1. Тематические группы слов, называющие то государство, в котором живут дети, и то, на языке которого обучаются; столицы, государственную символику, реалии жизни народа
(в течение года)
Историческое прошлое государств Украины и России, их столиц.
Местоположение Украины и России.
Особенности государственных символов Украины и России.
Украинский язык – государственный язык Украины. Русский язык – родной язык учащихся и/или язык обучения.
Государственные праздники Украины.
Прошлое и настоящее родного края, его природа, люди, которые прославили родной город.
Украинские и русские народные обычаи, традиции, обереги.
Известные люди Украины и России прошлого и настоящего.
2. Фольклорные произведения большой и малой форм
(в течение года)
Русские народные сказки. Основная мысль сказки и характеристика её персонажей.
Русские народные пословицы и поговорки.
Загадки (отгадывание, заучивание и составление).
Песни русского народа, обращение в них к растениям, животным.
Веснянки, колыбельные, колядки, заклички, особенности их применения.
Русские народные промыслы, предметы быта (хохломская роспись, туески из бересты, жостовские подносы, убранство русской избы и др.);
Изучение народных примет.
3. Особенности национального речевого этикета. Правила речевого поведения во время общения (в течение года)
Этимология простейших формул русского речевого этикета.
Особенности национального этикета в русской семье.
Формулы русского речевого этикета, которые используются в общественных местах с учётом возраста и положения людей, с которыми происходит общение.
4. Социальные роли (в течение года)
Отношения в семье.
Отношение к учащимся, учителям и техническому персоналу, взрослым гостям и посетителям школы.
Правила поведения в общественных местах (театре, на экскурсии, выставке, концерте).
Отношение к природе.
| Ученик (ученица)
знаетирассказывает о местоположении украинского и русского государств; основателях их столиц;
знает о том, что Украина европейское государство, о расположении на украинской территории географического центра Европы; о расположении России на евразийском континенте;
знает иобъясняет содержание гимнов Украины и России, символику гербов и цветов на флагах обоих государств;
осознаётиобъясняет, почему украинский язык является государственным, а русский – языком обучения;
знает государственные праздники Украины (День Независимости, день Конституции);
составляет письменный рассказ о происхождении названия родного города, улицы, на которой живёт, площади, речки и др., о природе, известных людях родного края;
знаетирассказывает онародных обычаях и традициях (встречать гостей с хлебом-солью, дарить вышитый рушник и др.);
знаетирассказывает об украинских и русских оберегах (подкова, чеснок, горсть (щепоть) родной земли в узелке (ладанке) и др.);
знает имена выдающихся украинских и русских поэтов и писателей, учёных, музыкантов, художников, народных умельцев и т.д.
Ученик (ученица)
читает ирассказывает русские народные сказки; характеризует их персонажей, определяет основную мысль сказки, объясняет её поучительный характер;
объясняет смысл пословиц, доступных пониманию младшего школьника, использует их в своих высказываниях.
отгадываетнародные загадки,знает некоторые из них наизусть;
самостоятельно придумывает загадки о конкретных предметах, явлениях, называя их признаки;
читаетизапоминает тексты русских народных песен, объясняет смысл обращения в них к растениям и животным;
знает наизусть народные песни и использует их во время досуга, игр, обрядов;
знает об изделиях мастеров народных промыслов России и предметах быта (хохломские изделия, жостовские подносы, туески из берёсты убранство русской избы и др.);
знает, объясняетипроверяет народные приметы;
Ученик (ученица)
объясняетэтимологию формул речевого этикета (здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, пожалуйста, извините и др.);
знает о национальных традициях обращения детей к родителям;
знает иправильно записывает формулы русского речевого этикета; сознательно использует их в общении с людьми разного возраста и положения, придерживается правил этикета в общественных местах.
Ученик (ученица)
проявляет уважениек старшим в семье, помогает им; заботитсяо младших членах семьи; радуется успехам членов семьи и сожалеет об их неудачах;
поддерживает дружеские отношения с одноклассниками, всегда готов(-а) прийти на помощь;
дорожит честью класса и школы; уважает учителей, всех работников школы, старшеклассников, помогает учащимся младшего возраста, внимательно относится к гостям и посетителям школы;
знаетисоблюдает правила поведения в общественных местах; уместно использует формулы речевого этикета;
ведет наблюденияза явлениями природы, растительным и животным миром;
заботится о природе родного края, оберегает её, ведёттак, чтобы не навредить ей.
|