Рекомендации по использованию нетрадиционных уроков:
1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и
закреплении знании, умении и навыков учащихся;
2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;
3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;
6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.
Рекомендации по проведению уроков-игр.
Во-первых, прежде всего надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок. Во-вторых, надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командой оценки, можно приступать к подготовке игры.
В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента – этапа урока:
Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему, напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.
|
Подготовка к проведению игры.Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.
Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия, следит за подсчетом очков.
Обсуждение игры.Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры, пожелания – либо повторить игру на другом материале, либо отказаться от проведения игры в будущем.
Сколько больших игр может быть в учебном году? Если вы совмещаете учебную и внеклассную деятельность (то есть для проведения игры у вас есть время большее, чем 45 минут), можно проводить 3–4 игры за учебный год, завершая игрой каждую четверть. Но поначалу у вас получится только одна «большая» игра в год. Для «большой» игры подходит любой тип: сюжетная (ролевая), интеллектуальная, игра-соревнование.
Для успешного проведения урока - игры учителю следует придерживаться следующих методических положений:
1. Объяснить не только условия и правила игры, но и показать образец ее выполнения.
2. Не задерживать ход игры разъяснением допущенных кем-либо ошибок, а быстро исправить их.
3. В игре дети должны чувствовать себя свободно, непринужденно. Не следует делать много замечаний дисциплинарного характера. Игра должна проводиться оживленно, но не шумно. Если кто-то из детей не хочет или не может отвечать, его не принуждают, отвечают другие.
|
4. Игра должна строится на материале, который знаком детям. Накануне или перед началом полезно повторить его.
5. Темп игры должен соответствовать темпу речи детей.
6. По окончании игры обязательно подводятся итоги. Выявление победителей должно носить шутливый оттенок. Никаких упреков, осуждений в адрес тех команд, которые проиграли, не должно быть. Активных участников игры следует похвалить.
Рекомендации по проведению уроков экскурсий:
Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.
Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.
Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.
Классифицируют уроки-экскурсии по двум признакам: по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый). Анализ содержания уроков-экскурсий по природоведению свидетельствует о том, что в курсе этого предмета проводятся такие его виды:
|
Урок-экскурсия
Вступительный Текущий Итоговый
Многотемный Однотемный Многотемный
Изображенные на схеме виды уроков-экскурсий позволяют узнать макроструктуру каждого из них. Разработка методик проведения данных уроков выполняется на основе общих дидактических закономерностей, которыми руководствуется учитель во время подготовки какого-либо типа урока, однако с учетом особенностей каждого из приведенных видов.
Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки учителем. Эта работа выполняется в такой последовательности:
1. Указание темы урока-экскурсии по программе природоведения.
2. Указание его вида.
3. Составление логической схемы содержания урока-экскурсии по учебнику природоведения.
4. Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые находятся на месте экскурсии (учитель загодя хорошо изучает маршрут и место проведения урока-экскурсии).
5. Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока.
6. Разработка методики проведения урока-экскурсии.
7. Подготовка школьников к уроку.
8. Подбор необходимого оборудования.
Текущий урок-экскурсия по окружающему миру является однотемным. По дидактической сути ¾ это комбинированный урок, то есть в его границах реализуются все этапы целевого процесса обучения с овладением младшими школьниками предметным содержанием темы, которая вмещает несколько взаимноупорядоченных элементов знаний. Соответственно макроструктура текущего урока-экскурсии слагается из таких этапов:
1. Организация класса
2. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков.
3. Постановка цели и заданий урока. Общая мотивация.
4. Усвоение новых знаний, умений и навыков.
5. Обобщение и систематизация усвоенных знаний, умений и навыков.
6. Соотношение усвоенных знаний, умений и навыков.
7. Домашнее задание.
8. Итоги урока.
Целью текущего урока-экскурсии является формирование у учеников понятий и представлений об объектах и явлениях природы, их взаимосвязях и зависимостях, которые предопределены содержанием темы, а также освоение школьниками тех предметных, учебных и организационных умений, которые объективно возможно и необходимо сформулировать в данной теме.
Специфика текущего однотемного урока-экскурсии обусловлена тем, что усвоение каждого элемента знаний начинается с непосредственного восприятия реальных объектов природы в условиях их существования. Предметы и явления конкретизируют микроструктуру урока.
Рекомендации по проведению уроков-зачетов:
Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение - систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопроса. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы, по которым будет зачет (3-4 в год).
Этапы подготовки и проведения урока-зачета:
1. Предварительная подготовка к уроку-зачету.
2. Проведение урока-зачета.
3. Подведение итогов и внесение корректив.
1 этап - предварительная подготовка.
Подготовительная работа начинается на первом вводном уроке по теме. Учитель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат. Определяет цели урока-зачета, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения:
1. Понимание, запоминание, воспроизведение материала,
2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации,
3. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам, в которых некоторые ученики ранее не разбирались; знакомить с материалами стенда «Готовься к зачету», который вывешивается в кабинете.
На стенде:
1. Перечень знаний, умений и навыков.
2. Вопросы и задания.
3. Советы по организации различных видов учебной деятельности: памятки, алгоритмы, планы и образцы ответов на наиболее сложные вопросы (можно в кармашках).
4. Литература по теме.
В ходе подготовки:
1. Текущая проверка знаний, умений и навыков.
2. Организация работы консультантов.
II этап - проведение зачета:
На зачетном уроке присутствуют все учащиеся, но опрашивать можно часть из них, предлагая им дифференцированные задания с учетом результатов текущих проверок. Освобожденные от сдачи зачета или выполняют дополнительные задания повышенной трудности, или помогают учителю принимать зачет, получив перед этим соответствующий инструктаж. Возможен вариант, когда часть заданий на зачетном уроке выполнит не весь класс, а лишь отдельные учащиеся (с учетом итогов текущей проверки). Можно использовать различные формы проведения зачета /письменный опрос по карточкам-заданиям, выполнение двух-трех зачетных работ, комбинированный опрос, фронтальный или индивидуальный и в зависимости от содержания, темы, цели проверки, состава учащихся, но следует стремиться, чтобы виды работ были привычными для учащихся. На зачетном уроке проверять сформированность сложных понятий, умений и навыков по теме.
III этап - подведение итогов работы: Оценка труда учащихся.
Методические рекомендации к проведению семинара:
Семинар — это один из видов урока.
Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар - один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства. Задачи семинарских занятий:
1. Образовательные:
- расширение общего научного кругозора;
- углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или наиболее важных тем курса;
- формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;
- овладение методикой конкретной науки;
- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.
2. Развивающие:
- развитие умений доказать, обобщать;
- умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;
- развитие эмоций, чувств;
- развитие волевых усилий;
- развитие памяти;
- совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.
3. Воспитывающие:
- формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования;
По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности учащихся, чем урок-лекция, обычный урок со всеми его дидактическими видами и возможностями, хотя и находятся в прямой зависимости от содержания первоосновы научных знаний, методов обучения на предыдущих уроках. Если уроки не глубоки по содержанию, не закладывают научной основы, то проведение семинаров практически становится невозможным.
Методика подготовки учащихся к семинару:
Учитель сообщает первоначально учащимся о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской работы, дается характеристика источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее сложные, требующие специального подхода, рассматриваются учителем в виде образца, примера, другие источники - комментируется практическая направленность знаний, умений и навыков.
Алгоритм методики:
1. Сообщение темы за 2-3 недели до проведения семинара.
2. Доведение до учеников цели и задачи семинара.
3. План семинара.
4. Сообщение списка литературы с комментарием.
5. Выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов.
6. Консультация учителя.
7. Прослушивание реферата или доклада.
Для учащихся самое важное - подготовка доклада, реферата; для учителя хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов по данному вопросу могут выступить с дополнением. Желательно выступление других учащихся, которые готовились к семинарскому занятию. Дидактически очень важно, чтобы выступления были довольно часты, что свидетельствует об активизации участников семинара. Желательно, чтобы доклад был в устной форме, учащийся должен получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если он убежден в своей правоте. Рекомендуется пользоваться и планом сообщения и зачитывать отдельные небольшие части, строки или цитаты.
Организация урока-семинара:
1. Заслушивание реферата, доклада.
2. Вопросы участникам семинара.
3. Выступление учащихся.
4. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.
5. Заключительное слово автора реферата.
6. Заключительное слово учителя, проводившего семинар-урок.
7. Оценочные суждения учащихся, преподавателей.
Внешне вмешательство учителя должно быть не слишком активным, он не должен подавлять учащихся своими знаниями и авторитетом. Обязанность учителя на уроке-семинаре – направлять обсуждение рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Учитель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет необходимые методические решения. Главное в том, чтобы учащиеся свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.
В заключительном слове учитель вносит поправки, уточнения, оценивает самостоятельную работу учащихся, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки школьников к семинару. Рекомендуется после заключительного слова учителя выступления с оценочными суждениями самих учащихся, что развивает их критическое мышление, ответственность за обобщение, выводы. Одна из главных дидактических задач учителя на семинаре - наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения. Преподаватель должен в своем заключительном слове отметить не только положительное, но и недостатки реферата, доклада, выступлений, еще важнее учителю сделать обобщения, неопровержимость научно-технических и практических выводов, подтвержденных примерами из рефератов, докладов, выступлений. Это расширяет познавательный интерес к занятиям. Здесь же учитель намечает дальнейшие пути самостоятельной работы по указанной теме. Уроки-семинары можно объединить по двум, трем сложным учебным предметам.
Методические рекомендации по организации и проведению урока-конкурса:
Урок-конкурс может иметь место в любом классе на завершающем этапе работы практически над любой темой с учетом условий обучения. Целесообразно комплексный подход при разработке урока, т.е. необходимо реализация языковых и речевых навыков и умений учащихся, меж предметных связей коллективная подготовка к уроку сплачивает ребят стремлением к победе, желанием каждого внести свою посильную лепту в общее дело. В связи с этим необходимо предусмотреть как задания для индивидуальной подготовки, но общее для всех, так и задания для коллективного их выполнения командами - участницами. Примерная формулировка цели урока:
Практическая цель: совершенствование языковых и речевых навыков и умений уч-ся в процессе подготовки к конкурсу и в процессе выполнения ими конкурсных заданий.
Образовательная цель: расширение кругозора учащихся.
Развивающая цель: привитие интереса уч-ся к предмету, развитие познавательной активности, развитие навыков и умений в ходе поиска конкретного практического материала для выполнения задания.
Воспитательная цель: воспитание детей в духе коллективизма, повышение ответственности уч-ся за качество выполнения домашних заданий в духе подготовки к уроку-конкурсу и выполнение заданий на уроке. В ходе подготовки и проведении урока-конкурса функции учителя реализуются так: конструктивно планирующая: при составлении сценария, условия конкурса, критериев оценки результатов.
Организационная и коммуникативно - обучающая: при организации работы учащихся по выполнению типичных заданий в серии урока, предваряющих урок-конкурс, в ходе индивидуальной работы с ведущими конкурса, которые будут распоряжаться комплексом средств обучения на уроке, отражать результаты соревнования на уроке.
Организующая функция учителя в большей мере актуализируется и на самом уроке на младшей степени обучения, т.к. языковая база уч-ся в это время недостаточна, чтобы самостоятельно провести урок-конкурс.
Воспитывающая сочетается со всеми вышеупомянутыми функциями на всех этапах работы над материалом. Подготовительная работа начинается задолго до проведения урока-конкурса, учитель объявляет о сроках проведения и его теме во вводной беседе.
Необходимо нацелить уч-ся на систематическую, активную работу на уроках, тщательное выполнение домашнего задания, самостоятельное изучение материала. Кроме темы, списка литературы, необходимо заранее сообщить условия конкурса, критерии оценок, состав команд, жюри.
Примерные условия конкурса:
1. Объем высказывания.
2. Логика высказывания
3. Правильность высказывания
4. Фонетическое оформление речи
5. Количество ошибок
6. Знание фактического материала
7. Эмоциональная окрашенность речи
8. Оригинальность решения поставленной задачи.
Составление сценария урока-конкурса, в ходе воплощения которого речевой деятельности учителя отводится минимальное время, в основном как члену жюри при подведении итогов. Сценарием могут быть предусмотрены ведущие из числа способных учащихся, которые будут давать указания.
Таким образом, мы рассмотрели пять форм нетрадиционных уроков и дали методические рекомендации, которые помогут при разработке нетрадиционных форм уроков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любовь к учению не воспитаешь на словах. Положительное отношение к учёбе - это положительное отношение, прежде всего в младших классах. Задача учителей сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а наоборот, способствовала возникновению интереса к учению, к открытию. Учителям приходится решать такую задачу почти каждый день. Чтобы сделать почти ежедневные встречи с русским языком. Математикой, окружающим миром не скучными и обыденными, а радостными и интересными, на помощь учителю приходят уроки - игры, уроки –путешествия.
Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Нетрадиционные формы уроков помогут адаптироваться и закрепить интерес к сложным предметам.
На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Всем интересно. Дети играют, а играя непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания.
Систематическая работа в этом направлении благотворно сказывается на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, активизации внимания, повышении познавательного интереса. Проведение нетрадиционных форм уроков помогает заинтересовать детей младшего школьного возраста, повысить их успеваемость. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Залогом успешной активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков, в ходе которых учащиеся расширяют знания, что позволяет учащимся принимать активное участие в обсуждении.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Целью работы было теоретически обосновать необходимость использования нетрадиционных форм уроков в начальных классах, разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных форм уроков в начальных классах.
В ходе работы была проанализирована научная, психолого-педагогическая, методическая литература, отражающая данную проблему. В процессе исследования было выявлено, что изучением данной проблемы занимались: Щукина Г.И. Бондаревский В.Б., Морозова Н.Г. Был сделан вывод, что нетрадиционные формы уроков повышают познавательный интерес учащихся.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы на уроках, а также на спецкурсах при составлении конспектов уроков, оформление докладов к педагогическим советам, дидактических материалов по работе со школьниками, на родительских собраниях в качестве педагогических рекомендаций, на заседаниях методических объединений.
Я считаю, что данная тема помогла мне повысить активность детей на уроке, привлечь их вниман
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа, 1998, № 4.
2. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение, 1996, № 2(3).
3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - с.230.
4. Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа, 1997, № 2.
5. Власенков А.И. Развивающее обучение. -М.: 2003.
6. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа, 1997, № 6.
7. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе // Начальная школа, 1997, № 1.
8. Караваев А. Игровые уроки в младших классах. // Учитель. 2006, № 1, с. 3-6.
9. Климкина Ю.Е. Дидактические игры на уроках математики // Начальная школа, 1997, № 2.
10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 11.М. 1939, с.323
11. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. // Начальная школа. 2007, № 1, с. 25-26.
12. Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока. //Начальная школа. 2007, № 4; с. 9-13.
13. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: 2000.
14. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: 1997.
15. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. -М.: 1991., с. 50-52
16. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных институтов у детей в семье. - М., Изд. Академии пед. наук РСФР, 1961. -с. 156.
17. Ожегов СИ. Словарь русского языка. -М.: 1990.
18. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. -М.: 2006.
19. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. М.: РПА, 1996.
20. Платов В.Я. деловые игры: разработка, организация, проведение. М.:Профиздат, 1991.
21. Пташкина В.Н. и др. Игровые технологии на уроках. –Волгоград: Учитель, 2009.
22. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании. - М: 1896, - с.320.
23. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
24. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. М.: Народное образование, 1996.
25. Текучева В.А. Основы методики русского языка в 3-5 классах. // Текучева В.А., Разумовской М.-М.: Ладыженской Т.А. -М.: 2003.
26. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. -М.: 1998.
27. Толстой Л.Н. Полное пед.сочинение. Т.8.,М: 1936, с.569.
28. Толстой Л.Н. Полное пед.сочинение. Т.17.,М.: 1936, с.556.
29. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1945, с.575.
30. Щукина Г.Н. Психолого-педагогические основы формирования интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1967. - с.260.
31. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М.: Педагогическое общество России, 2004.