Воротник Анна Викторовна, МОУ СОШ №42
ТЕМА ПРОЕКТА
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»
ВВЕДЕНИЕ
Система Российского образования в последнее десятилетие претерпевает существенные изменения, приближаясь к уровню развития систем образования наиболее развитых стран. Современная школа стремится уйти от моделей обучения прошлого века, как по содержанию, так и по средствам и методам обучения. Появляются новые образовательные технологии, целью которых становится улучшение образовательного процесса. Подобные изменения затрагивают как цели образования, образовательные ценности, характер педагогических отношений, содержание образования, так и изменения подходов к обучению. Только постоянной величиной остается традиционная форма обучения - урок. Существует несколько определений урока, но все авторы сходятся во мнении, что урок представляет собой сложный психолого-педагогический процесс, имеющий свою технологию. Традиционные формы проведения уроков приводят к неэффективности усвоения материала, у детей теряется интерес к изучаемому предмету, поэтому необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать познавательную деятельность учащихся. Для организации плодотворной и эффективной деятельности учащихся необходимо использовать нетрадиционные формы проведения занятий, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Методика проведения нетрадиционных уроков достаточно хорошо разработана и представлена в литературе, эффективность этих занятий доказана. Но на практике нетрадиционные формы проведения уроков в начальной школе практически не применяются, что и обусловило актуальность данного исследования.
|
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили сформулировать тему исследования: «Использование нетрадиционных форм уроков в начальной школе».
Объектом исследования является педагогический процесс, направленный на использование нетрадиционных форм обучения в начальной школе.
Предметом исследования является особенность использования нетрадиционных форм обучения в учебном процессе.
Цель исследования: изучить, теоретически обосновать, разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм уроков в начальной школе.
Была выдвинута гипотеза, уровень мотивации учащихся к учебному процессу повысится, если:
а) вести регулярную работу по повышению уровня познавательного интереса к изучению предметов у учащихся младшего школьного возраста;
б) учитывать возрастные, психологические, индивидуальные особенности детей в данной возрастной группе;
в) разработать содержание и систему использования нетрадиционных форм обучения.
В соответствии с целью и гипотезой выделяются следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по использованию нетрадиционных форм проведения уроков в процессе обучения в начальной школе;
2) изучить психолого-педагогические особенности проявления интереса у детей младшего школьного возраста к учебному процессу;
|
3) изучить особенности использования нетрадиционных форм обучения в начальных классах;
4) изучить рекомендации по организации нетрадиционных уроков для учащихся младшего школьного возраста;
5) организовать практическую работу, применяя нетрадиционные формы проведения уроков в начальных классах.
6) разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм обучения в начальных классах.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы научно-педагогического исследования: аналитический, сравнительный и описательный; изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость исследования: выявлена и теоретически обоснована необходимость использования нетрадиционных форм занятий для успешного развития интереса и повышения познавательной деятельности на уроках у детей младшего школьного возраста.
Практическая ценность работы: предложенный проект и его результаты могут быть внедрены в практику школы, использованы при составлении перспективных и поурочных планов работы, оформление докладов к педагогическим советам, дидактических материалов по работе со школьниками. Материалы работы могут быть использованы на уроках в начальной школе, а также на спецкурсах и факультативных занятиях.
Новизна данной работы заключается в разработке методических рекомендаций по использованию нетрадиционных форм проведения уроков в начальных классах.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