Пропускная способность транспортных линий (ед./ч) – максимальное количество транспортных единиц, которое может быть через какое-либо сечение линии в течение часа в одну сторону при соблюдении условий нормальной эксплуатации и требований безопасности движения.
Пропускная способность одной полосы проезжей части маршрутизированного транспорта:
, ед./ч.
где 3600 – 1 час, переведенный в секунды, t1 – затраты времени на подход к остановке, зависит от тормозной способности транспорта и организации остановки, t2 – время на посадку пассажиров, t3 – время на подачу сигнала и закрывание дверей, t4 – время на отход от остановки, зависит от ускорения транспорта.
Пропускная способность других видов транспорта (автомобили и т.д.) – рассчитывается для сечений линии «стоп» и на участках межу перекрестками.
Пропускная способность одной полосы проезжей части на участке между перекрестками:
Динамический габарит
.
ν – скорость движения в транспортном потоке.
– разность тормозных путей сзади и впереди идущих автомобилей.
Пропускная способность одной полосы проезжей части на перекрестке, в сечении линии «стоп»:
или
)
где tз – зеленая фаза светофора (с.)
ta = 2 с, время реакции водителей
Интервал прохождения линии «стоп» цепочкой автомобилей tП = 3 с
ТЦ – цикл светофорного регулирования, оптимальная около 70с, лучше не более 100 с.
Понятие коэффициента непрямолинейности сообщения.
Характеризует целесообразность всей системы ГПС и определяется отношением расстояния между двумя пунктами по транспортной сети к расстоянию между ними по воздушной линии.
Коэффициенты непрямолинейности при различных транспортных схемах:
5. Прямоугольная схема:
в) с квадратной сеткой = 1,41
г) с прямоугольной сеткой = 1,27
6. Радиальная схема (при 12 радиусах) = 3,86.
7. Радиально-кольцевая схема = 1,10.
8. Треугольная схем а = 1,10.
При проектировании транспортных сетей следует стремиться к тому, чтобы коэффициент непрямолинейности (средневзвешенный) для города в целом не превышал 1,2, а на связях с центром был не более 1,15.
Понятие транспортной подвижности населения.
Подвижность населения — статистический показатель, вычисляемый как среднее число перемещений на человека в год, это среднее количество поездок на одного жителя в год. Транспортная подвижность учитывает только перемещения, совершаемые при помощи транспорта, без пешеходных перемещений.
Где Ртр. – транспортная подвижность населения, Р – общая подвижность населения, ϕ – коэффициент пользования транспортом в целом по городу.
Понятие маршрутного интервала.
9. Интервалом движения по маршруту называют промежуток времени между прохождением любой точки маршрута двумя ближайшими автомобилями, работающими на этом маршруте и движущимися в одном направлении. Частота движения автомобилей по маршруту – это число автомобилей, проходящих в одном направлении в единицу времени через любую точку маршрута.