Анализ психолого-педагогической литературы по использованию нетрадиционных форм уроков в начальных классах.




В практике учителей появляются новые образовательные технологии, целью которых является улучшение образовательного процесса. Для организации плодотворной и эффективной деятельности учащихся необходимо использовать нетрадиционные формы проведения занятий, благодаря которым ученики быстрее, лучше усваивают программный материал и поддерживают интерес к изучаемому предмету. Успешное научно-педагогическое решение проблемы формирования и развития интереса имеет большое принципиальное значение для повышения качества обучения и воспитания во всех классах, для разработки современных, более совершенных методов и приемов воздействия на подрастающее поколение в системе общегосударственной пропаганды, выработки нового подхода к руководству различными детскими и юношескими организациями и является основным при повышении уровня познавательной активности и качества обучения.

Проблема интереса в процессе обучения волновала педагогов давно. В знаменитом романе «Эмиль, или о воспитании» Ж.Ж. Руссо пишет о непосредственном интересе как о единственном двигателе, который ведет обучающего далеко и верно. Обращаясь к учителю с призывом «не угашать воображение ребенка», он советует глубже изучать детские интересы, быть внимательным к душевному миру детей. Критикуя тех педагогов, которые «из глубокого желания разыгрывать роль мудрецов, принижают своих учеников, намеренно третируют их всегда как детей, Руссо выступает с пламенным призывом: «Не подавляйте таким способом их юного мужества; напротив, старайтесь всеми силами возвышать их душу; делать их равными себе, чтобы они действительно сравнялись с вами, а если они не могут подняться до вас, опускайтесь до них, не стыдясь, не смущаясь. Помните, что ваша честь уже не в вас, а в вашем ученике; разделяйте его ошибки, чтобы исправлять их; берите на себя его позор, чтобы заглаживать его; подражайте тому честному римлянину, который видя, что его воины бегут и что ему не удержать их, пустился бежать впереди них, крича: «Они не бегут, они следуют за своим полководцем» [22, 237].

Родоначальником теоретического и научного подхода к решению проблемы интереса можно считать чешского педагога Я.А. Коменского, справедливо считавшего, что одна из основных задач учителя заключается в том, чтобы «всеми средствами воспламенять жажду знаний и пылкое усердие в учении [10, 200].

Действенную для своего времени систему пробуждения любознательности и развития интереса к учению разработал русский педагог К.Д. Ушинский. «Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения...убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт», - писал Ушинский, считавший школьную скуку «источником множества детских проступков и даже пороков». «Учение, - подчёркивал он, - это серьёзный труд, требующий волевых усилий, но тем не менее этот труд должен быть интересным, привлекательным». [29, 575].

Большую роль интереса и его значение в успешном обучении признавали выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги Л.Н. Толстой, Ж.Ж. Руссо. Особое значение имеет деятельность Л.Н. Толстого. Разработанная им система пробуждения и развития интереса отличается исключительной глубиной, оригинальностью и новизной подхода. Как педагог, Толстой выражает преклонение перед человеческой личностью и отвращение ко всему, что превращает её в игрушку чужого мнения, послушный инструмент политики, авторитарного воспитания.

С самого начала своей педагогической деятельности Толстой подвергает уничтожающей критике практику обучения, которая царила во многих русских школах. В своей работе «О народном образовании» Л.Н. Толстой пишет о печальных результатах школьного образования, убивающего всякую живую мысль, воображение, творческую фантазию ребёнка, важнейшие процессы, без которых невозможно формирование глубоких интересов: «То странное психологическое состояние, которое я назову школьным состоянием души, которое все мы, к несчастью, так хорошо знаем, состоит в том, что все высшие способности, - воображение, творчество, соображение, уступают место каким-то другим, полуживотным способностям, - произносить звуки независимо от воображения, считать числа по порядку: 1, 2, 3, 4, 5, воспринимать слова, не допуская воображению, подставлять под них какие-нибудь образы, одним словом, способность подавлять в себе все высшие способности для развития только тех, которые совпадают со школьным состоянием: страх, напряжение памяти, внимания » [27, 14].

В статье «О народном образовании» (1874) Л.Н. Толстой писал: «В той мысли, что для успешного обучения нужно не принуждение, а возбуждение интереса ученика, согласны все педагоги противной мне школы. Разница между нами только та, что это положение о том, что учение должно возбуждать интерес ребёнка, у них затеряно в числе других, противоречащих этому положению о развитии, в котором они уверены и к которому принуждают; тогда, как я возбуждение интереса в ученике, наивозможнейшее облегчение и потому, непринужденность, и естественность учения считаю основным и единственным мерилом хорошего и дурного учения » [28, 109].

Наиболее полно в общедидактическом плане проблема развития познавательного интереса была рассмотрена Щукиной Г.И. Бондаревский В.Б., Морозовой Н.Г.

Педагог всегда должен помнить, что именно от интереса зависит продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, а также общий тонус всей учебной деятельности. Г.И. Щукина говорит о том, что... интерес, как и деятельность, - это человеческое образование. Человек отражает мир в своем сознании, изучает этот мир. С помощью интереса в изучение привносится личностное начало, раскрываются возможности школьника.

Н.Г. Морозова отмечает, что «деятельность с интересом отличается от деятельности, которой руководит только чувство долга и ответственности, эмоционально-познавательным отношением, т.е. радостью познания. Значит, при наличии интереса сама деятельность привлекает человека и побуждает его заниматься. Работа с интересом дает значительно лучшие результаты, чем работа только по обязанности» [16, 13].

В состоянии познавательного интереса учение школьника носит активный, действенный характер. Формирование и развитие интереса должно осуществляться учителем с опорой на психолого-педагогические основы данного процесса. Данный вопрос рассматривается в трудах Г.И. Щукиной. Она пишет: «Психологическая структура познавательного интереса представляет собой своеобразный сплав эмоциональных, волевых и мыслительных процессов человека. При этом интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса составляют не его части, а единое взаимосвязанное целое. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. По выражению К.Д. Ушинского, это интерес, полный мысли». [29, 49].

Морозова отмечает, что «главная причина успеха развития познавательного интереса заключается в творческом применении принципов и методов обучения, и основанной на этой системе активизации познавательной деятельности учеников. [16, 105].

О роли творческих заданий, в развитии познавательного интереса, которые «должны помогать детям, проявлять инициативу, воображение, фантазию, мечту», писал В.Б. Бондаревский.[7, 12].

Таким образом, необходимо проводить нетрадиционные уроки, которые стимулируют познавательный интерес, и на его основе идет развитие общей активности, творчества, личной инициативы учащихся откоторых зависит продуктивность овладения знаниями и общий результат всей учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: