Деятельностная линиясодержания имеет сугубо процессуальный характер и направлена на обеспечение систематического развития мыслительных способностей учащихся в процессе обучения языку, на овладение базовыми, универсальными интеллектуальными операциями: наблюдать, анализировать языковые явления, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы. Важными аспектами деятельностной линии являются: осознание учащимися структуры своей познавательной деятельности от постановки цели, выработки стратегии индивидуального стиля деятельности до получения результатов; формирование способности получать знания, развивать умение фиксировать и оценивать воспринятую информацию; работать индивидуально и коллективно в условиях выбора, поиска, исследования и т.п.
Стратегическими составляющими деятельностной линии являются: освоение учащимися способов решения проблем творческого и поискового характера; развитие умения планировать, контролировать (проводить проверку и самопроверку устных высказываний и письменных работ), оценивать учебные действия и результаты обучения в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; поиск наиболее оптимальных способов достижения результата; формирование умения осознавать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности, готовности к конструктивным действиям в ситуациях неуспеха.
Важным направлением в обучении русскому языку является воспитание ученика, умеющего учиться: освоение им элементов учебной самостоятельности, продвижение в учебном процессе от репродуктивной деятельности к частично-поисковой и творческой, от действий за учителем, по образцу – к самостоятельному выполнению всех видов заданий; овладение умением переносить знания и способы деятельности в новую ситуацию, самостоятельно работать с новым, доступным по трудности учебным материалом; развитие умения эффективно работать с книгой − учебником, лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
|
Обучение русскому языку должно быть также направлено на развитие у школьников общеучебных умений: организационных, общепознавательных, контрольно-оценочных; на воспитание чувства ответственности за выполняемую работу; на развитие умения составлять собственное мнение по обсуждаемым вопросам, обосновывать его, доказывать правильность высказанной точки зрения.
V. Графические навыки, техника письма,
Культура оформления письменных работ
Важная составляющая начального обучения – формирование графических навыков и техники письма. Необходимо стремиться к тому, чтобы письмо младших школьников было аккуратным, разборчивым, его скорость удовлетворяла учебные потребности детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Работа над каллиграфией, техникой письма не ограничивается периодом обучения грамоте в 1 классе, а продолжается в последующих классах. Внимание к этой стороне письма необходимо не только при выполнении школьниками специальных упражнений в написании отдельных букв и их элементов, буквосочетаний, слов, но и при выполнении всех других письменных работ (списывание, письмо под диктовку, по памяти и др.).
Работа по письму предполагает развитие у школьников культуры оформления письменных работ (начало письма на первой верхней основной строке страницы, отступ от предыдущей работы, расположение заголовка по центру строки, соблюдение абзацев, полей, аккуратности подчеркиваний, исправлений и др.).
|
Немаловажной задачей является формирование у учащихся умений писать на доске с ориентацией на ее площадь, регулировать размеры букв, выдерживать горизонтальность строчек, уместно располагать материал и т.п.
Класс
(6 часов в неделю, всего 210 часов)
І. Обучение грамоте
Реализация организационной и содержательной сторон процесса обучения грамоте строится на принципах доступности и перспективности, индивидуализации и дифференциации, поскольку предполагает учет умений, приобретенных детьми в дошкольном возрасте, развитие или коррекцию умений выполнять звуковой анализ слов, читать и писать, правильно сидеть за партой и держать ручку.
Обучение грамоте делится на 3 периода: добукварный, букварный и послебукварный.
В добукварный период происходит развитие устной речи первоклассников (умения слушать-понимать чужую речь, умения говорить); формирование элементарных аналитико-синтетических умений в работе над текстом, предложением, словом, звуками речи; подготовка руки к письму. Длительность добукварного периода определяется учителем с учетом подготовки учащихся (2-4 недели).
В течение букварного периода первоклассники овладевают начальными умениями читать по букварю, писать в тетрадях с печатной основой и в тетрадях с сеткой для первого класса, соотносить звуковой и буквенный состав слова, в аналитико-синтетической деятельности моделировать и конструировать слова и предложения. Кроме того, продолжается работа по развитию умений слушать-понимать устную речь, строить собственные высказывания, участвовать в диалоге; по формированию начальных представлений о языке и языковых умений.
|
Послебукварный период предназначен для совершенствования умения читать и писать, для развития устной речи, умения производить элементарные аналитико-синтетические операции с языковыми единицами разных уровней. Занятия в этот период готовят учащихся к изучению во 2 классе отдельных курсов – русского языка и чтения. Длительность послебукварного периода корректируется учителем с учетом подготовки учащихся конкретного класса.
