Требования охраны труда при работе с озонаторами




Об утверждении Правил по охране труда

В учреждениях здравоохранения

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27,
ст. 2878; 2009, № 30, ст. 3732; 2011, № 30, ст. 4586, 2013, № 52, ст. 6986) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2019, № 45, ст. 6362), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить Правила по охране труда в учреждениях здравоохранения согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует
до 31 декабря 2025 года.

 

Министр А.О. Котяков

 


Приложение
к приказу Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от «__»_________ 20___ года № ____

 

Правила по охране труда в учреждениях здравоохранения

 

I. Общие положения

 

1. Правила по охране труда в учреждениях здравоохранения (далее - Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при оказании медицинской помощи, организации и проведении основных процессов и работ в медицинских организациях[1].

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и осуществлении ими производственной деятельности в области здравоохранения.

2. Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.

На основе Правил и требований технической документации организации-изготовителя медицинского оборудования, используемого в медицинских организациях (далее - организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

3. В случае применения методов работ, материалов, оборудования, требования к безопасному применению и выполнению которых не предусмотрены Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда и требованиями технической документации организации-изготовителя.

4. Работодатель вправе устанавливать дополнительные требования безопасности при выполнении работ, связанных с осуществлением медицинской деятельности, улучшающие условия труда работников.

5. Работодатель обеспечивает организацию и осуществление производственной деятельности в соответствии с требованиями Правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;

6. При осуществлении производственной деятельности в медицинских организациях (далее - производственные процессы) на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов.

К общим вредным и (или) опасным производственным факторам/рискам в медицинских организациях относятся:

1) биологический фактор (микроорганизмы продуценты и патогенные микроорганизмы, в т.ч. особо опасные инфекции и возбудители других инфекционных заболеваний);

2) химический фактор оказывающих (воздействие вредных и опасных химических веществ, обладающих остронаправленным, раздражающим, аллергенным, канцерогенным, цитотоксическим действием, приводящих к острым отравлениям и (или) хроническим интоксикациям и возможным последующим аллергическим, онкологическим и другим заболеваниям);

3) физические факторы (ионизирующие излучение, неионизирующие поля и излучения, виброакустические факторы, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия - органические, неорганические, токсико-аллергенные и аэрозоли сложного состава, неблагоприятный микроклимат, не достаточная освещенность рабочего места);

4) напряженность и тяжесть трудового процесса (психоэмоциональные и физические перегрузки, обуславливающие перенапряжение различных органов и систем и развитие патологических процессов).

5) угроза жизни и здоровью работников, связанная с возможным совершением в отношении них противоправных действий со стороны пациентов, их родственников и третьих лиц.

Характерные вредные и (или) опасные производственные факторы/опасности, профессиональные риски по некоторым отраслям клинической медицины и при выполнении отдельных работ приведены в приложении 1.

7. При организации медицинской деятельности, работодатель обязан принимать меры по исключению или снижению до допустимых уровней воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, установленных соответствующими нормативными документами, а также оценивать профессиональные риски, связанные с причинением вреда здоровью работника в процессе его трудовой деятельности.

8. Размещение, устройство, оборудование, содержание, противоэпидемический режим, профилактические и противоэпидемические мероприятия, условия труда работников организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, должны соответствовать действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (санитарно- гигиеническим требованиям)[2].

 

II. Требования охраны труда, предъявляемые к организации проведения работ

 

9. Медицинские работники должны иметь соответствующую квалификацию, профессиональную подготовку.

10. При заключении трудового договора работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им средствах индивидуальной защиты (далее – СИЗ), санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностях (далее - санитарная одежда), а работники обязаны правильно применять СИЗ, санитарную одежду, выданные им в установленном порядке.

Работодатель обеспечивает условия для надлежащего хранения, стирки и ухода за СИЗ, санитарной одеждой.

Выбор работодателем средств коллективной защиты производится с учетом требований безопасности для конкретных видов работ.

11. Режимы труда и отдыха работников устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами работодателя в соответствии с трудовым законодательством[3] [4].

12. На рабочем месте запрещается курить, принимать пищу, хранить личную одежду, употреблять алкогольные напитки, наркотические средства и иные токсические и сильнодействующие лекарственные препараты (в том числе психотропные).

Перерывы для отдыха и питания должны быть установлены работодателем в соответствии с действующим законодательством.

В каждом структурном подразделении выделяются комнаты для персонала, в которых должны быть предусмотрены условия для приема пищи. Не допускается прием пищи в столовой (буфетной) вместе с пациентами, хранение пищевых продуктов в холодильнике для лекарственных средств.

13. Запрещается:

а) выполнять работы, не предусмотренные трудовыми обязанностями;

б) хранить и применять средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях, без этикеток, с нечитаемыми наименованиями, а также в поврежденной упаковке;

в) пробовать средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях, на вкус и запах;

г) работать неисправным инструментом, применять неисправное оборудование;

д) при проведении медицинских процедур оставлять пациента без присмотра.

14. В случае плохого самочувствия работник должен прекратить работу, отключить оборудование и сообщить об этом руководителю.

Работать с неисправным инструментом, на неисправном оборудовании, использовать неисправные приспособления, а также средства индивидуальной и коллективной защиты запрещается.

15. Работникам медицинской организации следует руководствоваться принципом, согласно которому все пациенты потенциально инфицированы.

16. Во время проведения медицинских манипуляций запрещено касаться руками в перчатках своих глаз, носа, рта, незащищенных участков кожи

17. При работе у медицинского персонала все повреждения кожных покровов на руках (ссадины, царапины) должны быть изолированы напальчниками, лейкопластырем.

18. Безопасность работников при эксплуатации медицинской техники должна обеспечиваться:

а) конструкцией изделий медицинской техники;

б) достаточной квалификацией специально обученного и аттестованного персонала, который должен знать и выполнять требования эксплуатационной документации и инструкций по охране труда;

в) системой технического обслуживания и ремонта изделий медицинской техники;

г) соответствием помещений действующим строительным нормам и правилам, рациональной организацией работы;

д) применением установленных мер и средств защиты.

19. Во время ходьбы работнику необходимо постоянно обращать внимание на состояние пола в помещениях во избежание поскальзывания и падения. Передвигаться по мокрым (мытым) полам необходимо с повышенной осторожностью.

20. Работники должны соблюдать нормы подъема и перемещения тяжестей (допустимые нагрузки).

Работодателю запрещается направлять работника на работу, где нагрузки превышают установленные нормы подъема и перемещения тяжестей.

В целях уменьшения нагрузки (соблюдения норм подъема и перемещения тяжестей) работодатель обязан направлять на работу необходимое количество работников, чтобы уменьшить нагрузку на одного человека, либо перенос тяжестей должен осуществляться с помощью механизмов и приспособлений.

Перед подъемом и перемещением тяжестей (тяжелые предметы, пациенты, тела и т.д.) работник обязан оценить массу объекта переноса. Оценка может производиться визуально, путем опроса пациента, изучением документации (этикеток), карт пациента. При установлении превышения допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей работник обязан прибегнуть к помощи других работников или посторонних лиц, по возможности использовать средства малой механизации (например, тележки, каталки).

 

III. Требования охраны труда, предъявляемые к территории производственного объекта (площадкам, производственным помещениям) и организации рабочих мест

 

Требования охраны труда, предъявляемые к территории медицинской организации (площадкам, помещениям)

 

21. Для обеспечения безопасности дорожного движения по территории медицинской организации должны быть разработаны и утверждены работодателем схема маршрутов движения транспортных средств и схема маршрутов движения пешеходов по территории. Схемы маршрутов движения должны быть вывешены перед въездом (входом) на территорию организации.

На территории медицинской организации должны быть установлены знаки ограничения скорости движения.

22. Рядом с временными ямами, канавами или временно открытыми люками должны быть предупредительные знаки, а в часы, когда эти места остаются без рабочих, закрыты или ограждены заборами. Работодатель обязан обеспечить безопасную эксплуатацию зданий и сооружений, в том числе ликвидировать скользкие и травмоопасные участки территории (в зимнее время), принимать меры, обеспечивающие профилактику падений работников.

23. При перемещении по территории медицинской организации и в помещении, персонал должен пользоваться только установленными проходами, на которых отсутствуют препятствия в виде загроможденности и захламленности оборудованием, материалами и отходами производства, ям, траншей, кюветов, колодцев подземных коммуникаций, резервуаров с водой.

24. Территория медицинской организации должна быть освещена для прохода в темное время суток.

25. В помещениях регистратуры для защиты работников от капельной инфекции при разговоре с пациентами оборудуются окна с двойным стеклом и боковым отверстием для передачи документов.

 

Требования охраны труда, предъявляемые к организации рабочих мест

 

26. Общие действия, выполняемые персоналом перед началом работы:

а) надеть предусмотренную санитарную одежду и обувь, средства индивидуальной защиты;

б) проверить устойчивость положения оборудования на рабочем месте, правильно и рационально разместить инструменты и материалы, убрать посторонние предметы;

в) проверить оборудование на отсутствие видимых повреждений, ранее отмеченных в журнале, оборудования, питающих и соединительных кабелей, разъемных и штепсельных соединений, защитного заземления, ограждений, блокировок, инструментов и приспособлений, их исправность и комплектность. В случае обнаружения дефектов сообщить об этом руководителю, сделав соответствующую запись в специальный журнал, проверить в этом журнале устранение ранее записанных дефектов;

г) проверить исправность работы предусмотренной вентиляции и включить её.

27. Все контрольно-измерительные приборы, оборудование должны подвергаться поверке и проверке в соответствии с нормативно-техническими актами и с инструкцией завода изготовителя.

28. Запрещается:

а) работать на оборудовании, если работники не прошли обучение и проверку знаний безопасным методом и приемам выполнения работ;

б) работать на оборудовании, с инструментами или приспособлениями, применять сырье, материалы или лекарственными средствами (препаратами), если работники не обучены безопасному обращению с ними;

в) работать на неисправном оборудовании (с неисправными приспособлениями или инструментами), в том числе (в случае наличия в их конструкции) при неисправной сигнализации, с истекшим сроком эксплуатации, а также с материалами и сырьем утратившими свои технологические свойства (требования);

г) не обученному и не имеющему права доступа к осуществлению ремонта медицинского оборудования персоналу самостоятельно вскрывать и ремонтировать оборудование;

д) допускать заломы, перегибы и сдавливание резиновой или пластмассовой изоляции электропроводов электропотребителей;

д) оставлять без присмотра включенное (работающее) оборудование;

е) надевать верхнюю одежду на санитарные средства и СИЗ, а также выносить санитарные средства и СИЗ домой для любых целей;

ж) загромождать рабочие места, проходы к ним, к пультам управления, рубильникам, а также проходы между оборудованием, столами, стеллажами.

29. При эксплуатации медицинского оборудования запрещается:

а) находиться в помещении лицам, не имеющим отношение к работе;

б) использовать медицинское оборудование не по прямому назначению;

в) оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть работающие аппараты, приборы, устройства, (если это не предусмотрено режимом эксплуатации оборудования), поручать надзор лицам, не имеющим права работать на данном оборудовании;

г) проводить при грозе физиотерапевтические процедуры на аппаратах, питающихся от воздушной электрической сети;

д) держать вблизи электронагревательных приборов вату, спирт и другие горючие и легковоспламеняющиеся вещества;

 

IV. Требования охраны труда, предъявляемые к осуществлению производственных процессов и эксплуатации медицинского оборудования

 

Требования охраны труда при работе в рентгеновских отделениях (кабинетах)

 

30. Проведение медицинских рентгенологических процедур с диагностической, профилактической, терапевтической или исследовательской целями должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям[5].

31. Работники, связанные с проведением рентгенологических исследований (назначающие и выполняющие рентгенологические исследования), проходят обучение по радиационной безопасности и по правилам работы с источниками излучения[6] [7].

32. К самостоятельной работе в рентгенодиагностических отделениях допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и отнесенные приказом по организации к соответствующей категории персонала (А и Б).

33. При работе с диагностическим аппаратом при горизонтальном положении поворотного стола - штатива все лица, участвующие в исследовании, должны применять коллективные и индивидуальные средства защиты.

34. Запрещается рентгенолаборанту обслуживать одновременно два или более рентгеновских аппарата, работающих в разных кабинетах, даже при общей комнате управления.

35. Перед началом работы персонал отделения должен проверить наличие индивидуальных дозиметров, убедиться в отсутствии посторонних лиц в процедурном помещении и провести визуальную проверку исправности рентгеновского аппарата (подвижных частей, электропроводки, высоковольтного кабеля, заземляющих проводов в кабинете и других частей). Затем следует произвести пробное включение рентгеновского аппарата на различных режимах работы.

36. Перед началом исследования лица, работающие с источниками рентгеновского излучения, должны надеть индивидуальные средства защиты в зависимости от номенклатуры средств защиты, предназначенных для работы в специализированном кабинете.

37. Персонал отделения должен убедиться в исправности систем вентиляции, водоснабжения, канализации и электроосвещения.

38. Рентгенолаборанту запрещается выходить из рентгеновского кабинета при включенном в электрическую сеть рентгеновском аппарате.

39. У входа в процедурную кабинета рентгенодиагностики на высоте 1,6-1,8 м от пола или над дверью должно размещаться световое табло (сигнал) «Не входить» бело – красного цвета, автоматически загорающееся при включении рентгеновского аппарата. Возможно нанесение на световой сигнал знака радиационной опасности.

40. При сменной работе рентгеновского кабинета порядок сдачи и приема смены определяется внутренней инструкцией с учетом функциональных особенностей каждого кабинета.

41. Влажная уборка всех помещений рентгенодиагностического отделения (кабинета) должна осуществляться ежедневно, после окончания работы. Во время уборки электроснабжение рентгеновской установки должно быть отключено.

42. При обнаружении свинцовой пыли на СИЗ работников и пациентов рентгенодиагностического отделения (кабинета) должна проводиться влажная уборка помещений с использованием 2%-го раствора уксусной кислоты, а обработка рук по окончании работы 1%-м раствором уксусной кислоты.

43. По окончании работы должна проводиться влажная дезинфекция элементов и принадлежностей рентгеновской установки, с которыми соприкасаются пациенты при диагностике.

44. Периодически, не реже одного раза в месяц, должна проводиться полная уборка рентгенодиагностического отделения (кабинета) с мытьем стен, полов, дверей, подоконников, внутренней стороны окон.

Требования охраны труда при проведении радионуклидной диагностики
и лучевой терапии

 

45. К самостоятельной работе в отделениях радионуклидной диагностики (РД) и лучевой терапии (ЛТ) допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку и отнесенные приказом по организации к соответствующей категории персонала (А и Б)[8].

В организациях назначаются ответственные за хранение закрытых и открытых радионуклидных источников.

46. Персонал должен быть обеспечен следующими коллективными средствами защиты:

а) стационарными защитными ограждениями;

б) защитными ширмами, экранами;

в) защитно-технологическим оборудованием;

г) устройствами для транспортирования и хранения источников излучения;

д) защитным заземлением оборудования;

е) системой вентиляции и очистки воздуха;

ж) устройствами хранения радиоактивных отходов.

47. На дверях кабинетов ЛТ и РД должны быть вывешены знаки радиационной опасности.

48. Перед началом работы лицо, ответственное за хранение радиофармпрепаратов (РФП) отделения РД, должно проверить целостность пломбы на двери хранилища, открыть хранилище и выдать на рабочее место требуемый препарат. В течение рабочего дня хранилище РФП должно быть закрыто на ключ.

Запрещается хранить РФП с активностью, превышающей предусмотренную санитарным паспортом.

Генератор короткоживуших изотопов должен быть помещен в дополнительную радиационную защиту для предотвращения облучения персонала.

49. Запрещается проводить технологические операции с РФП вне рабочего места.

50. Ответственные за хранение закрытых и открытых радионуклидных источников отделения ЛТ должны проверить целостность пломб на дверях хранилищ, открыть их и выдать требуемый источник излучения. В течение рабочего дня хранилище радионуклидных источников должно быть закрыто на замок.

51. При приемке генератора короткоживущих изотопов и набора флаконов для элюирования и в целях обеспечения сохранения стерильности персонал должен убедиться в целостности опечатанной охранной тары. В случае нарушения места опечатывания охранной тары изделия к работе не допускаются. Перед началом работы персонал должен подготовить к работе аппараты, приборы и вспомогательное оборудование, проверить включение систем радиационного контроля и сигнализации, действие блокировочных устройств, сохранность средств радиационной защиты, целостность заземляющих проводов.

52. Лицо, ответственное за радиационную безопасность, должно осуществлять контроль за хранением, расходованием и перемещениями радиоактивных источников внутри отделения (кабинета), своевременной заменой радиоактивных источников, своевременной сдачей радиоактивных отходов.

53. Во время укладки пациентов в кабинетах рентгенотерапии, мегавольтной и гамма-терапии должны присутствовать врач-радиолог и медицинская сестра.

54. По окончании работы с радионуклидными источниками необходимо отправить радиоактивные отходы в хранилище, провести дозиметрический самоконтроль спецодежды, тела, рук, привести аппараты в исходное состояние, отключить или перевести в режим, оговоренный инструкцией по эксплуатации, провести влажную уборку помещений.

55. Запрещается:

а) хранить радиоактивные источники в количествах, превышающих значение, указанное санитарным паспортом;

б) хранить радиоактивные отходы на рабочих местах после окончания работы с радионуклидами.

 

Требования охраны труда при работе с магнитными резонансными томографами (МРТ)

 

56. В кабинет МРТ запрещено вносить железные, стальные и другие ферромагнитные материалы (ножницы, ручки, пинцеты, скальпели, кольца и другие подобные предметы).

Вблизи установки МРТ не допускается использовать сотовые телефоны, радиопередатчики, мобильные радиопередатчики и другие подобные устройства.

На входе в кабинет МРТ должен быть прикреплен предупреждающий знак об опасности.

57. Не допускается загромождение процедурной аппаратурой и мебелью, которая не используется в работе.

58. Пультовая должна быть размещена в отдельном помещении с естественным освещением.

Не допускается использование пультовой для приема пациентов.

59. На месте проведения работ запрещено присутствие посторонних лиц.

60. При использовании периферической синхронизации работники кабинета МРТ должны соблюдать следующие требования:

а) удалить из отверстия магнита неподключенные радиочастотные катушки или неиспользуемые вспомогательные устройства;

б) использовать только кабели, разрешенные к применению инструкцией организации - изготовителя МРТ;

в) кабель электропитания магнита должен прокладываться по возможно более прямой трассе, не допускается изгиб кабеля на 180 градусов.

61. Перед включением томографа следует убедиться в его подключении к заземляющему контуру.

62. При проведении исследований персоналу следует находиться в диагностическом помещении только при укладке пациента и по окончании обследования. Исключение составляют случаи обследования тяжелых пациентов, нуждающихся в постоянном присутствии медицинского персонала.

Наблюдение за состоянием пациента следует вести через окно из пультовой.

63. В целях уменьшения вредного воздействия постоянного магнитного поля на персонал последний при укладке пациента не должен находиться на расстоянии ближе 0,5-2,0 м (в зависимости от мощности томографа) от передней панели томографа и помещать руки в отверстие магнита.

64. При работе с МРТ работникам запрещается:

а) работать при отключенных системах вентиляции, водоснабжения, канализации;

б) отключать защитные приспособления и устройства, блокировки, сигнализацию и другие предохранительные средства;

в) использовать МРТ при открытых защитных средствах (крышках, кожухах);

г) подвергать МРТ резким механическим воздействиям;

д) оставлять без присмотра включенные МРТ.

 

Требования охраны труда при работе с аппаратами сверхвысокой (СВЧ) и ультравысокой (УВЧ) частот

 

65. Для уменьшения излучения в окружающее пространство высокое напряжение на генератор должно подаваться только после установки излучателя непосредственно на облучаемый участок тела, перед прекращением процедуры следует сразу выключить высокое напряжение. Размеры и форма излучателя должны соответствовать облучаемому участку тела.

66. Эксплуатация аппаратов СВЧ и УВЧ-терапии с выходной мощностью более 100 Вт и с дистанционным методом облучения должна производиться в специально выделенных помещениях или в экранирующих кабинах, в которых размещаются аппараты и пациенты. Эксплуатация аппаратов с контактным расположением излучателей возможна в общем помещении.

67. Запрещается пребывание персонала в зоне прямого излучения аппаратов сантиметровых и дециметровых волн.

68. Запрещается:

а) проводить терапию без тщательной настройки терапевтического кондуктора в резонанс с генератором;

б) пребывать в зоне прямого воздействия энергии дециметровых и сантиметровых волн при проведении физиотерапевтических процедур по дистанционной диагностике.

69. Кипячение электродных прокладок, полостных электродов и инструментов следует проводить в дезинфекционных кипятильниках или баках только с закрытым подогревателем в вытяжном шкафу или под местной вентиляцией.

70. Заполнять четырехкамерные ванны водой и удалять из них воду можно только при выключенной аппаратуре.

71. При проведении электролечебных процедур с контактным наложением электродов (гальванизации, диадинамо- и амплипульстерапии и других подобных) вне электролечебного кабинета (палаты, перевязочной, операционной, на дому и т.п.) необходимо исключить возможность соприкосновения пациента с металлическими частями (кровать, перевязочный стол). Для этого металлическая кровать или стол должны быть покрыты шерстяным одеялом, поверх него 3 - 4 слоями прорезиненной ткани и простыней так, чтобы края их свешивались со всех сторон кровати или стола.

72. Металлические корпуса и штативы медицинских электроаппаратов, в том числе переносные, подлежат защитному заземлению независимо от места их установки и проведения физиотерапевтической процедуры.

 

Требования охраны труда при работе с аппаратами инфракрасного и ультрафиолетового излучений

 

73. Запрещается:

а) включение неэкранированных ламп инфракрасных и ультрафиолетовых излучателей в присутствии людей запрещается;

б) подвергать глаза вредному воздействию инфракрасного излучения, то есть длительно смотреть на включенную лампу.

74. При использовании ультрафиолетовых облучателей глаза пациентов и персонала, обслуживающего пациентов, необходимо защищать очками с боковой защитой. В промежутках между лечебными процедурами рефлекторы облучателей с лампами должны быть закрыты имеющимися на них заслонками, а при отсутствии таковых - плотными черными с белой прокладкой матерчатыми «юбками» длиной 40 см, надеваемыми на край рефлектора облучателя. Включенная, но не эксплуатируемая лампа должна быть спущена до уровня кушетки.

75. Для предохранения слизистых оболочек глаз от ожогов входить в помещение с включенными бактерицидными ультрафиолетовыми облучателями или смотреть на них без защитных очков запрещается.

76. Обеззараживаемые помещения должны быть оснащены информационными табло или табличками с надписью «Не входить. Идет облучение ультрафиолетом», которые должны располагаться вне помещения над входной дверью.

77. При недостаточной вентиляции в помещении может ощущаться характерный запах озона. В этих случаях следует выключать лампы и проветривать помещение.

78. Входить в помещение, после выключения бактерицидных облучателей, можно после его проветривания в течение 10-15 мин.

79. Вышедшие из строя лампы хранить упакованными в специальном помещении.

 

Требования охраны труда при работе с ультразвуковыми аппаратами

 

80. При работе с источниками контактного ультразвука в течение более 50% рабочего времени необходимо установление регламентированных перерывов, в которые можно заниматься работой, не связанной с ультразвуком. Длительность и периодичность перерывов устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.

81. Непосредственный контакт рук персонала со средой, в которой возбуждены ультразвуковые колебания, необходимо исключить при помощи следующих мер: при проведении ультразвуковых процедур персонал обязан работать в перчатках из хлопчатобумажной ткани, при проведении подводных ультразвуковых процедур следует поверх хлопчатобумажных перчаток надеть резиновые.

82. Запрещается при включенном аппарате касаться рабочей части ультразвукового излучателя.

 

Требования охраны труда
при работе с медицинскими лазерными установками

 

Руководителем организации должно быть назначено ответственное лицо, обеспечивающее исправное состояние и безопасную эксплуатацию лазера.

К самостоятельной работе на лазерных установках допускаются лица, прошедшие обучение по работе с лазерными приборами.

83. При работе с лазерными физиотерапевтическими установками запрещается смотреть навстречу первичному или зеркально-отраженному лучу. При визуальной наводке лазерного луча на мишень не следует смотреть вдоль луча, так как при этом увеличивается опасность поражения отраженным светом.

84. При эксплуатации лазеров 2-4 классов необходимо применять защитные очки со светофильтрами, сменяемыми в зависимости от длины волны лазерного излучения. Количество очков должно соответствовать количеству работников в наибольшую смену с таким же резервом очков.

85. Вблизи трассы прохождения лазерного луча не должно быть предметов с зеркальными поверхностями (за исключением необходимых по условиям применения лазеров).

Медицинский инструментарий должен иметь матовую поверхность.

Зеркальные поверхности оборудования должны быть покрыты неотражающими материалами. Стены помещения не должны давать зеркального отражения. Необходимо исключить возможность неконтролируемых перемещений лазерного луча, а также возможность случайного попадания прямого или зеркально-отраженного луча на персонал или на пациентов вне операционного поля.

В помещения, где используются лазерные установки, персоналу и пациентам запрещается приносить и размещать бытовые зеркала, ювелирные украшения и иные предметы, способные давать зеркальные отражения.

86. С внешней стороны помещений, где установлены лазерные установки, должен быть предупредительный знак лазерной опасности «Осторожно. Лазерное излучение!».

Требования охраны труда
при проведении теплолечения и криолечения

 

87. При проведении теплолечения парафин или озокерит следует подогревать в отдельной комнате с покрытием пола из негорючего материала на водяной бане в вытяжном шкафу или под колпаком с вытяжкой.

В помещении для подогрева парафина и озокерита должен находиться огнетушитель.

88. Емкость для подогрева, содержащую парафин или озокерит, следует открывать только для измерения температуры и при взятии ее содержимого для проведения процедур.

89. При манипуляциях с парафином и озокеритом необходимо применять средства индивидуальной защиты от повышенных температур (одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты рук и глаз/лица).

90. При проведении криолечения с использованием жидкого азота в качестве хладоагента необходимо избегать попадания жидкого азота на открытые участки тела и соприкосновения с металлическими деталями, охлажденными жидким азотом.

91. При манипуляциях с жидким азотом необходимо применять средства индивидуальной защиты от сверхнизких температур (одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты рук и глаз).

92. Эксплуатация криогенных сосудов (сосудов Дьюара) должна проводиться в соответствии с эксплуатационными документами. Горловину сосуда следует закрывать только штатной крышкой (вставкой), имеющей каналы для сброса паров азота из сосуда. Следует не допускать разбрызгивания жидкого азота, ронять или опрокидывать криогенные сосуды, использовать сосуды с внешними повреждениями или подозрениями на повреждения.

 

Требования охраны труда при работе с озонаторами

 

93. Работы с применением озонаторов воздуха должны проводиться в помещениях, в которых определены параметры обработки, при которых достигается дезинфекционный эффект.

Для каждого обрабатываемого помещения, в котором производится дезинфекция при помощи озонаторов должно быть определено расчетное время обработки.

94. Запрещено включение озонаторов в помещениях, насыщенных токопроводящей пылью, в местах, содержащих активные пары и газы, которые могут разрушать металл, в пожароопасных помещениях и с относительной влажностью воздуха свыше 95%.

95. Озонотерапию необходимо проводить в отдельном хорошо проветриваемом помещении с принудительной приточно-вытяжной вентиляцией. В случае появления стойкого запаха озона необходимо обеспечить удаление газа путем проветривания помещения или включения вентиляции. Запрещается проведение проточной газации, барботажа жидкости озон-кислородной смесью без подключения деструктора для поглощения и разложения избытка озона.

96. При работе на озонаторах запрещается:

а) проводить влажную обработку озонатора;

б) проводить работы с неработающим в озонаторе вентиляторе;

в) работать с озонатором при утечке из него озона;

г) устранять обнаруженные утечки озона при работающем озонаторе.

97. После отключения озонатора входить в обработанные помещения по времени разрешается не ранее, чем через две трети от времени обработки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: