212. В отделении должен находиться только персонал, занятый на дежурстве. Запрещается персоналу, свободному от дежурства, находиться в отделении.
213. При поступлении пациентов необходимо проверять и изымать предметы, которыми можно нанести травмы человеку (режущие, колющие, легковоспламеняющиеся вещества, тупые предметы, электроприборы, отравляющие вещества, испорченные продукты, веревки и другие подобные).
214. Все предметы, которыми больные могут нанести травмы (совки, швабры, ложки, тарелки, острые предметы и др.) после использования под наблюдением персонала, должны находиться закрытыми под замком. Острые предметы в руки больным давать запрещается.
215. Стрижка волос проводятся только медицинским персоналом в индивидуальном порядке. Ножницами для стрижки ногтей, бритвенными принадлежностями больные могут пользоваться только в присутствии персонала. Для бритья разрешается применять только безопасные бритвы.
216. Проявления злобности, враждебности, агрессии со стороны пациентов, являясь проявлением болезненного состояния, не должно вызывать у медперсонала отрицательного или боязливого отношения к ним. Медицинский персонал обязан соблюдать правила медицинской этики и деонтологии. Разговаривать с пациентами следует доброжелательно, вежливо, не допускаются грубость, фамильярность, использование психически больных в корыстных целях. Запрещаются подсмеиваться, шутить над пациентами, нецензурно выражаться, грубить больным, вступать в конфликт, опровергать суждения пациентов.
217. С учетом специфики болезненного состояния пациентов, необходимо принимать меры предосторожности при проведении лечебных или диагностических процедур. Импульсивных пациентов, пациентов с галлюцинаторно-бредовыми переживаниями нужно постоянно держать в поле зрения. Не следует поворачиваться к ним спиной на близкой дистанции. Перед инъекцией необходимо фиксировать беспокойного пациента в нужном положении. Во время инъекции, при проведении любых других процедур дежурный медперсонал должен находиться рядом с больным неотлучно. Рабочее место врача должно быть обеспечено сигнализацией для вызова медперсонала в экстренных случаях. Во время приема пациента врач должен находиться от пациента на безопасном расстоянии, а при необходимости выхода из кабинета не оставлять его без присмотра. Осмотр вновь поступившего беспокойного пациента врачом должен осуществляться в присутствии медперсонала.
|
218. В каждом отделении должны вестись записи в Журнале наблюдений особенностей психического состояния отдельных категорий пациентов (агрессивных, аутоагрессивных, с отказом от пищи и т.п.), с содержанием которого должен знакомиться персонал при заступлении на смену под роспись. В этом журнале регистрируются все случаи телесных повреждений, нанесенных больными персоналу.
В случае возбуждения пациента и появления опасности для медперсонала и других пациентов, необходимо немедленно поставить в известность ответственную медсестру и лечащего врача, в их отсутствие - дежурного врача больницы. До прихода врача вся смена привлекается к удержанию пациента, выполнению назначений врача по купированию возбуждения. В случае чрезвычайных происшествий персонал одного отделения может, по распоряжению заведующего отделением или дежурного врача, направляться для оказания помощи в другие отделения. Ограничение пациентов производиться по распоряжению врача, только в его присутствии и на срок не более чем два часа.
|
219. При смене дежурств дежурная медсестра (медбрат), санитарки и санитары должны быть ознакомлены с особенностями состояния и поведения пациентов для предупреждения случаев агрессии и аутоагрессии пациентов.
220. Санитар (санитарка) назначается на пост и сменяется с поста дежурной медицинской сестрой. Запрещается самовольный уход с поста и сон на посту.
221. Больные выводятся на прогулку только по назначению врача. На прогулки пациентов выводят по списку и также по списку принимают после прогулки, осматривая их с тем, чтобы они не могли пронести опасные предметы.
222. Перед каждым выходом пациентов на прогулку, территория должна быть тщательно осмотрена и освобождена от тяжелых, острых, колющих, режущих предметов (камней, осколков стекла, палок и т.п.), других видов мусора, проверена целостность заборов и ограждений.
Выполнение хозяйственных работ пациентами допускается при их согласии, наличии допуска врача и под наблюдением дежурного персонала.
223. При приближении к возбужденному пациенту следует соблюдать следующие правила:
а) во избежание травмирования нужно держаться от пациента не ближе вытянутой руки;
б) нельзя допускать нахождение за спиной окон, зеркал, других бьющихся и травмоопасных поверхностей, предпочтительно находиться выше пациента в случае нахождения того на лестнице;
|
в) обращаться к пациенту следует по имени и отчеству, тем самым показать ему свое уважение, двигаться целенаправленно, медленно и желательно без шума, следует избегать резких движений, исключить словесные угрозы;
г) следует наблюдать за дыханием пациента, высотой и громкостью его голоса, которые могут быть признаками возбуждения при внешне спокойном виде пациента;
д) запрещается подходить к возбужденному пациенту в одиночку, удержание одним работником возможно только в порядке исключения, если он физически сильнее пациента. К возбужденному, агрессивному пациенту нужно подходить сбоку и встать вплотную к пациенту. В этом положении пациент не сможет сильно размахнуться рукой или ногой, не сможет нанести удар в живот при удержании.
е) в том случае если пациент находится в состоянии резкого возбуждения, не дает приблизиться или вооружился каким-либо опасным предметом - нужно взять в качестве щита матрасы и подойти к пациенту одновременно с разных сторон 2-3 медсестрам. Можно защищаться одеялами, подушками, в момент приближения можно кратковременно накинуть на пациента простыню или одеяло, чтобы он потерял ориентировку. После этого снять простыню как можно быстрее.
224. При переводе возбужденного пациента из одного помещения в другое нужно соблюдать следующие правила:
а) если пациента ведет один человек, то он должен подойти к пациенту сзади, взять его руки крест-накрест и идти рядом с ним, при сопротивлении пациента скрещенные руки надо приподнять, тем самым ослабив движения плеч и головы пациента;
б) если пациента ведут два человека (при сильном возбуждении), то каждый из них берется за одну руку пациента и удерживает ее в области запястья и над локтевым суставом, руки пациента отводят в стороны.
225. Каждый кабинет должен быть оснащен исправной сигнализацией для оповещения внезапного возбуждения пациентов.
Сигнализация должна быть световой и звуковой: у входной двери должен быть звонок с сигналом в коридоре отделения; взаимная звуковая и световая сигнализация, при отсутствии селекторной, устраивается между кабинетом заведующего отделением и кабинетами врачей и старшей медицинской сестры.
В случае возбуждения пациентов медицинский персонал должен помогать друг другу. При необходимости персонал одного отделения может, по распоряжению заведующего отделением или дежурного врача, направляться для оказания помощи в другие отделения. При безуспешности принятых мер вызывается наряд полиции.
226. В случае необходимости удержания возбужденного пациента в кровати, пациента кладут на кровать (с матрацем) на спину, ноги должны быть выпрямлены с двух сторон. С обеих сторон кровати становятся по одному или два человека (иногда и больше по необходимости), двое из них держат руки пациента, фиксируя плечи и предплечья, а двое – ноги, фиксируя бедро и голень. Когда для удержания достаточно двух санитарок, тогда одна удерживает руки (предварительно скрестив их так, чтобы левая лежала на правой), а другая удерживает ноги. Если пациент во время возбуждения пытается удариться или ударить головой, или укусить окружающих, то кроме фиксации рук и ног третий человек удерживает голову с помощью полотенца, плотно прижимая его к подушке. Во время удерживания нельзя умышленно пациенту причинять боль, надавливать на живот и грудь. В случае, если сильно возбужденный пациент не дает приблизиться к себе, угрожая каким-либо предметом, к нему следует подходить сзади, держа перед собой развернутое и поднятое вверх одеяло, которое быстро накидывают на пациента. Пациент теряет ориентировку и в этот момент его укладывают в постель и удерживают по вышеописанным правилам. Руки и ноги фиксируют повязками (вязками), которые должны быть сшиты из мягкой ткани шириной 5-7 см. Вязки накладывают на лучезапястные и голеностопные суставы, но без затягивающей петли (максимально на 1 час). Вязки затягивают так, чтобы между рукой (ногой) пациента и вязкой проходил палец. Закрепив вязку на ногах (руках) пациента, фиксируют ее к сетке кровати. После фиксации пациента персонал не должен оставлять его без внимания: необходимо следить, чтобы он сам не развязался, либо не затянул вязку так, что конечности посинеют или побледнеют, или использовал вязку для суицида.
227. Меры физического стеснения и изоляции применяются только в тех случаях и формах, и на тот период времени, когда иными методами (по решению врача или дежурной медсестры) невозможно предотвратить действия пациента, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц, и осуществляются при постоянном контроле медперсонала. О формах и времени применения мер физического стеснения и изоляции делается соответствующая запись в медицинской документации (журнал передачи дежурств постовыми медсестрами и в историю болезни - врачом).
228. Двери всех помещений отделений должны иметь исправные замки, которые открываются трехгранным (вагонным) ключом. Для хранения ключей должно быть отведено определенное место, недоступное для пациентов. Дежурный персонал должен постоянно иметь вагонные ключи при себе.
229. Перед началом работы персонал должен переодеться в специальную одежду установленного образца, которая должна быть застегнута на все пуговицы и завязки, волосы зачесаны и убраны под головной убор. Во время работы с пациентами не разрешается применять яркую косметику, вызывающую бижутерию и парфюмерию. При работе в смене запрещается носить шейные платки и галстуки, висячие украшения в ушах и на шее. Ногти должны быть коротко острижены, обувь должна быть на низком устойчивом каблуке, с фиксированной пяткой. В мужских отделениях запрещается ношение медперсоналом коротких юбок и верхней одежды с глубоким декольте.
Требования охраны труда в противотуберкулезных организациях,
отделениях, кабинетах
230. При работе, связанной с возможностью загрязнения рук мокротой или другими выделениями пациента (собирание и перенос плевательниц, наполненных мокротой, приготовление мазков и т.д.) необходимо пользоваться резиновыми перчатками. После работы многоразовые перчатки подлежат обеззараживанию, а одноразовые – утилизации.
231. Все повреждения на коже рук перед надеванием перчаток необходимо заклеивать лейкопластырем.
232. После выполнения любых процедур и снятия перчаток руки необходимо тщательно мыть с мылом под теплой проточной водой не менее 10 секунд. Нельзя использовать жесткие щетки для мытья рук. При вытирании рук следует избегать втирающих движений, использовать только индивидуальное полотенце.
233. Особую осторожность следует соблюдать при работе с режущими и колющими предметами (иглы, скальпели, ножницы, стеклянные предметы).
234. При работе необходимо следить за целостностью стеклянных деталей оборудования и медицинской посуды, не использовать поврежденные стеклянные предметы.
235. При работе с инфицированным материалом необходимо проявлять повышенную внимательность, не спешить, не отвлекаться посторонними делами и разговорами. Работниками бактериологических лабораторий запрещается вести разговоры при проведении манипуляций.
236. При выполнении работ запрещается:
а) садиться на кровати пациентов;
б) пользоваться туалетом, предназначенным для пациентов, посудой и другими вещами, находящимися в пользовании пациентов;
в) переходить из одного отделения в другое или входить в боксы и палаты без необходимости;
г) отлучаться с рабочего места без разрешения главного врача (заведующего отделением);
д) покидать кабинет (помещение) во время проведения медицинских манипуляций с использованием медицинской техники, оставлять пациентов без присмотра;
е) оставлять без присмотра лекарственные препараты, медицинские приборы, оборудование.
237. Уборка помещений и инвентаря должна производиться не реже 2 раз в день влажно-механическим способом и с обязательным обеззараживанием материала и предметов уборки (тряпки, ветошь, щетки и подобные.).