Психолого-педагогические особенности проявления интереса у детей младшего школьного возраста к учебному процессу.




 

Как сложное и очень значимое для человека образование, «интерес» имеет множество трактовок. В своих психологических определениях он рассматривался как:

1) специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев);

2) активное познавательное (В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов) и эмоционально-познавательное (И.Г. Морозова) отношение человека к миру;

3) проявление его умственной и эмоциональной активности (С.А. Рубинштейн);

4) мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной (И.А. Менчинская);

5) эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению (Р.С. Немов);

6) важнейший побудитель любой деятельности, его можно считать изначальной формой субъективных проявлений, поскольку он выражает избирательный характер деятельности, предметов и явлений окружающей действительности (Г.И. Щукина).

При всем многообразии определений выделяется общность аспектов, направленных на раскрытие понятия «интерес»:

1) его связь с различными психическими процессами, из которых особенно часто выделяются эмоциональные, интеллектуальные, волевые;

2) его включенность в важнейшие жизненные образования - отношения, потребности, направленность личности, активные процессы сознания и деятельности.

Психолого-педагогическая наука выделяет четыре стадии развития интересов школьников: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес (Г.И. Щукина), которые в известной мере помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения учеников к предмету и степень влияния его на личность. Эти стадии выделяются условно, наиболее характерные их признаки остаются общепризнанными.

Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. По утверждению Б.Г. Ананьева, эта стадия интереса эмотивна, поскольку вместе с устранением внешних причин исчезает и его избирательная направленность. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости, она, как известно, зафиксирована уже у обезьян. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета. Применительно к урокам в начальных классах эту стадию и у детей младшего школьного возраста можно определить так: любопытство - элементарная стадия избирательного отношения к предмету, связанная с яркостью эмоциональных впечатлений, жаждой знаний.

Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоции удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Эту стадию Н.Ф. Добрынин назвал значимостью действия, имея ввиду побуждение любознательности деятельностью, когда встречаемые трудности заставляют человека искать причины неудач и выхода из создавшейся ситуации. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которая развивается, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Творчески желанный, радостный труд в годы детства, писал В.А. Сухомлинский, - это и горючее, и чистый воздух, без которых не угасает огонек любознательности. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.

В процессе обучения, стадия любознательности наступает уже как определенный показатель уровня его результата. Эта стадия характеризуется стремлением ученика самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем его.

Познавательный интерес активизирует все психические процессы человека; на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности. Особенностью познавательного интереса является также его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждом из них. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Это ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Теоретический интерес к русскому языку - высшая стадия, связанная со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем русского языка, с использованием их как инструмента познания русского языка.

Стадия развития познавательного интереса существует не изолированно: они могут сосуществовать в едином акте познания. Для успеха воспитания познавательного интереса учителю важно знать возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста. В связи с этим необходимо использовать возможности по русскому языку таким образом, чтобы, учитывая разные психологические состояния детей, подбирать виды деятельности для регуляции их психологического состояния и приведения, учащихся к определенной комфортности, эмоциональной удовлетворенности.

Первый урок должен оставить у детей ощущения радости, праздника, тогда они будут с нетерпением ждать следующего урока, и это надежная гарантия того, что у детей будет развит интерес и любовь к предмету.

Познавательный интерес школьников развивается, усложняется, обогащается в ходе развития, в процессе становления личности ученика. Общие этапы развития познавательного интереса: от любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к познавательной активности и вниманию, от них к пробудившейся направленности личности на глубокое изучение школьных предметов.

Занимательность - это вид познавательного интереса, наиболее низкий по уровню осознанности и действительности.

Проблеме занимательности посвящены многие работы по психологии и методике (Ю.К. Бабанский, К.А. Лыганова, Д.И. Трайтак, И.Д. Шнельникова, Н.И.Гамбург). Этот вопрос не находит единодушного решения. По поводу занимательности существуют диаметрально противоположные точки зрения.

Одни (В.Г. Иванов) в занимательности видят элементарный уровень интереса, возникающий под влиянием яркости впечатлений и сосредоточивающийся на внешних сторонах какого-либо предмета. Такой интерес непродолжителен, легко вытесняется новыми яркими впечатлениями. Такое понимание занимательности поддерживал Б.Г. Ананьев, отмечая, что занимательность моментальна и эмотивна и не производит существенного сдвига в умственной деятельности детей. Другие видят в занимательности — сильное средство, обостряющее все процессы, свойственные интересу, обнаруживающее такие стороны явлений действительности, отраженной в науке, которые без специальных приемов не привлекают внимания людей. Занимательность ведет к активному настрою, помогает освоить трудные разделы; умственный труд неразрывно связан с приобретением прочных знаний. Занимательная наука делает труд интересным, и поэтому и приятным. Занимательная наука не превращает обучение в род забавы. Я.И. Перельман не противопоставляет занимательность интересу, а считает ее неотъемлемой принадлежностью интересного обучения, популяризующего науку.

Занимательность - средство привития интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодичного интереса на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого. Такое понимание занимательности поддерживают и другие исследователи, которые относят заинтересованность не столько психологическому состоянию человека (каким является интерес), сколько к качеству предметов и явлений.

Итак, занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на ученика. В этой природе занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся, как известно, началом всякого познания. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствующие прежним представлениям, - все эти особенности, составляющие сущность занимательности, являются сильнейшими побудителями познавательного интереса, обостряющими эмоционально-мыслительные процессы, заставляющими пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из ситуации. Таким образом, велика роль занимательности в развитии познавательного интереса у детей, младшего школьного возраста.

Другим условием развития положительных, устойчивых и действенных познавательных интересов является включение детей младшего школьного возраста в активную творческую деятельность путем подбора посильных, интересных, разнообразных по содержанию и форме заданий. Блестящим примером выявления возможностей творческой деятельности в развитии познавательного интереса детей служит опыт Б.Л. Яворского. Все проявления творческой инициативы ценны, поэтому главная задача учителя всемерно стимулировать их. Важным средством активизации развития познавательного интереса к учебному процессу является такая форма проведения занятий как нетрадиционные уроки.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, нетрадиционных форм проведения уроков специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило,единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Таким образом, одним из основных мотивов использования нетрадиционных форм уроков является повышение творческо-поисковой активности детей, важное в равной степени как для учащихся, так и для учителей. Следует также отметить, что нетрадиционные уроки позволяют детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.

Б.М. Теплов считает что, так как любое творчество ребенка связано с эмоциональным откликом на явления жизни, оно чрезвычайно полезно в период первоначального обучения, когда закладываются основы отношения к искусству. «Только при условии воспитания у детей с первых лет обучения любви к знаниям, стремления к нравственным идеалам, развивается широкий общий кругозор и потребность в постоянных поисках при выполнении разных заданий, формируется в более поздний период обучения глубокий интерес к предмету».

Следующим условием развития интереса на уроках является: создание эмоционально-положительного фона общения, помогающего установить доверительность и взаимопонимание между учителем и детьми, а также между одноклассниками. Только в благоприятной эмоциональной атмосфере, создаваемой усилиями учителя, умело организующего разнообразные виды деятельности учащихся и продуктивное творческое общение между всеми участниками образовательного процесса, становится возможным положительное отношение детей к предмету, их стремление к разнообразным формам деятельности. При этом действия учителя в создании данного условия должны быть нацелены на совместное с учащимися решение творческих задач; на использовании дифференцированного подхода, создающего благоприятные условия для развития каждого ученика и успешного овладения им содержание предмета; на воспитание у детей чувства содружества с одноклассниками через их включение в коллективные формы обучения.

Ведущим видом деятельности, как утверждают психологи, в младшем школьном возрасте является игровая деятельность. Поэтому для создания доверительного, положительного, эмоционального фона на занятиях и для активизации деятельности учащихся использование дидактических, сюжетно-ролевых игр является насущной необходимостью. Игровое построение занятий, коллективное участие в игре, поощрение инициативы обуславливает высокий уровень эмоциональной отдачи, являясь основным рычагом развития познавательного интереса.

Кроме того, на формирование положительного эмоционального тонуса учебного процесса оказывает влияние десять эффектов, развивающих интерес: новизны, разнообразия, занимательности, увлекательности форм и методов изложения, использования ярких художественных средств, образности, игры, удивления, поиска, постановки перед учащимися познавательной задачи, парадоксальности, выявления противоречия между новыми и прежними представлениями о явлениях. Таким образом, соблюдение на уроке всех выделенных главных условий будет способствовать управлению и развитию познавательного интереса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: