Глава 11. Разум. Как мы будем исследовать




 

Итак, мы завершили не только описание самого явления сна. но и описали с определенной степенью подробности и глубины и тот слой собственного сознания, в котором у нас хранятся научные или наукообразные знания о сне и состояниях сознания. Вывод из этой части исследования немного печальный: теми путями, которыми предлагает исследовать сон наука, лучше не ходить. Она их проверила и до ответов дойти не смогла. Похоже, те пути слишком сложны даже для нее.

Теперь можно перейти к собственному исследованию, но другим путем. Каким? Похоже, сама жизнь и наука подсказыва­ют нам: исследовать сон через очевидно относящиеся к нему яв­ления — подход, обреченный на неудачу. Поэтому стоит риск­нуть и начать исследование через то, через что исследование сна кажется невозможным. По крайней мере, оно должно ко сну иметь неявное отношение, из-за чего должно было быть пропущено наукой как неочевидный вход. Мы войдем в исследование сна через понятие Разума.

Как это ни странно, но именно своеобразное безумие сна, его режущая глаз нелогичность и вседопустимость, если такое слово возможно, заставляет нас ближе присмотреться к разуму.

Хотим мы того или не хотим, обладаем мы разумом во сне или не обладаем, но понимаем мы сны, а потом описываем их и исследуем, именно разумом. Это означает, что наш разум, а вме­сте с ним и мышление, накладывают себя как слои на наше понимание сна. И еще это означает, что все те исследователи сна, которые не дали себе труда очистить свои понятия о сне от этих слоев, пишут не о сне, а о некой сложной вещи, состоящей из множества различных явлений, включая и сон.

Итак, если мы познаём себя как сон, но познаём с помощью очищения, то первое, что мы должны сделать, это накопить объем наблюдений, достаточный для того, чтобы выносить хоть какие-то суждения. Тут мы налетаем на первые сложности: сон слиш­ком привычен и всеобъемлющ, поэтому наблюдений у нас слиш­ком много. Поэтому приходится задавать себе какие-то рамки, чтобы исследовать его по частям. Иначе мы вообще не будем в состоянии охватывать единым взглядом предмет своего иссле­дования.

В нашем случае способ ограничения состоит из двух приемов. Один из них задается самой школой очищения: заниматься в первую очередь тем, что самое легкое и само рвется наружу. Это мы и сделали, когда я предложил вам не думать о том, что такое сон, а просто описывать то, что отзывалось на предложен­ные мною вопросы.

Второе ограничение искусственное, это как раз подход к понятию сна через понятие, к примеру, разума. Выбор его не случаен, я взял то, что нами уже изучено в какой-то мере, в достаточной, на мой взгляд, чтобы давать основания для суж­дений. Но при этом этот выбор может быть заменен на любой другой, который мы захотим использовать.

Это то, что касается способа сузить исследуемый материал вширь. Но его объем необходимо уменьшить и в глубину. И это уже связано не только с тем, что он все равно слишком велик для обработки его в нашем сознании. Здесь важнее становится необходимость убрать из него то, что внесет искажения в пони­мание, а значит, и в суждения.

Это всяческие инородные вещи, которые мы исходно вос­принимаем как принадлежащие понятию сна. Какие, например?

Я уже говорил о том, что не знаю другого орудия, каким мы можем изучать сон, кроме собственного разума. Следовательно, все, что является помехами работе разума, одновременно ока­зывается и помехами в понимании сна. Это как волосок на объек­тиве или окуляре микроскопа. Если из-за него изучаемая вещь искажается в моем восприятии, значит, это искажение привне­сено в мое понятие о вещи самим орудием изучения.

И как бы я ни горел желанием изучать сон и раскрывающу­юся через него таинственную Ведогонь, но до тех пор, пока не будет сделано общее очищение сознания и выстроен и обучен проведению исследований разум, приступать к каким-то опытам со сном можно лишь с опаской. Это вовсе не такое уж невинное занятие.

Что же входит в число искажений разума, подлежащих очи­щению?

Во-первых, все виды сумасшествий, в прямом и переносном смысле этого слова. Впрочем, мазыки считали, что все сумасшествия, наверное, кроме тех, что вызваны органическими повреж­дениями мозга, как сейчас говорят, убираются с помощью Кресения. Так что для них не существовало того, что сейчас психи­атрия называет психическими болезнями, а были либо западки. то есть присутствие чужого сознания внутри твоего, либо одер­жимости, то есть присутствие в тебе чужого духа.

И то и другое вполне доступно очищению или освобожде­нию.

Затем идет второй слой искажений, вносимых мышлением. Для тех, кто прошел обучение в Училищах Тропы, понятно, чем мышление отличается от разума. Для новичков скажу, что мышление — это разум, закрепивший свои удачные находки в омертвелых образцах. Образцах поведения и решения задач, ко­нечно. Образцами же оказываются длинные цепи образов, од­нажды приведшие к победе, а теперь применяемые как они есть ко всем сходным задачам.

Как вы понимаете, такой способ решения задач оказывается не только не гибким, но и очень громоздким. Он плодит огром­ные объемы памяти и замедляет нашу дееспособность. При этом хранилища этих образцов мышления окружают человека в про­странстве, собираясь в многочисленные и запутанные слои мутно­го сознания, называвшегося у мазыков Лопоть. То есть Одежка.

В сущности, человек в мышлении не думает, он знает. Что означает: помнит. И поэтому, когда мы исследуем какое-то явле­ние, например, сон, глядя на открывшееся, мыслитель не мо­жет сразу подумать и решить, что это, он сначала обращается к памяти и вытаскивает из нее все, что знает и помнит об изуча­емом явлении. В быту это часто срабатывает, потому что там за­дачи повторяются. Но в исследовании приводит к пустой трате времени и сил, поскольку вырваться из такого перебора образ­цов трудно. Только исчерпав свои запасники, человек в мышле­нии сдается, и передает себя в руки разума, так сказать. Если только не запустит все те же попытки по второму кругу.

Очищение мышления сложнее, чем очищение западков и освобождение от духов. С западками все ясно: они неполезны, да еще и делают тебя уязвимым в глазах общественного мнения. От духов почти однозначно надо освобождаться. А вот мышлением своим мы гордимся. А когда не гордимся, то очень ценим тот труд, что вложили в его создание. Поэтому очищение этот сложное и долгое, а исследовать надо уже сейчас. Приходится приме­нять дополнительные приемы.

Прием, собственно говоря, один, назывался он Ворошением. Но применять его можно по-разному. В нашем исследовании я применял его так. Я задал вам тему и требовал писать отклики, то есть выписывать то, что откликнулось. Откликалось, естествен­но то, что само «готово выпрыгнуть», как только его повороши­ли, то есть представилась первая же возможность. Иначе говоря, что обязательно бы влезло в выводы нашего исследования.

Как только вы выпустили самый большой напор вашего мыш­ления, а это видно по тому, что в переписке появляются не отклики, а раздумья, можно задавать направление ворошения, чтобы к началу исследования мышление оказалось ослабленным на всем том направлении, которым будет разворачиваться наша работа.

Поскольку я исходно намечал вести вас через понятие разу­ма, я сразу и задал вам писать о том, что обязательно отзовется в связи с этим. Это было уже направленное ворошение, бегущее впереди исследования. Делалось это примерно так. Я либо прямо советовал вам исследовать разум сна, либо переправлял те пись­ма, в которых вы приближались к этой теме, в ту часть исследо­вания, которая будет посвящена разуму:

Вот с этого мы начнем вторую часть Сима — Ведогонь-2:

«Саша, так меты сна — это когда образы, которыми я сейчас живу, не соответствуют действительности? Как бы соскакивают с самого мира?»

Да, речь идет о разуме и его устройстве. И умудрилась это разглядеть Бабася. Ну, как я ее не люблю! От нее всегда столько лишней работы!

Задай этот вопрос еще раз, когда начнется Вторая часть семи­нара.

Скоморох.

В итоге вы прорабатывали эту часть своего сознания заранее, и сейчас она, условно говоря, «хорошо проворошена», то есть, продумана вами и проверена на предмет самых умных мыслей. И если что-то умное вам подвернулось, вы его высказали, а я по-хозяйски прибрал.

Теперь все ваши умные мысли лежат в копил очке нашего Сема. Они никуда не пропадут и не только записаны, но и оце­нены. Ваше мышление, которому очень важно выглядеть умному и получить соответствующую оценку, успокоилось и уснуло, зна­чит, у вас есть возможность выпустить в освободившееся место Разум. И немножко поработать, пока захватчик спит.

Конечно, это неполноценное очищение, это всего лишь вре­менное средство, позволяющее нам вести исследование. Вам же еще немало придется повозиться с собственным внутренним противником, когда срубленные нами головы снова отрастут и начнут изливать потоки умных мыслей. Но мы успеем провести наш короткий семинар.

Поэтому не сдерживайтесь, продолжайте писать и отсылать для всеобщего обозрения все, что из вас рвется. Или начинайте писать, кто до сих пор сдерживается. Не бойтесь, что вас прочи­тают. Тут все такие, и никто над вами не посмеется, тем более, что я сразу же дам вам имя для защиты, как только ваше письмо покажется мне уязвимым. Но, сдерживаясь, вы лишаете себя возможности понять и усвоить то, что откроется во время иссле­дования. И вам только кажется, что вы хорошо все понимаете, наблюдая со стороны. Это ваше мышление понимает, оно вооб­ще все понимает и знает. Вот только жить потом приходится вам...

Теперь, когда вам стало понятнее, как же мы с вами работа­ли и будем работать, можно переходить и к разуму. Но я сделаю это в следующем письме, чтобы отделить те служебные слои, что описаны в этом, от самого исследования.

Скоморох.

 

 

Сопроводительное письмо. Разум в Дреме

Давайте приглядимся к неплохо описанному нами явлению Дремы. В Дреме ты можешь думать, и думаешь почему-то одну мысль. Конечно, ты можешь переключиться на другую и даже третью, но того разброда, который ощущается в мыслях, когда ты бодрствуешь, нет. Почему? Что изменилось?

Первое предположение: в Дреме нет разума, как большого орудия выживания, состоящего из Образа мира и способности рассуждать. В ней сохраняется только эта способность. Но верно ли это?

Возможно ли рассуждать, если нет образа мира? По каким истотам тогда вести свое рассуждение? И как выверять разум­ность с действительностью?

Значит, разум в Дреме еще сохраняется. А что пропадает?

Мышление. И не просто как лопоть, а как то, что заставляет мысль метаться. А что это?

Непроизвольный перебор целей, которые заставляют тебя постоянно скакать по тому, что надо продумать. Как по пенькам на вырубке, когда ты вынужден подпиливать один за другим — все, что вылезают выше остальных. Как только ты подпилил са­мый высокий, тут же самым высоким становится какой-то иной. И ты бежишь пилить его...

Вот так и накапливается тысяча мыслей, тысяча мыслей...

В Дреме сохраняется способность использования разума, но пропадает мышление. Почему и как?

Складывается впечатление, что проход в Дрему осуществ­ляется через игольное ушко, через некий узкий пропускник, который пропускает только малые образы сознания и не про­пускает большие цепи образцов.

Что там за «пропускник», в общем-то, не имеет значения. Но вот то, что происходит переход, вы ощущаете по ощущению щелчка или скачка, когда переходите в Дрему. Это состояние качественное. И одно из качеств как раз связано с мышлением, которое пропадает, отсоединяется от того тела, в котором мы Дремим. Не дремлем, а именно Дремим, поскольку дремота, придремывание, как вы сейчас понимаете, это совсем другое — это всего лишь легкая сонливость. То есть желание спать.

Скоморох.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: