ТЕМА 6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
Сущность, особенности и классификация управленческих решений
Проблемы как предпосылки принятия решений
Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений
Научные методы принятия сложных решений
Учет факторов риска при принятии решений
Информационное обеспечение управления и коммуникации
СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Решение – это выбор альтернативы (альтернативного варианта действий)
Альтернатива — возможные варианты, между которыми и необходимо сделать выбор.
Решения, принимаемые в процессе управления организацией, существенно отличаются от решений, принимаемых в частной жизни (табл. 1)
Таблица 1 – Особенности управленческих решений
Отличительный признак | Особенности |
Цели | Менеджер принимает решение в целях разрешения не личных проблем, а проблем организации |
Последствия | Частный выбор индивида сказывается на его жизни и может повлиять на близких ему людей. Менеджер выбирает направление действий для организации в целом, и его решения могут повлиять на многих людей |
Разделение труда | Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует разделение труда: менеджеры принимают решения, а исполнители их выполняют |
Профессионализм | В частной жизни человек принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В организации принимать решения имеют право только сотрудники, обладающие профессиональными знаниями и навыками |
Учитывая эти и другие особенности принятия решений в организации, можно дать несколько определений управленческому решению.
|
Управленческое решение – это:
••выбор альтернативы, осуществленный менеджером в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации;
••обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией, либо, наоборот, воздержаться от них;
••организационная реакция на возникшую проблему.
В процессе управления организациями принимается огромное количество разнообразных решений, которые можно классифицировать по каким-либо признакам (табл. 2).
Таблица 2 – Классификация управленческих решений
Классификационный признак | Виды управленческих решений |
Характер задач | Экономические, технологические, организационные и т.п. |
Значимость цели | Стратегические, тактические, текущие |
Сфера воздействия | Организация, подразделение, отдельный работник |
Длительность реализации | Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные |
Характер использованной информации | Детерминированные, вероятностные |
Количество критериев выбора | Однокритериальные, многокритериальные |
Форма принятия | Единоличные, коллегиальные, коллективные |
Способ фиксации решения | Документированные, недокументированные |
ПРОБЛЕМЫКАК ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Необходимость в управленческом решении возникает тогда, когда есть различия между фактическим и желаемым состоянием объекта управления или есть необходимость улучшить его, иначе говоря, когда имеется проблема. Следовательно, проблема является предпосылкой для принятия решения.
|
Проблема – это:
1. Ситуация, характеризующаяся разрывом между тем, что есть и что должно быть
2. Осознанная потенциальная возможность извлечь выгоды, возникшие в связи с изменением внешней среды
3. Ситуация, когда не достигнуты поставленные цели
4. Ситуация в бизнесе, созданная внутренними или внешними событиями, в которой заключены возможные решения
Проблемы всегда имеют определенное содержание, они связаны с каким-то конкретным местом и временем возникновения, имеют количественные параметры; как правило, известен круг лиц причастных к ним (инициаторы постановки проблем, виновники возникновения проблем, участники разрешения проблем).
Обычно у проблем трудно установить:
•• причины возникновения;
•• пути их преодоления;
•• то и другое одновременно.
Поиск решения проблем требует специальных исследований, на основе которых можно понять структуру самих проблем и внутренние взаимосвязи их отдельных элементов.
Классификация проблем может быть осуществлена по следующим признакам:
•• степени важности для организации;
•• масштабности;
•• степени риска;
•• срочности;
•• возможности решения.
Глубокий анализ ситуации и сравнение предшествовавшей деятельности компании с ее целями могут выявить десятки проблем. Поэтому важно выделить приоритеты или достичь согласия относительно очередности и важности каждой проблемы.
Наиболее важными являются проблемы со следующими характеристиками
1. Проблема получает сильную поддержку (или давление) извне в пользу ее решения
2. Проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для ее решения
3. Решение проблемы открывает новые возможности для организации