По учебной дисциплине «Обществознание»
для всех специальностей технического профиля.
Тема рабочей программы Тема 1.6. Многообразие мира общения
Вопрос для самостоятельного изучения:
Виды и функции общения. Время выполнения: 2ч.
Цели:
1. Закрепление и углубление знаний.
2. Обобщение и систематизация знанийпо предложенной теме.
Форма предоставления изученного материала - опорный конспект
(оформление опорного конспекта см. Приложение 6)
Критерий оценки:
Уровень сложности 1
- Работа с учебными и периодическими изданиями, составление опорного конспекта (памятка – алгоритм работы над опорным конспектом см. в п.3 «Рекомендации по оформлению результатов самостоятельной работы»)
Оценка «удовлетворительно»
Уровень сложности 2
- Подбор и систематизация материала, составление терминологического словаря по предложенному вопросу, пользуясь ресурсным материалом по данной теме, представленным ниже ( памятка – алгоритм работы над опорным конспектом см. в п.3 «Рекомендации по оформлению результатов самостоятельной работы»)
Оценка «хорошо»
Уровень сложности 3
- Составление схем, показывающих взаимосвязи и взаимозависимость изучаемых понятий. ( памятка – алгоритм работы над опорным конспектом см. в п.3 «Рекомендации по оформлению результатов самостоятельной работы») Оценка «отлично»
Ресурсный материал к выполнению
Самостоятельной внеаудиторной работы №2
Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией.
Функции общения
1.Контактная: цель – установление контакта;
2Информационная: цель – обмен сообщениями, передача каких либо сведений;
|
3.Побудительная: цель - стимуляция активности партнёра, ориентация на выполнение тех или иных действий;
4.Координационная: цель – согласование действий при организации совместной деятельности;
5.Амотивная: цель – возбуждение в партнёре нужных эмоциональных переживаний;
6.Оказание влияния: цель – изменение состояния, поведения партнёра, его намерений.
Средства общения
Выделяют два основных средства общения:
1. вербальное общение (речь);
2.невербальное общение (мимика, жесты, интонация)
Психологи не без основания считают: легче изменить своё мировоззрение, чем свою индивидуальную манеру подносить ложку ко рту во время обеда. Внутренний мир человека гораздо правдивее проявляется через мимику, жесты, чем через сказанные ими слова.
Содержание фраз гораздо легче поддаётся контролю, чем не вербальные средства общения.
Виды общения
1. Между реальными субъектами;
2. Общение с иллюзорным партнёром (животное, природа);
3. Общение с воображаемым партнёром (внутренний диалог, общение с богом, с предками).
4.Для наилучшего понимания этого вопроса выполним задания
Общение и коммуникация
Очень часто путают понятия «общение» и «коммуникация». Тем не менее, они существенно отличаются. Перечислим отличительные признаки коммуникации:
- наличие субъекта и объекта;
- активен лишь субъект, он передаёт информацию, а объект её принимает;
- отсутствует активный контакт;
- отсутствует обратная связь.
Подведём итоги. Общение – неотъемлемая составляющая жизни каждого человека. Пожалуй, никто не может обойтись без общения. Оно обогащает, развивает, способствует самоутверждению человека, помогает ему найти его место в жизни.
|
Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.
Проблема общения рассматривается также в трудах философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой, М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)
Исходя из этого обилия взглядов на проблему общения, ее нужно рассматривать с философской, социологической и психологической сторон.
Философский подход основывается на том, что именно общественная концепция обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции социальной структуры общества, группы при диалектическом взаимодействии личности и общества.
При психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Психологи отмечают наличие главной потребности у личности — в общении, как важного фактора самоформирования личности.
Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Содержание общения может быть различным:
§ передача информации
§ восприятие друг друга
§ взаимооценка партнерами друг друга
§ взаимовлияние партнеров
§ взаимодействие партнеров
§ управление деятельностью и т.д.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.