Учитывая возрастные особенности первоклассников, не рекомендуется интенсифицировать процесс обучение письму. В частности, обучение написанию прописных (больших) букв сложной конфигурации (В, Д, Ж и др.) может осуществляться не одновременно с обучением написанию соответствующих строчных (малых) букв, а с определенным интервалом. Обучение шестилетних первоклассников безотрывному письму предусматривается только в тех случаях, когда безотрывные соединения букв являются естественными (пл, ле, ми), не требующими повторного проведения по одной и той же линии или возвращения руки назад (ол, па). В работе с детьми, у которых преобладают действия левой руки, после консультации с психологом (врачом), учитель должен соответствующим образом корректировать методику обучения письму таких детей, не настаивая на их переучивании.
Важной составляющей периода обучения грамоте является развитие у первоклассников интереса к книге, формирование умения самостоятельно работать с ней. В 1 классе работа с книгой предполагает листание, рассматривание книги, выяснение того, столбиком (стихами) или длинными строчками она написана (слово «проза» при этом не используется), одно или несколько произведений в книге, где (на какой странице) их начало и конец и т.п. Школьники учатся высказывать предположения (на основе иллюстраций, заглавия, которое читает учитель) о возможном содержании текста, а после слушания делать вывод о правильности своих предположений. Со временем дети привлекаются к чтению названия книги, фамилии и имени автора, а к концу года – к самостоятельному чтению детской книги или ее фрагментов.
Для работы с детской книгой в 1 классе отводится половина урока один раз в неделю. Кроме того, на каждом уроке несколько минут посвящается работе с букварем как учебной книгой: дети учатся листать его и находить указанную страницу, обнаруживать условные знаки на странице и объяснять смысл игровых заданий и др.
Содержание учебного материала | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
1. Обучение чтению Добукварный период (11 часов) Практическое ознакомление со словами, которые обозначают названия предметов, признаков, действий. Различие названий предметов в соответствии с вопросами кто это? что это? Способы условного обозначения слов. Практическое ознакомление с предложением. Способы условного обозначения предложений. Составление предложений по данной графической схеме. Деление слов на слоги. Понятие об ударении, ударном слоге. Речевые и неречевые звуки. Представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных; условное обозначение их на схеме. Звуковой анализ простых по структуре слов. Моделирование звуковой структуры слова (построение схемы). Букварный период (67 часов) Обозначение звуков буквами. Буквы, которые обозначают гласные и согласные звуки. Основной приём чтения прямого слога с ориентацией на букву, которая обозначает гласный звук; практическое осознание слогового принципа русской графики. Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме буквами я, ю, е, ё, и, ь (практическое ознакомление). Буквы я, ю, е, ё для обозначения двух звуков: [й] + соответствующий гласный (практически). Буквы ь, ъ, которые указывают на то, что следующие за ними буквы е, ё, и, ю, я обозначают два звука: [й] и соответствующий гласный. Буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Чтение слов с этими сочетаниями букв. Чтение слов и слогов с буквой г; различие в русском и украинском языках звуков [г] и [h]: Галя, густо и др. Сопоставление произношения и написания (слова, в которых пишутся буквы о, е, а произносятся звуки [а], [и]: вода, река; слова, в которых пишутся буквы б, в, г, д, ж, з, а произносятся звуки [п] [ф] [к] [т] [ш] [с]: дуб, друг). Чтение слов с постепенным усложнением звукобуквенной структуры. Чтение по слогам и чтение целыми словами; мгновенноепрепинаниявующие разделительные узнавание наиболее употребительных в букваре слов, которые состоят из 2-4 букв (ты, где, да, дым, кто, мама, она, стол, брат) и коротких сочетаний слов (я был, я и ты и под.). Чтение предложений, небольших текстов с изученными буквами. Правильное интонирование предложений, в конце которых стоят разные знаки препинания. Практическое усвоение знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая. Послебукварный период (27 часов) Совершенствование основных качеств читательского навыка – правильности, осознанности, скорости (при условии плавного, фразового чтения, а не отдельными словами), а также выразительности. Чтение текстов разных жанров, заучивание наизусть некоторых из них и выполнение разнообразных учебных заданий, направленных на отработку навыка чтения и достижение понимания прочитанного, на подготовку учеников к работе во 2 классе. | Ученик (ученица) имеет представление о номинативной роли слова; различаетназвания одушевленных и неодушевленных предметов по вопросам; распознает слова, которые обозначают названия признаков, действий; обозначает слова условными знаками; выделяет предложения из потока речи; анализирует их по количеству слов; строит графические схемы предложений; составляет предложение по данной графической схеме; произносит слова по слогам; определяет на слух слог, который произносится с большей силой голоса; имеет представление о речевых и неречевых звуках; различает гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные; условно обозначает их на схеме; выполняет звуковой анализ простых по структуре слов; строит их звуковую схему, используя условные значки для обозначения звуков. Ученик (ученица) узнаетиразличает буквы, которые обозначают гласные и согласные звуки; правильно называетбуквы (алфавитное название: «вэ», «ка», «эль», «ха», «че» и т.д.); читает прямые слоги типа «СГ», «С’Г»; читает слоги и слова с буквами я, ю, е, ё в разных позициях – в начале слога и после букв, которые обозначают согласные звуки; читает слова с ь и ъ, которые указывают на то, что следующие за ними буквы е, ё, и, ю, я обозначают два звука: [й] и соответствующий гласный; читает слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, правильно произносяв нихтвердые и мягкие согласные; читает слова с буквой г, правильно произнося звук, обозначенный ею; правильно произноситпри чтении слова (состоящие из 1-2 слогов), в которых гласные и согласные звуки стоят в слабой позиции: хлеб, друг, стена, вода; читает слова по слогам (отдельные слова несложной структуры – целыми словами); читает тексты из букваря целыми словами (отдельные слова усложненной структуры – по слогам), правильно интонируя предложения, разные по цели высказывания и интонации – повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные (без употребления терминов) с ориентацией на соответствующие знаки препинания. Ученик (ученица) Читает тексты целыми словами правильно, осознанно, понимая их смысл; придерживаетсяскорости чтения, соответствующей естественному темпу связной речи (приплавном чтении – не отдельными словами, а фразами), читает выразительно; понимает и адекватно выполняет короткие инструкции к учебным заданиям в учебнике и предложенные учителем для выполнения индивидуально, в паре, в группе; знает наизусть5-6 текстов (стихотворения, считалки, загадки – не менее 4-х строк). |
2. Обучение письму. Графический навык письма. Техника письма. Культура оформления письменных работ Добукварный период (11 часов) Посадка ученика во время письма. Положение ручки (карандаша) в руке во время письма. Расположение тетради на парте во время письма. Движение пальцев во время изображения графических фигур. Движение кисти и предплечья вдоль строчки в процессе выполнения графических упражнений. Изображение линий и фигур, штриховка, раскрашивание. Изображение линий, похожих на элементы букв. Ориентирование на странице тетради и в графической сетке. Букварный период (67 часов) Коммуникативная направленность процесса письма. Сведения о рукописных буквах и знаках пунктуации. Типы соединения элементов букв. Типы соединения малых и больших букв. Обозначение звуков, воспринятых на слух, соответствующими рукописными буквами. Функции знаков пунктуации. Основные требования к письму в тетради без печатной основы. Послебукварный период (27 часов) Гигиенические и каллиграфические требования к письму в тетради с сеткой № 1 (без печатной основы). Печатный и рукописный шрифты. Сопоставление графической формы печатных и рукописных строчных и заглавных букв. Обозначение при списывании печатных букв соответствующими буквами рукописного шрифта. Знаки препинания: точка, запятая, тире, вопросительный и восклицательный знаки. | Ученик (ученица) сознательно принимает правильную позу перед началом письма; показывает правильное положение ручки в руке, держит ее большим, средним и указательным пальцами; правильно располагает тетрадь на парте перед началом письма и сохраняет такое ее положение в процессе письма; правильно двигает пальцами во время изображения небольших фигур, раскрашивания; движет ручку (карандаш) вдоль строки с помощью кисти и предплечья, опираясь на мизинец; показывает верхнюю, нижнюю, левую, правую стороны страницы; начало, середину, конец строки; середину между линиями рабочей строки; проводит линии: вертикальные, горизонтальные, наклонные (влево, вправо); изображает прямые, ломаные, волнистые, петельные линии способом отрывного и безотрывного (в меру возможности) письма; правильно пишет прямые линии, с верхним и нижним закруглением, верхние и нижние петли, овалы, полуовалы; находит и показывает все линии графической сетки тетради (верхняя и нижняя линии рабочей строки, вспомогательные линии (между строк и наклонная). Ученик (ученица) различает печатное и рукописное письмо; объясняет необходимость рукописного письма, его эстетического вида; узнаетиназывает в соответствии с алфавитом малые и большие рукописные буквы; пишет их, соблюдая правильность формы, высоты, ширины; пишет безотрывно буквы с естественным соединением элементов и букв в слове: (верхнее, среднее, нижнее: и, ш, п, т, су, из, сл и т.п.); пишетслова связно, ритмично, с одинаковым наклоном букв; сохраняет правильную форму, высоту, ширину букв при письме слов, сочетаний слов, предложений; располагает слова и предложения в основной (рабочей) строке между её линиями, правильно использует вспомогательные линии сетки тетради; списываетбуквы,слоги, слова, предложения с рукописных и печатных материалов; пишетпод диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением; предложения (3-4 слова); называет, правильно употребляетпри письме знаки пунктуации:точку, запятую, восклицательный и вопросительный знаки, тире; соблюдаетгигиенические требования в процессе письма. Ученик (ученица) списывает печатный и рукописный текст, соблюдая гигиенические и каллиграфические требования; выполняет задания фонетико-графического, лексического, грамматического характера; пишет под диктовку слова, предложения из 3-4 слов (с учетом служебных слов), в которых написание не расходится с произношением; текст, в котором написание слов соответствует произношению (другие слова записываются на доске или диктуются «орфографически»). |