(91 час)
Содержание учебного материала | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки |
1. Повторение и закрепление знаний и умений, приобретённых в 1 классе(4 часа) Звуки и буквы русского языка. Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков. Буквы – знаки, обозначающие звуки на письме. Большие и малые буквы, печатные и рукописные. Алфавитные названия букв. Слог. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги и на части для переноса со строки на строку. Слово и предложение. 2. Язык и речь. Устная и письменная речь (9 часов) Представление о языке как средстве человеческого общения и речи как самом общении, в ходе которого используются средства языка; о речевой деятельности и продукте этой деятельности (высказывание, текст). Представление о многообразии языков, существующих в мире; о русском, родном языке учащихся, и языке обучения для представителей других национальностей; об украинском языке как государственном; о близкородственных языках. Звучание, написание и значение слов в близкородственных языках (наблюдение). Языковые и неязыковые средства общения (ознакомление). Устная и письменная речь. Культура речи и общения. Слова-обращения (практически). Слова вежливости. Сила голоса и темп речи в процессе чтения, говорения, диалогического общения. | Ученик (ученица) знает различие между звуком и буквой; правильно произносит звуки и буквы русского языка; различает гласные и согласные звуки и буквы, которыми они обозначаются на письме; различает большие и малые, печатные и рукописные буквы; понимаетиобъясняет зависимость значения слова от замены или порядка расположения звуков (букв) в слове; соотносит количество слогов в слове с количеством гласных звуков; умеет делить слово на части (простейшие случаи); различает слово и предложение; пишет каждое слово в предложении отдельно; списывает слова и предложения с печатного и рукописного текста; составляет предложения по рисунку, данным словам и словосочетаниям. Ученик (ученица) объясняет, для чего человеку необходимо знать язык, владеть грамотной речью; осознаётиразличает понятия «родной язык» и «государственный язык»; различает на слух и во время чтения высказывания на русском языке и высказывания на других языках, в том числе и близкородственных; различает языковые и неязыковые средства общения; различает устную и письменную формы речи, понимает их назначение; пользуется в общении словами вежливости, словами-обращениями; пересказывает устно кратко содержание услышанного высказывания и/или прочитанного текста; умеет вести диалог на заданную тему, используя слова вежливости; владеет в процессе чтения монологических и диалогических текстов силой голоса и темпом речи, приближёнными к естественному говорению и общению; составляетипишет записку, адресованную родителям или однокласснику. |
3. Звуки и буквы (28 часов) Звуки речи. Уточнение знаний учащихся о звуках вообще и звуках речи, о различии звука и буквы, о роли их в слове. Алфавит. Алфавитный порядок слов. Гласные и согласные звуки. Слог. Деление слов на слоги и на части для переноса. Ударение. Роль ударения в различении значений слов и форм слова. Ударные и безударные гласные в слове. Гласные звуки [а, о, у, ы, и, э]и обозначение их на письме. Обозначение гласных звуков буквами я, ю, е, ё (в начале слога и после согласного): выбор буквы гласного звука в соответствии с твёрдостью-мягкостью предыдущего согласного. Сопоставление произношения и написания слов с безударными гласными. Проверка обозначения на письме безударного гласного в двусложных словах путём изменения места ударения в форме этого слова (земля' – зе'мли, моря' – мо'ре). Согласные звуки. Произношение согласных звуков отдельно и в сочетании с другими звуками (учитываются реальные потребности конкретного класса): взрывного [г-г'], непарных твёрдых [ж], [ш], [ц], мягких [ч'] [ш':]; мягких [б'] [п'] [м'] [в'] [ф'] и др. Произношение и написание слов с чередующимися звонкими-глухими согласными: в конце слова (друг – [друк]); в середине слова перед другим согласным (грибки – [гр'ипк'и]). Проверка обозначения на письме парных звонких-глухих согласных путем изменения формы слова (снег-снега, дождь-дожди). Обозначение на письме звука [й] буквой й (на конце слова и слога), буквами я, ю, ё, е (в начале слога, перед ъ,ь разделительными знаками). Произношение слов с ъ, ь перед я, е, ё, ю, и; написание слов с ь перед этими же буквами. Развитие речевого слуха: правильное произношение слов (список слов составляется учителем с учётом реальной речевой ситуации). | Ученик (ученица) произносит слово, чётко выделяя ударный гласный (не растягивая слово по слогам) и определяет ударение в слове (с помощью учителя и самостоятельно); правильно произносит слова, в которых часто допускаются ошибки в ударении; слова, написание которых не соответствует произношению; делитслово на слоги и на части для переноса; произносит (вслед за учителем и самостоятельно) цепочку звуков слова, состоящего из 2-7 звуков; группы согласных звуков, звонких-глухих, твёрдых-мягких (без призвука гласного); а также те согласные звуки, в произношении которых учащиеся допускают отклонения от нормы; различает на слух гласные и согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; выделяет указанный звук слова (первый, последний, идущий после такого-то звука) вслед за учителем и самостоятельно; заменяет, добавляет, убирает один из звуков слова так, чтобы получилось другое слово; объясняет, какой звук обозначен той или иной буквой в слове; читаеталфавит, правильно называя буквы; располагает в алфавитном порядке 5-6 слов (с учётом второй буквы); выполняет звуковой и звукобуквенный анализы слов, звуковое моделирование, звуковое конструирование, звукобуквенное комментирование. |
4. Текст (7 часов и в течение года) Понятие о тексте. Заглавие текста. Подбор заглавия в соответствии с содержанием текста. Структура текста: предложение-зачин, основная часть, предложение-заключение (концовка). Понятие об абзаце. Деление текста на абзацы, которые отвечают трём основным частям высказывания (зачин, основная часть, концовка). Связь предложений в тексте. Использование местоимений, наречий, контекстуальных синонимов (без употребления терминов)для связи предложений в тексте. Объединение 3-4 предложений в связное высказывание. Работа с деформированным текстом (перестановка отдельных предложений, изъятие предложения, не соответствующего теме и под.). Коллективное составление плана высказывания с опорой на рисунки. | Ученик (ученица) выбирает один из данных заголовков к тексту или его частям и объясняет свой выбор; подбирает заголовок к тексту или его части; находит в тексте зачин, основную часть и заключение (концовку) и объясняет их роль; объясняет самостоятельно и с помощью учителя наличие абзацев в учебных текстах; придерживается абзацев при списывании текстов; ставит вопросы к тексту; подбирает названия к нескольким рисункам, составляя план высказывания; использует слова он (она, оно, они), этот (эта, это, эти), тогда, после этого для связи предложений в тексте; исправляет текст, заменяя в нём не-уместные повторы; добавляя отсутствующий зачин (заключение); убирая предложения, не соответствующие теме; выделяя абзацы в соответствии с тремя основными частями высказывания. |
5. Предложение (8 часов и в течение года) Различение предложений в тексте (используются предложения, более длинные, чем в 1 классе). Содержательная и интонационная завершённость предложения. Вопросы к словам предложения. Предложения, в которых содержится сообщение (повествовательные), вопрос (вопросительные), просьба, совет или приказ, побуждение к действию (побудительные). Интонирование предложений. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); прописная буква в первом слове предложения. Предложения с обращением, выраженным одним словом. Объединение двух простых предложений в одно сложное, с использованием бессоюзной связи, а также союзов а, и (Налетела туча, пошел дождь. На лугу зазеленела трава, и появились первые цветы. Маша поёт, а Наташа танцует.) – по образцу, без употребления терминов. Использование запятой перед союзами а, и (вначале под руководством учителя, а затем самостоятельно). Понимание содержания предложения. Определение разницы в содержании подобных предложений, которые отличаются одним (двумя) словами. | Ученик (ученица) различает(на слух) отдельные предложения, может определить их количество в тексте, состоящем из 3-4 предложений после одного прослушивания.; произносит интонационно правильно предложения, различные по цели высказывания; выбирает из 2-3 предложений то, которое точно соответствует данному рисунку; изменяет предложение в соответствии с рисунком и т.п.; объясняет разницу в содержании предложений, различающихся одним-двумя словами; составляет предложения (различные по цели высказывания) с указанным содержанием; правильно передаёт интонацию повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; предложений, в которых выражены сильные чувства (с дополнительной восклицательной интонацией); дополняет предложение по вопросам; выбирает из ряда данных слов нужные для дополнения предложения по рисунку; различает в устной и письменной речи обращения, употребляет их в своей речи; ставит знаки препинания в конце предложения при списывании, письме под диктовку и самостоятельном составлении предложений; объединяет два простых предложения в одно сложное, используя бессоюзную связь, а также союзы а, и (по образцу, без употребления терминов). |
6. Слово (22 часа) Лексическое значение слова (без употребления термина). Слова, называющие предметы, признаки, действия; имена собственные. Тематические группы слов. Слова, одинаковые по произношению, но разные по значению (омонимы); слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы) (без употребления терминов). Грамматическое значение слова (без термина). Начальное представление о частях речи; о том, что слова разделяются на группы в зависимости от того, что они обозначают и на какой вопрос отвечают. Вопросы к словам, относящимся к разным частям речи. Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? что? (имена существительные): - группы слов с предметным и абстрактным значением (обозначение лиц, предметов, чувств и т.п.); - слова, близкие или противоположные по значению; - большая (прописная) буква в собственных именах. Единственное и множественное число существительных (без терминов); изменение слов, отвечающих на вопросы кто? что? по числам. Употребление существительных во множественном и единственном числе в самостоятельно построенном предложении. Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? (имена прилагательные): - группы слов с различным лексическим значением: по отношению ко времени года, материалу, поступку и т.п.; - слова, близкие или противоположные по значению; - изменение слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?, по числам (практически). Сочетания слов, отвечающих на вопросы кто? что? и вопросы какой? какая? какое? какие? Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будет делать? что сделает? (глаголы): - группы слов с различным лексическим значением (говорение: сказать, спросить, ответить, говорить, шептать; письмо: написать, выписать, подписать проявление чувств: любить, жалеть, грустить, радоваться и др.); - слова, близкие или противоположные по значению. Слова, к которым не ставят вопросов: на, от, в, из, к, по, с, у, над, под; а, но, и, или, потому что (практическое ознакомление с предлогами, союзами, их ролью в предложении). Корень слова. Однокоренные (родственные) слова (10 часов) Однокоренные слова, значение корня (наблюдение, выделение корня в однокоренных словах). Подбор однокоренных слов с наиболее употребительными в речи школьников корнями. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Составление предложений с однокоренными словами с целью осознания значение корня. | Ученик (ученица) находит среди данных слов те, которые служат для названия предметов, признаков, действий; находитсреди данных слова с указанным значением; распределяет слова в тематические группы по назначению (предметы для рисования, для игр, занятий спортом, для работы в саду, на огороде и т.п.); по таким признакам, как цвет, материал, форма и др.; дополняет каждую группу 2-3 словами; составляет ряды слов по определённому содержательному признаку (видовому или родовому); определяетслово по его значению; подбирает слова для дополнения, составления предложений с указанным значением (например, предложения, которое можно использовать для обсуждения письменной работы одноклассника, для определения положительного в работе); подбирает самостоятельно 4-6 слов, которые отвечают на разные вопросы (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? идр.); дополняет предложение одним-двумя словами по содержанию; различает слова, разные, близкие или противоположные по значению; находит в ряду слов омонимы, синонимы, антонимы (без употребления терминов); распределяет слова в группы по значению и вопросам (по частям речи); различает имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? и вопрос что?; изменяет их по числам (один – несколько, много); определяет слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, вне предложения и в предложении, в тексте; правильно ставит вопросы к именам прилагательным разного рода и числа; находит среди имён прилагательных слова, близкие или противоположные по значению; подбирает такие слова с помощью учителя и самостоятельно; подбирает к известному предмету соответствующие признаки; образует словосочетание имени существительного с именем прилагательным; определяет слова-названия действий самостоятельно или с помощью учителя; ставит к ним вопросы; находит и подбирает синонимы и антонимы со значением действия; определяет в предложении, тексте служебные слова, пишет их раздельно с другими словами; употребляет слова в нужной грамматической форме (практически, без терминов); оценивает правильно/неправильно употреблённое слово; совершенствует текст, заменяя неудачно использованные слова. Ученик (ученица) выделяеткорень в однокоренных словах; находит в ряду слов однокоренные; распределяет однокоренные слова по группам; подбирает однокоренные слова с данным корнем; исключает из группы однокоренных слов слова с омонимичными корня-ми; составляетпредложения с однокоренными словами с целью осознания значения корня. |
7. Правописание (в течение года) Понятие об орфограмме как месте в слове или между словами, где возникает опасность ошибки, т.к. написание может быть представлено несколькими вариантами, из которых только один соответствует правилам орфографии. Орфограмма и орфографическое правило. Произношение и написание слов с безударными гласными и чередующимися звонкими и глухими согласными в корне; слов с ь перед я, е, ё, ю, и; чтение и произношениеслов с ъ. Правила правописания: - проверка обозначения на письме безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова; - мягкий знак в конце слова; - написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, нч, нщ, щн; - прописная буква в начале предложения, в собственных именах; - перенос слова по слогам (одну букву не переносят); - точка, вопросительный знак в конце предложения; запятая перед союзами а, и. Раздельное написание служебных слов (предлогов, союзов – без употребления терминов) с другими словами в предложении. Слова для запоминания произношения и написания: алфавúт, альбóм, берú, ботúнки, бýдто, быстро, вáрежки, вéтер, (у-)вúдеть, воробéй, ворóна, вóсемь, гóрод, дáже, дежýрный, дéвять, дерéвня, дéсять, дневнúк, до свидáния, éздить, éсли, éхать, зáяц, здесь, здрáвствуй(-те), извинú(-те), карандáш, Кúев, класс, конькú, корóва, кровáть, лáсточка, лéто, магазúн, машúна, мéбель, медвéдь, мне, мóжешь, молокó, морóз, Москвá, надéть, обéд, обýться, одевáться, одéжда, опять, пальтó, пенáл, петýх, платóк, пожáлуйста, посýда, потомý что, почемý, пошёл, простú(-те), рабóта, разýться, ребята, рисовáть, рисýнок, Рóдина, Россúя, рýсский, сапогú, сдéлать, себé, семь, скóро, синúца, сорóка, спасúбо, тетрáдь, тóлько, тýфля, ýжин, Украúна, украúнский, учéбник, ученúк, учительница, чёрный, чьё, чьи, чья, четыре, шесть, язык (92 слова). 9. Итоговое повторениематериала изученного в каждом семестре и в течение учебного года (3 часа). | Ученик (ученица) замечает те места в слове или между словами, где есть опасность ошибки, т.е. находит в слове орфограмму и подчёркивает ее; обнаруживаетконкретную орфограмму на основе опознавательных признаков, отличает её от других орфограмм; произносит слово по правилам произношения и так, как оно пишется, чётко выделяя все особенности написания (здо-ро-вь-е, со-ба-чка и под.); объясняет, как пишется слово (называет отдельные буквы слова); находит в паре слов то, которое написано неправильно (на материале проработанных слов); отмечает раздельное написание слов в, из, у, на, за, а, и, но и под.; правильно ставит знаки препинания в конце и в середине предложения (точка, вопросительный знак в конце предложения; запятая перед союзами а, и); списывает с рукописного и печатного текста, проговаривая слово так, как оно пишется; пишет по памяти пословицу, загадку, стихотворение (2-4 строки); пишет под диктовку предварительно рассмотренный и обсуждённый текст (зрительно-слуховой диктант – 35-40 слов); пишет под диктовку текст (отдельные слова, сочетания слов, предложения) включающий слова, написание которых основано на прямом соотношении между звуками и буквами (фонетико-графические написания), и те, написание которых определяется изученными орфограммами, включая слова из списка для 1-2 классов; проверяет написанное, сверяя его с образцом, проговаривая слово «так, как пишут»; объясняетнаписания, которые регулируются правилами, предусмотренными программой; владеет способами действия, обеспечивающими осознанное применение изученных орфографических правил; правильно обозначает на письме: - безударные гласные в корне слова (в словах, состоящих из двух слогов); - парные звонкие и глухие согласные в корне слова (в словах, состоящих из двух слогов); правильно пишет -слова с сочетаниями жи, ши;ча, ща, чу, щу; чк, чн, нч, щн, нщ; - имена собственные; - слова с мягким знаком перед я, е, ё, ю, и; выделяетв предложении слова, к которым вопросы не ставятся (предлоги, союзы – без терминов) и пишет их раздельно с другими словами. |