Использование нетрадиционных форм обучения на уроках




В начальных классах

Не принуждать к учению, а пробуждать интерес к постоянному получению знаний. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удаётся не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков. Они формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, они помогают преодолевать трудности в обучении. Кроме этого нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом. Строгой структуры нет, зависит от творчества и от импровизации. Нетрадиционные формы зависят от специфики предмета.

Русский язык

Интегрированные уроки (русский язык и литературное чтение, русский язык и окружающий мир, русский язык и история).
Уроки–игры соревновательного характера. Целесообразнее проводить во время обобщения изученного материала, перед проверочными и контрольными работами. Элемент соревнования оживляет урок.
• Игра по станциям;
• Игра «Устами младенца»;
• Игра «Что? Где? Когда?»;
• Игра «Звёздный час»;
• Игра «Своя игра»;
• Игра «Умники и умницы»;
• Деловые игры (воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело).
Уроки-сказки. В эти уроки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания, ведь сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, радоваться, выражать свои чувства, огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков.
Уроки–конкурсы.
Уроки–путешествия. (Путешествие в страну Грамматику по станциям: Фонетийск, Словарск, Частиречинск, Глаголия, Прилагандия).
Урок–конкурс на лучшего диктора.
Урок–самоэкзамен. (Учащиеся вытаскивают билеты, в которые включены теоретические и практические вопросы. Один билет может быть счастливым. Тому, кому достанется он, получает 5).
Урок–исследование.
Уроки–семинары. (Помогают обобщить, систематизировать и углубить знания. Дети получают вопросы, изучают литературу.)
Урок–зачёт. (Применяется для проверки усвоения теоретических и практических навыков).
Урок–тетрадь. (На основе печатных тетрадей).
Математика
Интегрираванные уроки (математика и окружающий мир).
Уроки–игры:
• Лото;
• Урок–турнир;
• Урок-лабиринт;
• Урок–ролевая игра;
• Поле чудес;
• Своя игра;
• Устами младенца;
• Звёздный час;
Уроки–сказки. (Карлсон на телевидении).
Уроки–путешествия.

Литературное чтение

Интегрированные уроки.
(Литературное чтение и русский язык).
Урок–творчество. Урок обсуждения книг).
Праздник поэзии.
Урок–презентация.
Урок-встреча.
Урок–путешествие.
Урок–концерт.
Урок–конкурс.
Урок–конференция.
Крестики-нолики.

Окружающий мир

Интегрированные уроки.
(Окружающий мир и математика, окружающий мир и русский язык, окружающий мир и история).
Пресс-конференция.
Урок–путешествие.
Урок–презентация.
Урок–экскурсия.
Урок на природе.

 

В зависимости от направленности можно подобрать методы, эффективные именно для данного класса. Таким образом, познавательная деятельность на уроке вызывает у учеников радость, удовлетворение, увлеченность познанием, обучение обретает подлинную силу. Уроки - игры, уроки - путешествия приоткрывают ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогают по-новому взглянуть на привычный урок, способствуют возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

Целью обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использование уроков-игр решаются воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе - развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках товарищей, приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.

Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция учителя в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину.

Таким образом, для активизации познавательного интереса необходимо использовать нетрадиционные формы урока и виды нетрадиционных работ в учебном процессе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: