Выбор территории для развития существующего и строительства нового города.




ВОПРОСЫ

для подготовки к экзамену по дисциплине “Транспорт”

для студентов 2-го курса, 4 семестр

направления подготовки “Градостроительство”

Классификация городов и сельских поселений.

По численности. Численность населения влияет на многие факторы – в том числе на выбор того, какой именно вид транспорта будет развиваться в городе и какие классы улиц в нем должны быть. Поэтому это один из главных признаков по которому классифицируются города. Так в крупнейшем городе должны быть все виды скоростного транспорта, а в малых и средних достаточно автобусов.

Таблица из СП 42.13330

Группы Население, тыс. чел.
Города Сельские поселения
Крупнейшие Свыше 1000  
Крупные 500 – 1000 Свыше 5
  250 – 500 3 – 5
Большие 100 – 250 1 – 3
Средние 50 – 100 0.2 – 1
Малые* 20 – 50 0.05
  10 – 20 0.2
    0.05
* В группу малых городов включают поселки городского типа.

По величине. Малые, большие и крупные города.

· Малые небольшие по площади и соответственно связи между основными функциональными зонами небольшие, эти зоны как правило – селитебная и промышленная, без особого разнообразия. Затраты времени на передвижение меньше.

· В больших уже появляется какое-то разделение на микрорайоны, появляются все основные функциональные зоны. Уже нужно заниматься территориальным планированием, учитывать господствующий ветер и все такое. Появляется какой-то центр города.

· Крупные города как правило развиваются по направлению господствующего ветра, который позволяет их продувать и очищать от пыли. Они большие по площади (более 20км) и нуждаются в очень развитой транспортной системе, в них развиваются все виды общественного транспорта, в том числе скоростной. Имеют крупные промышленные предприятия.

По народнохозяйственному профилю (преобладающей народнохозяйственной функции).

· Промышленные.

· Транспортные – очень развитые системы не только легкового, но и грузового транспорта. К примеру, портовые города.

· Курортные города – основной бюджет направлен на привлечение туристов, отсюда в приоритете рекреационные зоны и сфера услуг.

· Исторические – имеют свой исторический контекст, планировочную специфику (исторический центр), в приоритете сохранение памятников архитектурного наследия. Имеют комитет по охране этих памятников.

· Города-центры туризма – города с ценным историко-культурным наследием.

· Административные центры

· Многофункциональные города, когда совмещены разные функции. Как правило, это крупные и крупнейшие города.

Территориально-планировочная классификация.

· компактные – высокое качество транспортного обслуживания

· линейные города вдоль рек – должны иметь особые условия для развития скоростного транспорта.

· линейные города вдоль горных долин – должны обеспечивать устойчивое развитие в условиях сложного горного рельефа.

· города, расчлененные в угольном бассейне – около бывших кратеров по добыче полезных ископаемых, имеют сложный рельеф и трудности с эксплуатацией города.

По времени возникновения: исторические и новые.

По темпам рост а: быстро, умеренно и медленно растущие города, а также теряющие население города. Этот фактор имеет большое значение при разработке генпланов, программ и стратегий развития города.

По особенностям конфигурации уличной сети:

· прямоугольная

· радиальная (радиально-кольцевая)

· смешанная и др.

 

Планировочная структура города. Планировочные зоны города.

Структура города – это определенный состав элементов системы с совокупностью устойчивых связей между этими элементами. Она должна быть устойчивой, относительно неизменной, упорядоченной. Существуют планировочная, функциональная и композиционная структура города.

Планировочная структура – это условная модель города с расположением наиболее важных и устойчивых элементов городского пространства. Это планировочный каркас с продуманной иерархией (район – микрорайон – квартал – жилая группа).

· зона общегородского центра

· селитебная зона

· производственная зона

Характеристики планировочной структуры города:

· инерционность – сопротивляемость преобразованиям. общая планировочная структура города может не меняться столетиями.

· компактность, рассредоточенность или центричность.

Зонирование – выделение территорий с различной выраженностью каких-либо признаков. Вся территория делится на селитебную (жилую, составляет ~60% всей территории) и внеселитебную.

· жилая зона (усадебной, безусадебной, смешанной застройки)

· промышленные

· сельскохозяйственные

· коммунально-складские

· внешнего транспорта

· рекреационные

· защитные озелененные территории

· многофункционального назначения

· транспортные

· пешеходные и т.д.

За пределами городской черты: головные инженерно-технические сооружения (водозабор, очистные сооружения, кладбища, резервные территории)

По природным свойствам:

· геологические и гидрологически опасные территории

· зоны залегания полезных ископаемых и др. ресурсов

· с неблагоприятными для освоения территориями (затопляемые, сейсмичные) и т.д.

По способам подготовки территории для последующего освоения:

· мелиорированные (обводняемые и осушаемые)

· требующие различной инженерной подготовки, размещения защитных сооружений – дамб, обваловывания, лесозащитных полос.

По градостроительной ценности: высокой, средней и низкой.

По режимам использования территории, накладывающим определенные ограничения или стимулы при выработке проектных решений и освоении территории.

По композиционным и визуально-художественным свойствам – антропогенного и природного ландшафта.

По социально-демографическим характеристикам территории:

· по половозрастному составу населения

· по имущественному составу населения

· образовательному уровню

· миграционному обороту

· этническим характеристикам и т.д.

По отношению к другим зонам: предзаводская, прирельсовая зона, зона влияния поселений и градостроительных комплексов, пригородная зона и т.д.

Укрупненное структурно-планировочное – где достаточно мелкая и развитая сеть транспортных путей, и где пустошь.

 

Выбор территории для развития существующего и строительства нового города.

При выборе территории для строительства нового города и расширения существующего необходимо учитывать:

· природные условия места, наиболее пригодные для жизни людей

· требования охраны окружающей среды

· требования промышленного, жилищного, транспортного и других видов строительства к качеству участков

· условия взаимного расположения основных зон города, исходя из задачи обеспечения благоприятных условий для производственной деятельности промышленных предприятий и наибольших удобств для жизни населения

· место города в системе расселения

· условия инженерной подготовки и инженерного оборудования территории

· требования экономики строительства

Территория для нового города выбирается на основе материалов районной планировки. Он должна иметь:

· достаточные размеры для размещения всех видов строительства с учетом возможности дальнейшего расширения города и обеспечения населения в перспективе общей жилой площадью по норме 18м2 на человека.

· природные данные, позволяющие строить промышленные, жилые и общественные здания, а также осуществлять озеленение по возможности без дорогостоящих инженерных работ

· благоприятные условия для целесообразного взаимного размещения отдельных частей города разного функционального назначения с учетом удобного присоединения соответствующих частей города к сети железных и автомобильных дорог, а также к водным путям сообщения

· достаточно близкие источники энерго- и водоснабжения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: