В сопоставлении с литературным портретом.




Цели урока: 1) знакомство с портретом как особым жан­ром искусства; 2) соотнесение литературного и живописно-го портретов.

После рассмотрения пейзажа, показывающего жизнь лю-дей, можно в сопоставлении с ним ввести понятие портрета как жанра живописи.

Портрет - это изображение внешнего облика конкрет­ного человека. Портрет должен передавать неповторимые черты человека, присущие только ему. А значит, первое

свойство портрета - это внешнее сходство с моделью, как называют художники того, кто им позирует для портрета.

Но внешнее сходство не единственная, и, пожалуй, не главная черта портретной живописи. Настоящий художник стремится передать в портрете внутренний мир человека, его характер, душевное состояние. Для этого он придаёт определённое выражение лица портретируемого, подбирает соответствующую позу и жест. Даже одежда и фон, на ко-тором нарисован человек, может много рассказать о нём.

Начать работу над портретом мальчика Мики Морозова можно с соотнесения его изображения с описанием портре-та героя рассказа «Бедный принц».

Но сначала, как всегда, расскажем о художнике.

Валентин Александрович Серов (1865 - 1911) родился в Петербурге в семье композитора и пианистки. В их доме бывали известные музыканты и художники. Знаменитый художник Николай Николаевич Ге сажал его на колени и рисовал лошадок, Илья Ефимович Репин учил мальчика рисовать, Серов жил у него в доме, когда переехал в Москву.

В. А. Серов всегда интересовался портретом, он их напи-сал за свою жизнь множество, ему заказывали портреты очень известные люди: актриса Мария Николаевна Ермо-лова, писатель Максим Горький и даже великий князь Па-вел Александрович. Но последнему его портрет не понра-вился: у художника ярче и лучше получилась лошадь, на которой сидел князь, поскольку сама модель, как призна-вался художник, была серой и безликой. Так что худож-ник, рисуя портрет, может свершить свой «суд» над чело-веком.

Серов любил рисовать детей, их портреты ему удавались. Самые известные из них - «Девочка с персиками» и «Мика Морозов».

Вопросы для сопоставления портретов мальчиков - ге-роя рассказа и модели художника:

1. Прочитайте описание портрета главного героя расска-за «Бедный принц». Что в нём изображает писатель, только ли внешний облик мальчика?

2. Как раскрываются в рассказе черты характера Дани Иевлева?

3. Рассмотрите внимательно портрет Мики Морозова. Нравится он вам? Чем?

4. Как вы думаете, какой момент его жизни изобразил художник?

5. Почему мальчик сидит? Он присел на минутку, чтобы передохнуть, или давно сидит, думая о чём-то?

6. Только ли внешность мальчика изображает художник? Можно ли что-то сказать о его характере, настроении в данный момент? (Обратите внимание на его позу, выражение лица.)

7. Какое впечатление производит картина? Как вы дума-ете, почему такие цвета подбирает художник для порт­рета?

8. Что имеют общего и чем отличаются литературный и живописный портреты Дани Иевлева и Мики Морозо-ва?

Домашним заданием может быть следующее: найти кар-тину В. А. Серова «Девочка с персиками» и рассказать о ней.

Уроки 8-11-й.

Изображение жизни и внутреннего мира

героя рассказа А. П. Чехова «Ванька»

Цели уроков: 1) Знакомство с творчеством великого рус­ского писателя А. П. Чехова; 2) освоение способов изобра-жения внутреннего мира героя; 3) сопоставление авторской речи и речи героя, их взаимодействие в системе чеховского изображения жизни.

Рассказ А. П. Чехова «Ванька» - один из известнейших и, может быть, самых трогательных в литературе рассказов о детях. Мы его поместили после рассказа А. И. Куприна «Бедный принц», главным героем которого был мальчик из богатой дворянской семьи. В рассказе А. П. Чехова изобра-жается жизнь Ваньки Жукова, ученика сапожника, кото-рый вполне мог быть в компании с «уличными» мальчиш-

ками из рассказа А. И. Куприна или жить в московском дворике, изображённом на картине В. Д. Поленова.

