер, потому что наш язык вполне примет высказывание: Возьмите кусок металла и остудите его до прохладного состояния. Или: Относительно температуры моего тела, этот металлический бру­сок находится в теплом состоянии.

Примеры несколько неуклюжие с точки зрения литератур­ного языка, но высказывания эти возможны, и значит, наше мышление вполне принимает подобные образы. Для нас это важ­но, потому что показывает, что большая часть того, что мы на­зываем «состояниями», вообще не существует в мире, помимо нашего восприятия и оценки. И это именно та часть состояний, которые и изучает психология.

Ее предмет, если считать им состояния, не существует в действительности, чем полностью лишает ее возможности быть физической наукой. Судите сами: когда мы говорим о разных «состояниях человека», например, о плохих состояниях, хоро­ших состояниях, состояниях любви, ненависти, различных рас­трепанных чувствах, возбужденном разуме и многом, многом другом, — все эти состояния существуют лишь для нашего вос­приятия. Или для восприятия другого человека, как изменения температур металлического бруска. Попробуйте сказать о воро­бье, что он в плохом состоянии. И вы вынуждены будете либо говорить о состоянии его тела и перьев, либо молчать.

Подавляющая часть того, что мы называем «состояниями», существует в мире лишь потому, что существует восприятие, и лишь до тех пор, пока оно существует. И означает это то, что для физики этих состояний нет, а есть лишь количественные изменения, но эти состояния определенно есть для того, кто воспри­нимает. Иначе говоря, эти «состояния» — лишь способ говорить.

А кто воспринимает?

Воспринимает нечто, что может про себя сказать Я. Без него никакая нервная система не смогла бы оценить, было ли изме­нение состояния, хотя и зафиксировала бы какие-то изменения. Однако, нечто это, при определенном расширении, оказывает­ся на поверку душой и тем самым, лишая психологию возмож­ности считаться физической наукой, создает ее собственный предмет. А это многого стоит.

Вот и попробуем посмотреть на перечисленные Выделёнкой «состояния» с точки зрения науки о душе.

Если принять, что существуют качественные изменения со­стояний, как «агрегатные состояния» воды, и существуют коли­чественные изменения в состояниях тел, то мы можем еще раз проверить то понятие «состояния», которое вывели из народно­го употребления этого слова. Есть «состояния», про которые язык говорит как про места и которые мы уподобили слоям внутри общественного устройства. А есть «состояния», которые находят­ся внутри этого слоя и, в сущности, не могут считаться каче­ственными изменениями.

Попробуйте посмотреть на предложенную Выделёнкой ли­нию от «состояния любви» до «состояния ненависти» так же, как вы глядели на кусок металла, когда его нагревали. И вы уви­дите, что между ними есть множество переходов, подобных гра­дусам нагревания. Кстати, народ так и описывает любовь: от за­студить сердечко, до жара страсти. И если вы это увидите, то поймете, что народ при этом не видел разных состояний, хотя и мог говорить это слово, а видел он изменения чего-то, что было подобно телу. И это тело, как металл, остывает и нагревается от огня, которым является любовь.

Но тему Любжи, сколь бы интересна она ни была, мы оста­вим сейчас в стороне. У нас еще будет возможность ею заняться в следующем семинаре. Пока же направьте все внимание на то, что проявится сквозь следующее высказывание: любовь и нена­висть — это изменения одного и того же состояния. И это состо­яние некоего тела. Причем такого, которое существует прямо в нашем мире. Возможно, это наше физическое тело, Тель, но возможно, что оно существует одновременно и даже одноместно с ним.

Но главное одно: любовь и ненависть — это не разные состо­яния и не имеют каждая свое тело, а это количественные изме­нения одного состояния все того же тела.

То, что мы обозначаем в бытовой речи словами «состояния» на деле есть лишь изменения состояния. Просто мы для частных и мелких изменений, которые длятся какое-то время, использу­ем родовое имя, что, в общем-то, верно. И для бытовой речи такой точности в использовании слов хватает. Это похоже на то, что городские жители используют одно слово «снег» для обозна­чения всех тех видов снега, которые северные народы называют разными именами. Для жизни в городе подобные тонкие разли­чения не важны, как и различения в состояниях души, сколь это ни печально...

Что я хочу сказать этим уточнением? То, что не все то состо­яние, что мы же сами называем состоянием. Точнее, все, что мы называем состоянием, безусловно, есть выражение какого-то со­стояния, но при этом состояния эти, как то, что длится и имеет некий объем, меняются внутри себя. Замечая эти изменения, мы их отмечаем, но, не имея имени для каждого, называем общим именем — состояние. Однако именно тогда мы за проявлениями не видим ни понятие, ни сущность, которая сквозь них являет себя нам.

А сущность эта, именуемая Состояние, оказывается описа­нием чего-то, что Состоит, то есть Составлено, из всех этих из­менений. Или из чего-то, что можно назвать устройством, по­зволяющим происходить изменениям.

И что не менее важно, при этом, хоть наша речь и перенасы­щена словами «состояния», на самом деле мы обладаем способ­ностью входить в весьма ограниченное число действительных состояний. И сон одно из них, если только правомерно называть его состоянием. Все остальные наши, так охотно называемые нами, «состояния» есть лишь метания внутри одного слоя, одно­го места или одного тела. И мы, ограничившись изучением их, вынуждены будем урезать и само понятие «состояние», как это с очевидностью и проделала Психология.

Попытавшись стать Физической наукой, она ограничила себя изучением того, что относится к Тели. И тут же используемые ею

понятия пришли в соответствие решаемым задачам и сузились до физического тел. Но это значит, что исследование «отрезан­ной части» понятия со столь же жесткой неизбежностью должно раскрыть нам возможность выйти на изучение других тел. По край­ней мере, я высказываю такое предположение.

И проделаем мы свои первые шаги в том направлении, изу­чая такие похожие и разные явления, как Разум дня и Разум сна.

Скоморох.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: