ПРОБЛЕМЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ




ТЕМА 6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Сущность, особенности и классификация управленческих решений

Проблемы как предпосылки принятия решений

Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений

Научные методы принятия сложных решений

Учет факторов риска при принятии решений

Информационное обеспечение управления и коммуникации

СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

 

Решение – это выбор альтернативы (альтернативного варианта действий)

Альтернатива — возможные варианты, между которыми и необходимо сделать выбор.

Решения, принимаемые в процессе управления организацией, существенно отличаются от решений, принимаемых в частной жизни (табл. 1)

Таблица 1 – Особенности управленческих решений

Отличительный признак Особенности
Цели Менеджер принимает решение в целях разрешения не личных проблем, а проблем организации
Последствия Частный выбор индивида сказывается на его жизни и может повлиять на близких ему людей. Менеджер выбирает направление действий для организации в целом, и его решения могут повлиять на многих людей
Разделение труда Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует разделение труда: менеджеры принимают решения, а исполнители их выполняют
Профессионализм В частной жизни человек принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В организации принимать решения имеют право только сотрудники, обладающие профессиональными знаниями и навыками

Учитывая эти и другие особенности принятия решений в организации, можно дать несколько определений управленческому решению.

Управленческое решение – это:

••выбор альтернативы, осуществленный менеджером в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации;

••обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, прямо или косвенно связанные с достижением целей, стоящих перед организацией, либо, наоборот, воздержаться от них;

••организационная реакция на возникшую проблему.

В процессе управления организациями принимается огромное количество разнообразных решений, которые можно классифицировать по каким-либо признакам (табл. 2).

Таблица 2 – Классификация управленческих решений

Классификационный признак Виды управленческих решений
Характер задач Экономические, технологические, организационные и т.п.
Значимость цели Стратегические, тактические, текущие
Сфера воздействия Организация, подразделение, отдельный работник
Длительность реализации Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные
Характер использованной информации Детерминированные, вероятностные
Количество критериев выбора Однокритериальные, многокритериальные
Форма принятия Единоличные, коллегиальные, коллективные
Способ фиксации решения Документированные, недокументированные

 

ПРОБЛЕМЫКАК ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

 

Необходимость в управленческом решении возникает тогда, когда есть различия между фактическим и желаемым состоянием объекта управления или есть необходимость улучшить его, иначе говоря, когда имеется проблема. Следовательно, проблема является предпосылкой для принятия решения.

Проблема – это:

1. Ситуация, характеризующаяся разрывом между тем, что есть и что должно быть

2. Осознанная потенциальная возможность извлечь выгоды, возникшие в связи с изменением внешней среды

3. Ситуация, когда не достигнуты поставленные цели

4. Ситуация в бизнесе, созданная внутренними или внешними событиями, в которой заключены возможные решения

Проблемы всегда имеют определенное содержание, они связаны с каким-то конкретным местом и временем возникновения, имеют количественные параметры; как правило, известен круг лиц причастных к ним (инициаторы постановки проблем, виновники возникновения проблем, участники разрешения проблем).

Обычно у проблем трудно установить:

•• причины возникновения;

•• пути их преодоления;

•• то и другое одновременно.

Поиск решения проблем требует специальных исследований, на основе которых можно понять структуру самих проблем и внутренние взаимосвязи их отдельных элементов.

Классификация проблем может быть осуществлена по следующим признакам:

•• степени важности для организации;

•• масштабности;

•• степени риска;

•• срочности;

•• возможности решения.

Глубокий анализ ситуации и сравнение предшествовавшей деятельности компании с ее целями могут выявить десятки проблем. Поэтому важно выделить приоритеты или достичь согласия относительно очередности и важности каждой проблемы.

Наиболее важными являются проблемы со следующими характеристиками

1. Проблема получает сильную поддержку (или давление) извне в пользу ее решения

2. Проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для ее решения

3. Решение проблемы открывает новые возможности для организации

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: