Конструктивная скорость – скорость, которую может развивать подвижной состав. Характеризует быстроту поездки на данном виде транспорта.
· максимальная конструктивная скорость трамвая или троллейбуса – 60-70 км/ч
· городского автобуса – 75-80 км/ч
· вагонов метрополитена – 90 км/ч
Предельно допустимая скорость на перегоне – ограничивается правилами дорожного движения в городе (а также длиной перегона, условиями уличного движения, величиной тормозного пути, состоянием пути и динамическими характеристиками подвижного состава), как правило не превышает 50-60 км/ч (для метро и скоростного трамвая эта скорость выше).
Средняя ходовая скорость – по сути средняя скорость между остановками. Определяется делением расстояния между двумя остановочными пунктами (м) на время пробега между ними (с):
где ln – длина перегона (м), ti – затраты времени на данном виде транспорта (с).
На ее величину существенное влияние оказывает интенсивность и организация уличного движения, наличие пересечений, продольный профиль, состояние пути.
Скорость сообщения (км/ч) – наиболее важный показатель для градостроительства. Определяется отношением пройденного подвижным составом пути (LM, м) к суммарной затрате времени на движение (tо, с), плановые остановки (tдв, с) и внеплановые задержки (у перекрестков на красный свет, в пробках или ДТП) (t∇, с):
3,6 – коэффициент с помощью которого результат из метров в секунду (м/с) переводится в километры в час (км/ч)
Важно назвать фактические скорости сообщения:
· на трамвае и троллейбусе – 15-16 км/ч, может быть до 17-18 км/ч для подвижного состава с улучшенными характеристиками.
· на автобусе – 17-18 км/ч, до 20 км/ч.
|
· метрополитен – 38-42 ≈ 40 км/ч (СПб – 40 км/ч, МСК – до 45 км/ч)
· на скоростном трамвае – 27- 30 км/ч
· на экспресс автобусе – 25 км/ч
· на монорельсовом транспорте – 70-80 км/ч
· дегковой автомобиль на скоростной дороге – 100-120 км/ч
Эксплуатационная скорость (км/ч) – отношение пройденного пути (м) к суммарной затрате времени на движение, плановые остановки, внеплановые задержки, а также на оборот подвижного состава на конечных пунктах (tоб, с):
или
Эта скорость как правило на 10-15% ниже скорости сообщения, она является основным показателем работы транспорта, характеризующим качество работы предприятия в целом и организацию движения на линии, она очень важна для себестоимости перевозок.
В целях сокращения затрат времени на передвижение и повышения качества транспортного обслуживания чрезвычайно важно повысить скорость сообщения и эксплуатационную скорость.
Мероприятия по повышению скорости сообщения:
1. Градостроительные – обычно связаны с большими капитальными затратами по устройству обособленного полотна для рельсового транспорта, пересечений в разных уровнях, расширению проезжих частей, устройству посадочных площадок и т.д.
a. снижение задержек на перекрестках
b. устранение простоев на остановочных пунктах и т.д.
2. Организационные – не требуют таких больших затрат и могут осуществляться силами самих транспортных организаций.
a. рациональное распределение подвижного состава по маршрутам с учетом их динамических характеристик. оптимизация маршрутной сети
b. правильное составление вагонных (машинных) расписаний с учетом условий движения на участках маршрутов и пассажирообмена на остановочных пунктах
|
c. правильное размещение остановок на маршрутах
d. ведение четкой диспетчерской службы движения, и т.д.
3. Конструктивные – сводятся к созданию новых типов подвижного состава с более высокими динамическими характеристиками и широкими дверными проемами. Дают эффект только вкупе с остальными мероприятиями.
Скорость передвижения пассажиров – важный скоростной показатель, характеризующий транспортную систему города во всей ее совокупности, учитывающий суммарные фактические затраты времени на передвижение населения от «двери до двери» и определяющий меру быстроты доставки и в конечном итоге качество транспортного обслуживания населения.
, км/ч
где Li-j – длина пути, t’пеш – время на проход от дома до ближайшей остановки, ∑tож – время ожидания транспорта, ∑tтр – время движения на транспорте, ∑tпер – время пересадок, t’’пеш – время на подход от остановки до пункта назначения.
Оптимальные значения скоростей передвижения:
· для передвижений с использованием уличного пассажирского транспорта (УПТ) с диапазоном дальности передвижений 4-12 км – 12-15 км/ч.
· для передвижений с использованием скоростного рельсового транспорта (СРТ) с диапазоном передвижений 5-15 км – 14-24 км/ч.
На практике эту скорость можно повысить:
· за счет повышения скоростей сообщения ГПТ
· повышение плотности маршрутной сети – уменьшает t’пеш
· увеличение подвижного состава – повышает ∑tож
· за счет сокращения накладных затрат времени на передвижения (пешеходные подходы, ожидание транспорта, пересадки), которые составляют в наше время более 50% всех временных затрат на дорогу
|
· а также за счет рационального сочетания УПТ и СРТ.
Провозная способность линии транспорта – наибольшее количество пассажиров, которое может быть перевезено данным видом ГПТ в течение одного часа в одном направлении по транспортной линии или по одной полосе движения в условиях безопасности движения.
, пасс./ч
где Ω – вместимость, N0 – пропускная способность транспортных линий.
Нормальная вместимость – количество сидячих мест + количество стоячих мест (3 чел./1 м2 свободной площади пола).
Предельно допустимая вместимость – сидячие места + стоячие места (5 чел./1 м2 свободной площади пола) (бывает 8-10 чел./1 м2 в часы пик).
Пропускная способность транспортных линий (ед./ч) – максимальное количество транспортных единиц, которое может быть через какое-либо сечение линии в течение часа в одну сторону при соблюдении условий нормальной эксплуатации и требований безопасности движения.
Пропускная способность одной полосы проезжей части маршрутизированного транспорта:
, ед./ч.
где 3600 – 1 час, переведенный в секунды, t1 – затраты времени на подход к остановке, зависит от тормозной способности транспорта и организации остановки, t2 – время на посадку пассажиров, t3 – время на подачу сигнала и закрывание дверей, t4 – время на отход от остановки, зависит от ускорения транспорта.
Пропускная способность других видов транспорта (автомобили и т.д.) – рассчитывается для сечений линии «стоп» и на участках межу перекрестками.
Пропускная способность одной полосы проезжей части на участке между перекрестками:
Динамический габарит
.
ν – скорость движения в транспортном потоке.
– разность тормозных путей сзади и впереди идущих автомобилей.
Пропускная способность одной полосы проезжей части на перекрестке, в сечении линии «стоп»:
или )
где tз – зеленая фаза светофора (с.)
ta = 2 с, время реакции водителей
Интервал прохождения линии «стоп» цепочкой автомобилей tП = 3 с
ТЦ – цикл светофорного регулирования, оптимальная около 70с, лучше не более 100 с.
Маневренность транспорта – наиболее маневренный конечно же автобус, возможность использования транспорта на новых маршрутах, в иных целях и т.д.
Удобство поездки – затраты времени, удобство посадки и высадки, регулярность движения, комфортность салона.
Безопасность движения – рассматривает вопросы безопасности для пассажиров и пешеходов.
Влияние транспорта на окружающую среду – экологичность.