Способы и направления поддержки детской инициативы




Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, включают в себя:

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.

Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационно-содержательные характеристики деятельности, т.е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.

К этим сторонам (сферам) инициативы были отнесены следующие:

1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление).

2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи).

3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи).

4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные и родовидовые отношения).

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
  • создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
  • обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
  • при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
  • проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
  • презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)

 

Выявление интересов и потребностей детей осуществлялось на основе наблюдений за деятельностью детей в 2015-2016уч.г. и анализа данных анкет родителей.

ИНТЕРЕСЫИ ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ
Направленность активности Потребности детей Количество %
Творческая активность Испытывают потребность в творческой деятельности    
Включенность в продуктивную деятельность Испытывают потребность в продуктивной деятельности    
Коммуникативная активность Испытывают потребность во включенность во взаимодействие со сверстниками    
Познавательная инициатива Испытывают потребность в познавательной-исследовательской деятельности    
Физическая активность Испытывают потребность в физической активности    

 

СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ
1. ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
  • Высшее
 
  • Не законченное высшее
 
  • Средне-профессиональное
 
  • Среднее
-
  • Незаконченное среднее
-
2. СЕМЬИ
· Полные  
· Неполные -
· Многодетные -
· Семьи с 1 ребенком  
· Семьи с 2 детьми  
· Неблагополучные -
3. БЕЖЕНЦЫИ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ -
4. РОДИТЕЛИ - ИНВАЛИДЫ -
5. ЖИЛЬЕ  
· Проживают в отдельной квартире  
· Проживают в квартире с соседями -
· Проживают в собственном доме  
· Снимают квартиру -
6. МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ СЕМЬИ -
7.СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ОПЕКАЕМОГО РЕБЕНКА -
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
Формы сотрудничества %
Проектная деятельность  
Участие в выставках  
Участие в спортивных мероприятиях  
Изготовление пособий и материалов для предметно-развивающей среды группы  
Участие родителей в подготовке к летне-оздоровительной компании  
Участие родителей в оформлении зимних участков  
ОЦЕНКА АКТИВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Активные родители  
Родителей выполняют разовые поручения, но менее активны  
Родителей не активны, не включаются в образовательный процесс  

 

Планируемые результаты освоения основной общеобразовательной



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: