Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, включают в себя:
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
|
Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационно-содержательные характеристики деятельности, т.е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.
К этим сторонам (сферам) инициативы были отнесены следующие:
1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление).
2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи).
3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи).
|
4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные и родовидовые отношения).
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
- при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
- проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
- презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
|
Выявление интересов и потребностей детей осуществлялось на основе наблюдений за деятельностью детей в 2015-2016уч.г. и анализа данных анкет родителей.
ИНТЕРЕСЫИ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ | |||
Направленность активности | Потребности детей | Количество | % |
Творческая активность | Испытывают потребность в творческой деятельности | ||
Включенность в продуктивную деятельность | Испытывают потребность в продуктивной деятельности | ||
Коммуникативная активность | Испытывают потребность во включенность во взаимодействие со сверстниками | ||
Познавательная инициатива | Испытывают потребность в познавательной-исследовательской деятельности | ||
Физическая активность | Испытывают потребность в физической активности |
СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ | |
1. ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ | |
| |
| |
| |
| - |
| - |
2. СЕМЬИ | |
· Полные | |
· Неполные | - |
· Многодетные | - |
· Семьи с 1 ребенком | |
· Семьи с 2 детьми | |
· Неблагополучные | - |
3. БЕЖЕНЦЫИ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ | - |
4. РОДИТЕЛИ - ИНВАЛИДЫ | - |
5. ЖИЛЬЕ | |
· Проживают в отдельной квартире | |
· Проживают в квартире с соседями | - |
· Проживают в собственном доме | |
· Снимают квартиру | - |
6. МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЕМЬИ | - |
7.СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ОПЕКАЕМОГО РЕБЕНКА | - |
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ | |
Формы сотрудничества | % |
Проектная деятельность | |
Участие в выставках | |
Участие в спортивных мероприятиях | |
Изготовление пособий и материалов для предметно-развивающей среды группы | |
Участие родителей в подготовке к летне-оздоровительной компании | |
Участие родителей в оформлении зимних участков | |
ОЦЕНКА АКТИВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ | |
Активные родители | |
Родителей выполняют разовые поручения, но менее активны | |
Родителей не активны, не включаются в образовательный процесс |
Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной