ВОПРОСЫ
для подготовки к экзамену по дисциплине “Транспорт”
для студентов 2-го курса, 4 семестр
направления подготовки “Градостроительство”
Классификация городов и сельских поселений.
По численности. Численность населения влияет на многие факторы – в том числе на выбор того, какой именно вид транспорта будет развиваться в городе и какие классы улиц в нем должны быть. Поэтому это один из главных признаков по которому классифицируются города. Так в крупнейшем городе должны быть все виды скоростного транспорта, а в малых и средних достаточно автобусов.
Таблица из СП 42.13330
Группы | Население, тыс. чел. | |
Города | Сельские поселения | |
Крупнейшие | Свыше 1000 | |
Крупные | 500 – 1000 | Свыше 5 |
250 – 500 | 3 – 5 | |
Большие | 100 – 250 | 1 – 3 |
Средние | 50 – 100 | 0.2 – 1 |
Малые* | 20 – 50 | 0.05 |
10 – 20 | 0.2 | |
0.05 | ||
* В группу малых городов включают поселки городского типа. |
По величине. Малые, большие и крупные города.
· Малые небольшие по площади и соответственно связи между основными функциональными зонами небольшие, эти зоны как правило – селитебная и промышленная, без особого разнообразия. Затраты времени на передвижение меньше.
· В больших уже появляется какое-то разделение на микрорайоны, появляются все основные функциональные зоны. Уже нужно заниматься территориальным планированием, учитывать господствующий ветер и все такое. Появляется какой-то центр города.
· Крупные города как правило развиваются по направлению господствующего ветра, который позволяет их продувать и очищать от пыли. Они большие по площади (более 20км) и нуждаются в очень развитой транспортной системе, в них развиваются все виды общественного транспорта, в том числе скоростной. Имеют крупные промышленные предприятия.
По народнохозяйственному профилю (преобладающей народнохозяйственной функции).
· Промышленные.
· Транспортные – очень развитые системы не только легкового, но и грузового транспорта. К примеру, портовые города.
· Курортные города – основной бюджет направлен на привлечение туристов, отсюда в приоритете рекреационные зоны и сфера услуг.
· Исторические – имеют свой исторический контекст, планировочную специфику (исторический центр), в приоритете сохранение памятников архитектурного наследия. Имеют комитет по охране этих памятников.
· Города-центры туризма – города с ценным историко-культурным наследием.
· Административные центры
· Многофункциональные города, когда совмещены разные функции. Как правило, это крупные и крупнейшие города.
Территориально-планировочная классификация.
· компактные – высокое качество транспортного обслуживания
· линейные города вдоль рек – должны иметь особые условия для развития скоростного транспорта.
· линейные города вдоль горных долин – должны обеспечивать устойчивое развитие в условиях сложного горного рельефа.
· города, расчлененные в угольном бассейне – около бывших кратеров по добыче полезных ископаемых, имеют сложный рельеф и трудности с эксплуатацией города.
По времени возникновения: исторические и новые.
По темпам рост а: быстро, умеренно и медленно растущие города, а также теряющие население города. Этот фактор имеет большое значение при разработке генпланов, программ и стратегий развития города.
По особенностям конфигурации уличной сети:
· прямоугольная
· радиальная (радиально-кольцевая)
· смешанная и др.
Планировочная структура города. Планировочные зоны города.
Структура города – это определенный состав элементов системы с совокупностью устойчивых связей между этими элементами. Она должна быть устойчивой, относительно неизменной, упорядоченной. Существуют планировочная, функциональная и композиционная структура города.
Планировочная структура – это условная модель города с расположением наиболее важных и устойчивых элементов городского пространства. Это планировочный каркас с продуманной иерархией (район – микрорайон – квартал – жилая группа).
· зона общегородского центра
· селитебная зона
· производственная зона
Характеристики планировочной структуры города:
· инерционность – сопротивляемость преобразованиям. общая планировочная структура города может не меняться столетиями.
· компактность, рассредоточенность или центричность.
Зонирование – выделение территорий с различной выраженностью каких-либо признаков. Вся территория делится на селитебную (жилую, составляет ~60% всей территории) и внеселитебную.
· жилая зона (усадебной, безусадебной, смешанной застройки)
· промышленные
· сельскохозяйственные
· коммунально-складские
· внешнего транспорта
· рекреационные
· защитные озелененные территории
· многофункционального назначения
· транспортные
· пешеходные и т.д.
За пределами городской черты: головные инженерно-технические сооружения (водозабор, очистные сооружения, кладбища, резервные территории)
По природным свойствам:
· геологические и гидрологически опасные территории
· зоны залегания полезных ископаемых и др. ресурсов
· с неблагоприятными для освоения территориями (затопляемые, сейсмичные) и т.д.
По способам подготовки территории для последующего освоения:
· мелиорированные (обводняемые и осушаемые)
· требующие различной инженерной подготовки, размещения защитных сооружений – дамб, обваловывания, лесозащитных полос.
По градостроительной ценности: высокой, средней и низкой.
По режимам использования территории, накладывающим определенные ограничения или стимулы при выработке проектных решений и освоении территории.
По композиционным и визуально-художественным свойствам – антропогенного и природного ландшафта.
По социально-демографическим характеристикам территории:
· по половозрастному составу населения
· по имущественному составу населения
· образовательному уровню
· миграционному обороту
· этническим характеристикам и т.д.
По отношению к другим зонам: предзаводская, прирельсовая зона, зона влияния поселений и градостроительных комплексов, пригородная зона и т.д.
Укрупненное структурно-планировочное – где достаточно мелкая и развитая сеть транспортных путей, и где пустошь.
Выбор территории для развития существующего и строительства нового города.
При выборе территории для строительства нового города и расширения существующего необходимо учитывать:
· природные условия места, наиболее пригодные для жизни людей
· требования охраны окружающей среды
· требования промышленного, жилищного, транспортного и других видов строительства к качеству участков
· условия взаимного расположения основных зон города, исходя из задачи обеспечения благоприятных условий для производственной деятельности промышленных предприятий и наибольших удобств для жизни населения
· место города в системе расселения
· условия инженерной подготовки и инженерного оборудования территории
· требования экономики строительства
Территория для нового города выбирается на основе материалов районной планировки. Он должна иметь:
· достаточные размеры для размещения всех видов строительства с учетом возможности дальнейшего расширения города и обеспечения населения в перспективе общей жилой площадью по норме 18м2 на человека.
· природные данные, позволяющие строить промышленные, жилые и общественные здания, а также осуществлять озеленение по возможности без дорогостоящих инженерных работ
· благоприятные условия для целесообразного взаимного размещения отдельных частей города разного функционального назначения с учетом удобного присоединения соответствующих частей города к сети железных и автомобильных дорог, а также к водным путям сообщения
· достаточно близкие источники энерго- и водоснабжения.