Задания к теме 1«Сущность и особенности проектирования деятельности в сфере ДНВ учащейся молодёжи».




Задания на освоение компетенций: (ПК-3) - способностью руководить исследовательской работой обучающихся, (ПК-12) - готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области.

 

Задание 1.1. Аннотирование научных публикаций по проблеме проектирования деятельности в сфере ДНВ учащейся молодежи.

Задание 1.2. Составление аннотированного списка Интернет-ресурсов по теме.

Написать 5 аннотаций к научным изданиям (студент вправе выбрать либо работу с бумажными носителями, либо Интернет-ресурсы) по проблемам проектирования деятельности в области духовно-нравственного воспитания. Выделить термины и понятия по теме.

 

Аннотация – краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

Аннотация выполняет следующие функции:

  • дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;
  • используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.

Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Рекомендуемый средний объем аннотации 500 печатных знаков (ГОСТ 7.9-95 СИБИД).

Фразы, рекомендуемые для написания аннотации к научной статье:

  • В данной статье рассматривается проблема...
  • Обосновывается идея о том, что...
  • Прослеживается...
  • В статье затрагивается тема...
  • Даётся сравнение...
  • Статья посвящена комплексному исследованию...
  • Целью статьи является анализ изучения...
  • Статья посвящена феномену...
  • В статье раскрываются проблемы...
  • Особое внимание уделено...
  • В статье анализируется...
  • Автор приходит к выводу, что...
  • Основное внимание в работе автор акцентирует на...
  • Выделяются и описываются характерные особенности...
  • В статье выяснены особенности...
  • На основе изучения… установлено...
  • Статья посвящена пристальному анализу...
  • На основании анализа..., а также привлечения... устанавливается, что...
  • Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме...
  • Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.
  • В статье обобщен новый материал по исследуемой теме, вводятся в научный оборот...
  • Автором предложены...
  • Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке...
  • Основное содержание исследования составляет анализ...
  • Такой взгляд будет интересен специалистам в области...
  • В статье речь идет о...
  • Статья посвящена детальному анализу...
  • Значительное внимание уделяется...
  • В заключение раскрывается...
  • Статья раскрывает содержание понятия...
  • Автор прослеживает становление...
  • Обобщается практический опыт...
  • В статье исследуются характерные признаки...
  • В статье рассматриваются ключевые этапы...
  • В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить...
  • В статье раскрываются процессы...
  • Статья подводит некоторые итоги изучения...
  • Автор дает обобщенную характеристику...
  • Данное направление дополняется также рассмотрением...
  • Обосновывается мысль о том, что...
  • В статье проанализированы концепции...
  • В качестве ключевого доказательства... используется...
  • В статье приведен анализ взглядов исследователей...
  • Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о...
  • В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины...
  • В статье излагаются взгляды на...
  • Автор стремится проследить процесс...
  • В статье дан анализ научных изысканий...

Критерии оценивания выполненного задания:

0-1 - точность передачи в аннотации основных проблем, содержащихся в тексте.

0-1 - соблюдение структуры информативной аннотации.

0-1 - языковая правильность (лексическая, грамматическая и синтаксическая).

0-1 - соблюдение стиля, структуры и формата аннотации.

0-1 правильность использования в аннотации специальной терминологической лексики

Студент может получить до 5 баллов за выполненное задание.

 

Задания к теме 2 «Взаимосвязь проектирования с инновационной деятельностью».

Задания на освоение компетенций:(ПК-3) - способностью руководить исследовательской работой обучающихся, (ПК-4) - готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, (ПК-12) - готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области.

Задание 2.1. Создание интеллект-карты по темам «Проект как образовательная технология», «Проект как метод обучения», «Классификация проектов».

Задание 2.2. Создание интеллект-карты по теме «Теория поколений и проектирование деятельности в сфере ДНВ учащейся молодежи».

Пояснение 1:

 

Интеллект-карты - Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Применяется для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и т.п. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

В линейной записи обычно используются текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако иногда возникает усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сделанный самолично. Почему?

• Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами – словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.

• В таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.

• Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, неусвояемость информации, трата времени, ощущение собственной интеллектуальной неполноценности, тихая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому что мы вынуждены больше бороться с самими собой, а это утомляет.

Технология работы предложена и описана Тони Бьюзеном (Tony Buzan), автором техники ментальных карт. По его мнению, она предлагает нам помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию. Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

1. Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

2. Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.

 

Основная цель созданияинтеллект-карт– систематизация знаний с помощью визуальных представлений (схем, рисунков и др.). Уникальность технологии в том, что она одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере потенциал человека.

На что необходимо обратить внимание при создании ментальных карт:

1) Центральная картинка должна быть значительно больше остальных и находиться по центру.

2) Используйте как минимум 3 разных цвета.

3) Изменяйте шрифт в зависимости от важности слов, создавая тем самым иерархию.

4) Полноценно используйте пространство.

5) Используйте стрелки для соединения картинок и слов.

Распространенные ошибки при создании ментальных карт:

1) Использование листа бумаги в вертикальном положении. Это ограничивает пространство.

2) Написание одним и тем же шрифтом.

3) Не использование картинок. Это большая ошибка, если оставлять ментальную карту только в виде линей и текста, то конечный результат – выглядит монотонно и соответственно, плохо запоминается.

4) Использование ярких цветов только в центре.

Ментальные карты можно использовать, делая заметки во время лекций, или, когда надо посмотреть на проблему с разных сторон, или рассмотреть варианты достижения цели, или сравнить информацию, или внедрить новую идею.

Ментальные карты подходят как для детей, так и для взрослых.

Для создания ментальной карты необходимо придерживаться следующих правил.

1. Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно, монотонных, объектов.

2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

3. Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.

4. Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.

5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

6. Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

7. Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков).

8. Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

10. Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.

Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты – она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна – какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание – она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

Идея Тони Бьюзена как раз и заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли или использовать их для создания новых идей.

Пояснение 2:

Появившаяся в 1991 году теория поколений в США, быстро нашла своих приверженцев и в России. Теория возникла на стыке наук. Проанализировав историю США, Нейл Хоув и Уильям Штраус сумели выявить временные периоды, в течение которых большинство людей вне зависимости от разницы в возрасте оказываются носителями сходных ценностей. Основой этой теории являются ценности людей представителей среднего класса (особенностью России является то, к среднему классу относят себя две группы людей – с определенным экономическим достатком и те, кто получил высшее образование). Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение.

Ценности поколений формируются в возрасте до 10-12 лет, под влиянием событий (общественных, политических, экономических, социальных, технологических) и воспитания в семье (что хорошо и плохо, что можно делать и что нельзя). Ребенок в это время не оценивает происходящее, а просто осваивает наиболее эффективные технологии жизни. Например, если он растет во времена кризиса, голода и войны – он осваивает технологии, которые хорошо работают в эти периоды, и у него появляются определенные ценности (экономность, умение довольствоваться малым); если он растет во времена процветания и экономического роста, то его успешные технологии и ценности другие (умение работать с перспективой, активность, настрой на победу). Поскольку события и воспитание в каждом обществе в отдельном историческом периоде похожи, то и ценности, которые формируются у большинства людей, похожи. Очевидно, что события, определяющие ценности поколений, в каждой стране разные. В связи с этим теория поколений была адаптирована в России в коллективе НИИ под руководством Е. Шамис.

Следует предупредить, что годы рождения для характеристики поколений берутся условно. Границы с обеих сторон являются размытыми. На временной границе между поколениями их смена идет постепенно и зависит от места, где живет человек. Например, в столицах, портовых городах, местах, где много иностранцев – это происходит быстрее. Люди, рожденные на стыке поколений (плюс-минус три года от граничных дат) являются частичными носителями ценностей окружающих групп и образуют так называемые переходное или «эхо-поколения». Видимо, их задача - служить связующим раствором цивилизации и выступать в роли посредников, «переводчиков».

 

Изучите материалы о теории поколений (как книги, так и материалы сети Интернет), проанализируйте представленную ниже таблицу теории поколений, адаптированную к комплексным событиям в России. Сформулируйте свое мнение о данной теории. Сравните её с теориями В.И. Слободчикова, А.А.Остапенко и др. ученых. Попробуйте дать характеристику поколения Альфа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: