(в течение года)
Содержание учебного материала | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
1. Слушание-понимание устной речи (аудирование) (2 часа и в течение года) Поведение слушающего, выражающего интерес к словам говорящего. Восприятие на слух слов длиной 4-7 звуков, в том числе различающихся 1-2 звуками; слов русского и украинского языков; словосочетаний, которые различаются предлогом и др. Понимание содержания воспринятых на слух предложений (1-7 слов), раз-личных по цели высказывания и интонации. Соотношение прослушанных слов, предложений, текста с рисунком (рисунками). Разделение воспринятых на слух слов на 2 группы по указанным учителем или определённым самостоятельно признакам. Слушание-понимание, запоминание высказываний, относящихся к разговорному, художественному (загадка, пословица, поговорка, скороговорка, стихотворение, сказка, рассказ) и научно-художественному стилям, в том числе высказываний лингвистического характера – о значении, звучании русского слова (время звучания текста – 1-2 мин.). Понимание фактического содержания текста (кто, что, где, когда, как). Восприятие на слух частей содержания текста (2-4 части). Представление картин, возникающих в воображении при слушании. Сопереживание с действующими лицами. 2. Говорение(в течение года) Диалогическая речь Участники диалога. Цели общения (рассказать, спросить, предложить, попросить и др.) Ситуация общения. Правила поведения в диалоге (выявлять интерес к словам собеседника, давать ему возможность высказаться, стараться быть интересным для собеседника, уметь вежливо попросить, ответить на просьбу; не повышать голос, употреблять формулы вежливости, не злоупотреблять жестикуляцией). Воспроизведение прослушанных или прочитанных диалогов. Составление диалогов с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно. Обобщенное содержание диалогов: сообщение – вопрос – ответ – отношение к ответу; вопрос – встречный вопрос – ответ; предложение – отказ – вопрос – ответ. Устная монологическая речь Основные требования к связному устному высказыванию (соответствие теме, последовательность изложения, переход от одной части текста к другой; использование средств связи в тексте; наличие зачина, основной части и заключения). Общение с учетом интересов, возможностей слушателя, собеседника (громкость речи, четкость дикции и др.). Выразительная декламация. Повтор образца высказывания (текст- повествование). Устный подробный пересказ текстов-повествований с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно (4-5 предложений). Построение высказываний и текстов по рисунку, серии сюжетных рисунков, на основе наблюдений исобственного жизненного опыта, по данному началу и концу. Выражение личностного отношения к предмету речи. Самооценка собственных высказываний, положительное оценивание высказываний одноклассников. 3.Чтение(в течение года) Развитие техники чтения, расширение поля чтения: быстрое зрительное восприятие слов и небольших групп слов, состоящих из 2-5 букв; внешних характеристик предложения: длина, знак в конце, порядок слов и др. (систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения осуществляется на уроках литературного чтения). Интонационно правильное чтение предложений, содержащих обращение, однородные члены предложения и др. Чтение, понимание содержания предложений. Чтение, понимание материалов, имеющих коммуникативную нагрузку. Выразительное чтение текстов из упражнений учебника, в том числе, текстов с диалогом, нахождение в них слов автора и персонажей (с помощью учителя). Ориентировка в учебнике. 4. Письменная речь (8 часов и в течение года) Построение и запись подписей под серией рисунков (названий рисунков). Письмо по памяти. Составление вопросов и ответов на эти вопросы. Составление предложений. Самостоятельные письменные высказывания учащихся на актуальные для них темы (2-3 предложения). Составление записок, адресованных родителям, одноклассникам, учителю. Использование слов вежливости. Подбор заголовка к тексту. Учебное редактирование. Восстановление деформированных текстов. Обсуждение письменных работ (в парах, небольших группах и др.). Совершенствование написанного: составление (в случае отсутствия) или переработка вступительной и/или заключительной части. | Ученик (ученица) слушает внимательно,проявляет интерес к словам говорящего (мимикой, короткими репликами); определяетколичество услышанных звуков, слогов, слов в предложении; различает (после 1 прослушивания) на слух подобные, но не одинаковые по звучанию слова русского и украинского языков (голова-голова, вéрба-вербá, степь-степ); выбирает из данного ряда слов то, которое подобно по значению первому слову; находит (после одного прослушивания) среди нескольких слов, сочетаний слов те, которые отвечают указанным признакам: повторены дважды, начинаются указанным звуком, обозначают цвет, движение, являются «лишними» и под.; различает предложения по цели высказывания; законченные и незаконченные предложения и т.п.; соотносит рисунок и слово, предложение, текст; делит прослушанные слова на две-три группы по указанному учителем или самостоятельно определенному признаку; понимает после 1-2 прослушиваний тексты художественного, разговорного, научно-художественного стилей (сказка, рассказ, стихотворение), звучащие 1-2 минуты (120-200 слов); различает части содержания прослушанного; понимает значение сочетания слов, предложения, текста и выполняет задания, не требующие построения развернутого высказывания; создаёт словесный рисунок по слову, предложению, тексту; выполняет короткую инструкцию, данную в тексте для слушания (начиная с инструкции, состоящей из 4-5 слов); подтверждает или отрицает высказанное учителем утверждение о содержании предложения, текста («да/нет»); отвечает на альтернативные вопросы по тексту о его фактическом содержании, последовательности событий; о своем отношении к персонажам, фактам, событиям; объясняет (в простых случаях) связь общего тона высказывания, темпа, громкости речи с ее содержанием, условиями общения. Ученик (ученица) слушает внимательно собеседника; строит свою реплику с учетом того, что сказал собеседник; различает особенности общения в разных ситуациях, с разными собеседниками; Ученики воспроизводят в лицах, разыгрывают по ролям диалоги из прослушанных сказок, рассказов; составляют, разыгрывают диалоги (3-4 реплики на каждого участника диалога без учета этикетных формул) с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно, учитывая цель, ситуацию общения, соблюдая правила общения, употребляя этикетные формулы; обсуждают с одноклассником прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в классе и др., поочередно составляя вопросы и ответы на них; оценивают содержательность диалога, правильность и уместность использования в диалоге языковых и неязыковых средств. Ученик (ученица) регулирует дыхание, силу голоса, темп речи; читает наизусть стихотворения, загадки, пословицы, считалки и под.; пересказывает прослушанный текст (объемом 50-60 слов) с опорой на данные сочетания слов, вопросы, рисунки, план; выражает свое отношение к сказанному, делая короткие дополнения при пересказе, повторе данного образца; пересказывает эпизод из просмотренного фильма, телепередачи и т.п., выражая свое отношение к событиям, персонажам; составляет отдельные предложения по данным словам и объединяет их в текст, используя для связи предложений слова: он (она, они), этот (эта, это, эти), тогда, после этого; строит высказывание по данному началу и концу, с опорой на вопросы, рисунки и др.; исправляет ошибки и недочеты в содержании и форме собственного высказывания (с помощью учителя); оценивает положительные стороны содержания и формы устных высказываний одноклассников (с помощью учителя). Ученик (ученица) читаетцелыми словами; распознает при быстром показе (в течение 0,5-1 секунды) наиболее частотные слова и сочетания коротких слов (Кто ты? Мы тут и под.); похожие, но не одинаковые слова или формы слова (ствол – стол, возит – возят и т.п.); распознает при быстром показе предложения: количество слов, слово с прописной буквы в середине предложения, изменение порядка слов; находит среди нескольких предложений те, в которых говорится о …(о таком-то предмете, месте действия, причине события и т.п.); объясняет понимание значения предложения, разницу в значении предложений, различающихся одним словом, формой выражения мысли (тетрадь без подписи – неподписанная тетрадь и под.); читает выразительно - предложения с различными знаками препинания (тире, двоеточием, многоточием и др.); с обращением, однородными членами предложения (сначала по образцу, а затем самостоятельно); - тексты с диалогом (предварительно находит слова автора и персонажей); пересказывает содержание самостоятельно прочитанных материалов, имеющих коммуникативную нагрузку (инструкция к учебному, игровому заданию, письмо и др.). Ученик (ученица) самостоятельно подбираетназвание и подписывает рисунок (серию рисунков) по его содержанию; записывает текст по памяти (стихотворение, загадка – 4 строки, пословица и др.) проверяет написанное; составляет, записывает вопрос на тему о школьной жизни и др., а также ответ на этот вопрос, полученный от одноклассника; составляетизаписывает предложения по рисунку, действиям, выполняемым на уроке и др.; составляет письменное высказывание о том или ином событии в своей жизни, выражает своё отношение к прочитанному или прослушанному (на конец учебного года – до 40 слов); подбирает и записывает заголовок к тексту; составляет записку, адресованную родителям, однокласснику, содержащую какую-то информацию, просьбу; использует слова вежливости; высказывает мнение о положительных сторонах содержания письменной работы одноклассника, даёт советы по её доработке. |