Чеховский «крупный план» позволяет не только загля-нуть в эту жизнь, но и услышать правдивый, искренний рассказ самого героя об этой жизни, проникнуться его мыс-лями и чувствами, узнать его мечты и сладкие несбыточные сны, почувствовать его боль и пожалеть его. Сила таланта А. П. Чехова в том, что он умеет очень точно и ярко, «прав-диво до иллюзий», как говорил о нём Л. Н. Толстой, изобра-зить жизнь и психологические переживания героев. И в этом небольшом по объёму произведении всё это есть. Наша зада-ча - помочь детям увидеть и оценить талант ещё одного великого русского писателя, подготовить учеников-читате-лей к восприятию его психологических повестей и гениаль-ных пьес, которые будут изучаться в старших классах.

Прежде всего ребёнку нужно помочь увидеть всю глуби-ну проникновения Чехова во внутренний мир героя, его уди-вительную способность вызывать в читателе сочувствие к герою, погружая нас в его мысли и переживания. Поэтому сразу после первого чтения необходимо обратиться к эмо-циональному впечатлению, которое произведёт рассказ на учеников. Надо не забыть спросить у них, как они поняли, получит ли дед письмо Ваньки или нет. (Когда я читала в детстве этот рассказ, до меня сразу это не дошло, и как же я потом горько плакала, поняв, что дедушка, Константин Макарыч, письмо не получит, а значит, никто Ваньку не заберёт отсюда!)

Выяснив, какие эмоциональные впечатления получили учащиеся при чтении рассказа, мы, как и полагается по методике анализа произведения, снова перечитываем текст для уточнения восприятия, и дети отыскивают в тексте те места, которые особенно берут за душу, и все вместе выяс­няем, как этого добивается автор. Главное в этой читатель-ской деятельности, чтобы учащиеся увидели ещё одну осо-бенность прозы Чехова. В ней наряду с авторской речью, в которой отражается «объективное» видение изображаемо-го, присутствует речь героя без обычных указательных слов:

«он подумал», «она сказала». И от этого изображение дей­ствительности становится как бы «стереоскопическим», по выражению Л. Н. Толстого. Это можно наблюдать, когда заканчивается письмо - монолог Ваньки, - где воспроиз­водится речь героя, а дальше начинается авторская речь. Но в речи автора встречаются не характерные для него сло-ва, это явно слова героя, простые, даже просторечные, к тому же эмоционально окрашенные, например глаголы «спровадили» и «помирать». Или: «Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька кря-кал». Или выражение, в котором чувствуется Ванькино лю-бование дедом: «Дед не может, чтоб не крикнуть...» Здесь автор как бы перевоплощается в своих героев. Без этой спе-циальной работы дети не смогут верно выполнить второе задание после текста, они в лучшем случае чисто формаль-но разделят рассказ на две части: письмо Ваньки и автор-скую речь. А в рассказе А. П. Чехова всё гораздо сложнее, ведь мы имеем дело с великим писателем.

Наблюдения над способами изображения психологии ге-роя можно дать провести учащимся самостоятельно. Они традиционны, дети знают эти приёмы и могут найти и определить их в тексте.

Но не только так, впрямую или через жесты и действия, автор изображает переживания своего героя. Наш четвёр-тый вопрос направлен на выяснение ещё одного способа изоб-ражения мыслей и чувств героя. Если дети внимательно перечитают текст, они увидят, что большая часть рассказа посвящена Ванькиному дедушке, и могут догадаться, что это происходит потому, что именно такое значение он име-ет и в жизни мальчика. С ним, дедушкой Константином Макарычем, связаны все надежды и мечты мальчика, к со-жалению, увы, беспочвенные.

Замечателен зимний пейзаж в этом рассказе (его можно задать выучить наизусть!). Но чтобы дети вдумались в каж-дое образное слово, восхитились удивительным сравнением в конце пейзажа, можно написать этот отрывок в виде дик-танта. И конечно, в заключение работы над рассказом и

образом главного героя нужно обсудить с ребятами глав-ный проблемный вопрос: «Чему же учится главный герой в своей школе жизни?»

Читательский дневник

Это новая форма работы учащихся, хотя тетради по ли-тературному чтению уже ведутся учащимися со второго клас-са и всевозможных письменных работ они в них писали множество. Особенность работы с читательским дневником состоит в том, что в нём отражаются результаты самостоя-тельного прочтения и анализа детьми художественных про-изведений. По этим работам можно судить о результатах их читательского развития и выявлять уровень литератур-ного образования учащихся.

Главным критерием литературного развития является понимание образной природы художественного текста, от-ношение к художественной форме произведения как «делу авторских рук» (М. А. Рыбникова), интерес к художествен­ному слову, способность любоваться им.

Универсальным способом выявления уровня литератур-ного развития, как считает сегодня методика, являются воп-росы, составленные учащимися к самостоятельно прочитан­ному произведению. Очень интересна проработка этого приёма в книге «Методические основы языкового образова-ния и литературного развития младших школьников» под редакцией Т. Г. Рамзаевой. Учитывая, что учитель может не найти эту чрезвычайно полезную и уникальную по со-временной постановке и решению проблемы книгу, мы даём отрывки из неё в приложении № 2.

Результаты своей самостоятельной работы по анализу произведений учащиеся должны представить на уроке вне-классного чтения. Мы помогаем детям в этой работе вопро-сами, подсказываем направление их аналитической мыс­ли, а к двум произведениям даём задание придумать вопросы. Вот они-то и будут контрольными по выявлению уровня литературного развития учащихся. По этим вопро-сам Вы выясните: кто из учеников воспринимает произве-

дение только на уровне сюжета, следит за событиями и за-даётся вопросами типа кто?, с кем?, что делали? (1-й, низ-ший уровень восприятия художественного текста), кому ин-тересны герои, причины их поступков, проблемы, которые поднимает автор в произведении (2-й уровень восприятия), а кому - как автор изображает героев, какие слова и звуки подбирает и почему именно так строит своё произведение и зачем, вообще говоря, отправляет свой труд читателю (са-мый высокий уровень читательской грамотности).

Первое произведение, которое ученики должны прочи-тать самостоятельно, - это рассказ А. П. Гайдара «Голубая чашка» (на работу с этим произведением мы взяли один урок из планового количества). Кроме вопросов к рассказу, которые помогут детям его проанализировать, мы предлага-ем творческие задания, подчеркнув возможность их выбо-ра. Мы прекрасно понимаем, что, кроме работы с читатель-ским дневником, у учащихся будут постоянные обязательные домашние задания к урокам литературного чтения. Поэто-му пусть ученик выберет тот вариант творческой работы, который ему будет интереснее, а значит, и легче выполнить, пусть будет возможен вариант групповой работы. И учи-тель, особенно если у него не будет даже минимальных че-тырнадцати часов для внеклассного чтения, сможет выбрать разные формы представления результатов самостоятельной работы детей из тех, что мы предлагаем, или придумать свои. Итогом самостоятельной работы учеников-читателей над рас-сказом может быть письменный ответ на любой из вопросов к тексту или творческая работа.

Как интересную форму работы можно предложить веде-ние коллективного читательского дневника, куда вносятся лучшие отзывы учащихся на произведения, рисунки, диа-фильмы и другие работы. Кроме того, дети находят инте-ресные публикации про писателей, авторов произведений, рецензии, собирают другие материалы и всё это вклеивают в общий читательский дневник. Получается прекрасный кол­лективный труд, который учитель сможет потом показы­вать как образец другим детям.

Урок 12-й.

Осмысление нравственных ценностей русского народа. Работа

над стихотворением Н. А. Некрасова «Школьник»

Цели урока: 1) продолжение знакомства с творчеством великого русского поэта, его представлениями о нацио-нальных нравственных ценностях; 2) работа над понятия-ми «автор» и «рассказчик».

Стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник» близко по времени написания и по герою рассказу А. П. Чехова.

Это стихотворение, как всегда у Некрасова, прозрачно по мысли, назидательно, скупо по изобразительным сред-ствам, но очень искренне, наполнено сочувствием к народу и патриотично. Учащиеся сами поймут, что это монолог, но им надо помочь сориентироваться, кто его произносит и по-чему у него такая позиция. Дело в том, что говорит всё это не богатый барин, хоть и начинается монолог с как будто «барского» окрика: «Ну, пошёл же, ради Бога!», а разночи-нец, как называли тогда обедневших дворян, небогатых купцов, чиновников - словом, людей «разных чинов». Он с сочувствием и уважением относится к деревенскому па-реньку, который идёт учиться, как и архангельский му-жик Михайло Ломоносов, и верит, что и у этого бедного, босого мальчика может быть такая же славная судьба. И эта вера в талантливость и жажду к знаниям русского на-рода и питает патриотическое чувство героя стихотворения, произносящего монолог.

Нужно воспользоваться случаем и «развести» автора сти­хотворения и рассказчика, спросив у ребят, которые чита-ли раньше стихи Н. А. Некрасова, в чём совпадают пози­ции автора и рассказчика. Кроме того, очень важно обратить внимание детей на самые важные качества человека, кото-рые называет рассказчик, а значит, и Некрасов: доброту и благородство, и посмотреть, что противопоставляется этим качествам. Интересно обсудить с сегодняшними школьни-ками значимость для нашего времени этих, действительно важнейших человеческих качеств.

После этого урока возможно творческое задание: соста-вить монолог или диалог на определённую тему.

Уроки 13-14-й.

Урок деятельной доброты. Анализ рассказа

В. П. Астафьева «Бабушка с малиной»

Цель уроков: продолжение работы над образами художе-ственного произведения, включая второстепенные образы.

Рассказ «Бабушка с малиной» прост по сюжету, близок детям по жизненному материалу, поэтому может быть за-дан домой для самостоятельного чтения и анализа по воп­росам, данным в учебнике. Дети сами разберутся в образах-персонажах и поймут смысл произведения. Но вот на что необходимо обратить внимание учащихся, так это на пре-красно прорисованные второстепенные образы рассказа, ко-торые тоже, как всегда у настоящего художника, связаны с главными образами и подчёркивают идею произведения.

Мы имеем в виду образ фонаря и поезда. Фонарь, как и бабка, у которой погиб внук на войне, - сирота, и висит он, никому уже не нужный, в вагоне, освещенном электри-чеством. Пусть ученики найдут и перечитают то место в тексте, где автор описывает его, и найдут повторение слов, в которых зафиксирована связь старой вещи и старого че-ловека. Таким же ярким, очеловеченным нарисован образ поезда, он наделяется не только человеческим голосом, но и повадками, и человеческими эмоциями: ему радостно за бабушку, которая едет уже с малиной.

В качестве итогового вопроса можно спросить у ребят, почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Размышляя над смыс-лом названия, учащиеся точнее выйдут на идею рассказа, мысль о том, что человеку, попавшему в беду, нужно по-мочь, причём не просто добрым словом, но и делом. Итого-вым творческим заданием может стать коллективная рабо-та над диафильмом к рассказу. Именно поэтому мы просили детей составить план, который может лечь в основу «рас-кадровки» диафильма.

Уроки 15-19-й. «Учителя» и «ученики» в школе жизни. Работа над рассказом Ю. М. Нагибина «Зимний дуб»

Цели уроков: 1) развитие темы «школа жизни»; 2) фор-мирование понятия «олицетворение».

Этот замечательный рассказ Ю. М. Нагибина продолжа-ет и несколько в иную сторону разворачивает тему «школа жизни». В предыдущих произведениях рассматривались так называемые классические варианты: взрослые учили детей или их учила сама жизнь, как Даню Иевлева, который, совершив непредсказуемый поступок, вдруг попал совсем в иной мир, увидел других людей, другие отношения, другие ценности и сам немножко изменился. Поэтому и сказал всю правду отцу, которого побаивался раньше, и понял, что они близки, понимают друг друга и их взгляды на жизнь совпа-дают.

Героя рассказа А. П. Чехова Ваньку Жукова его тяжё-лая жизнь научила терпеть и верить, ребят из рассказа «Ба-бушка с малиной» взрослые научили, как помочь старуш-ке, попавшей в беду, хотя они вполне могли сами догадаться, как это можно сделать.

В рассказе «Зимний дуб» ученик учит учительницу, ре-бёнок - взрослого человека, и поэтому главный вопрос, к которому дети должны прийти - каким надо быть челове-ком, чтобы тебя послушались, поверили и пошли за тобой как в прямом, так и в переносном смысле, как в рассказе Нагибина.

На примере этого произведения можно проследить дина-мику развития литературного образа-персонажа.

Так, Анна Васильевна в начале рассказа - молодая учи-тельница, уверенная в себе, знающая себе цену, считающая себя «умелым, опытным педагогом» (это через два года ра-боты в школе!). Ей всё в себе нравится, вплоть до «остроно-сых ботиков». «Она любила быть строгой», - говорит о ней автор, и, как многие молодые педагоги, раздражалась на непонятливость учеников, могла стукнуть ладонью по сто-

лу. Её речь в начале рассказа суховата, она произносит не-сколько казённых выражений, например: «будь любезен, зайди в учительскую» и т. п.

Но, попав в зимний лес, Анна Васильевна увидела со-вершенно не знакомый ей зачарованный мир, который жил в душе её «нерадивого» ученика Коли Савушкина, и она из уверенной учительницы превратилась в притихшую, по­слушную ученицу. Пусть ученики найдут и внимательно перечитают все места в тексте, где говорится об Анне Ва-сильевне, обращая особое внимание на «ремарки», кото­рыми автор постоянно сопровождает её действия («азарт­но спросила», «прикусила язык» и т. д.). Теперь они поменялись ролями: она робко спрашивает, а Коля, пре-подавая ей «уроки педагогического мастерства», по-добро-му и уважительно рассказывает об этом неведомом ей мире, рядом с которым она жила и прожила бы, может быть, всю жизнь, так и не поняв самого главного, довольная со-бой, уверенная, что имеет право учить других. Но тем, что она оказалась способной учиться, да ещё у своего ученика, она доказала право называться Учителем. (Помните, как у поэта: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого по­том учиться».)

Самое главное событие в жизни Анны Васильевны - это, конечно, встреча с зимним дубом. Надо обязательно вслух прочитать страницу, посвященную его образу, начав с мо-мента его «предпоявления»: «...там что-то сверкало, искри-лось, роилось ледяными звёздами...» И вот наконец- он. Конечно, это - имя существительное, от слова «сущность, суть». Да, такие - в три обхвата - дубы ещё остались в России со времён Петра I или Пушкина, и их надо нам, русским людям, хранить как народное достояние, как жи­вую историю.

(Я сама пережила в жизни подобное потрясение. В Запо-рожье, на Хортице, нам показали такой трёхсотлетний дуб. Мы, три взрослых человека, взявшись за руки, не смогли обхватить его ствол. У меня было ощущение, что мы без

слов общаемся: я молча спрашиваю, а он отвечает. И я до сих пор помню благоговение и восторг перед мощью чего-то простого, вечного, мудрого и непостижимого).

В рассказе именно мальчик увидел и понял то, до чего мы бы никогда не додумались, просто потому, что никогда бы не склонились перед деревом и не стали бы рассматри-вать всю ту живность, что приютил, пригрел и сохранил, а по сути, уберёг от смерти зимний дуб. А Коля Савушкин увидел, и увидел прежде всего потому, что он - сын солда-та, погибшего на войне, и нянечки, что сам полон доброты и заботы. Пусть ребята перечитают, как он трогательно, но и совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса.

Такое отношение к природе человека, равного ей, спо-собного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть главный урок, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом.

Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Наги­бина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, как и встреча с дубом другого очень из-вестного литературного героя, Андрея Болконского, пере-вернула жизнь ему.

Пусть дети перечитают размышления учительницы в кон­це рассказа и тот главный урок, который она вынесла из леса, а точнее, из общения со своим учеником. И, вспом­нив, каким нарисован образ учительницы в начале произ-ведения, и сопоставив с её мироощущением в конце произ-ведения, ученики-читатели воочию увидят развитие образа литературного героя, а значит, и возможность развития человека.

Нам кажется вполне понятным, почему мы выбрали имен-но этот рассказ для освоения учащимися литературоведче-ского понятия «олицетворение». Для закрепления понятия приведены стихи И. А. Бунина и Д. С. Самойлова.

Читательский дневник

Повесть о Маше Филипенко, «улучшательнице жизни», связана с рассказом «Зимний дуб» похожими героями и ситуацией: в ней дети учат взрослых, и те признают их способности и возможности в деле улучшения жизни. Эта повесть смешная, но в ней, как и всегда у Э. Н. Успенского, поднимаются очень важные проблемы. Автор, по сути дела, говорит с ребятами о том, что они должны быть не только потребителями того, что делают взрослые, но и в меру сво-их сил помогать им.

В хрестоматии мы поместили из этого произведения толь-ко вступление и 2-ю главу, но если они понравятся ребя-там, они могут найти книгу Э. Н. Успенского и прочитать её целиком. А если дети давно любят этого писателя и его книги, посоветуйте им написать письмо автору, ведь он жи-вёт в Москве.

Урок 20-й. Контрольная работа № 1

Эта контрольная работа, как и все в наших учебниках, связана с предыдущим материалом и выявляет уровень его освоения учениками по двум важнейшим направлениям: нравственного и литературного развития учащихся.

В работе над первым и вторым заданиями Вы можете по-смотреть, как сформировано представление учащихся об оли-цетворении. Причём эти задания тематически связаны с изу-ченными произведениями. Первое - героем стихотворения (он - маленький дворянин), и дети должны это увидеть. А во втором тоже изображён дуб, как и в рассказе Ю. М. Наги-бина, только здесь образ дуба создан в лирике. Поэтому ав-тор стихотворения не только восхищается мощью и красо-той дерева, но и сочувствует ему, рисуя образ могучего, но страшно одинокого существа. И это сочувствие выражено и впрямую («бедняжечка»), и через повторы, которые учени-ки-читатели наверняка отметят. Кроме того, художник И. И. Шишкин, конечно, прекрасный пейзажист, но его пей-

зажи - это не лирические пейзажи Левитана, а объектив-ное, достаточно спокойное изображение природы. Если дети на это не выйдут сами, при анализе контрольной работы надо этот момент обсудить.

Третье задание и завершает наши разговоры о жизнен­ных уроках, и помогает начать разговор об ответственности человека за свои поступки, который начнётся в следующей главе.

II. «Мы в ответе...» (30 часов)

Уроки 21-23-й. Что значит быть человеком?

Цели уроков: 1) осмысление основного человеческого ка-чества - доброты, способности и необходимости думать и заботиться о других; 2) работа над особенностями стихо-творной формы.

Несмотря на жанровую разнородность литературного ма-териала: явную притчевость (моральную назидательность) миниатюры В. А. Сухомлинского и смешную историю, рас-сказанную О. Е. Григорьевым, оба произведения поднима-ют основной вопрос этой главы - о главных человеческих качествах: доброте, сочувствии и сострадании, заботе и от-ветственности за других.

Именно этими качествами обладают герои произведений, о которых будут говорить учащиеся на уроках.

Чтобы помочь детям самостоятельно выйти на главную мысль миниатюры В. А. Сухомлинского, надо обратить их внимание на трёхчленность композиции этого небольшого произведения и разобраться в мотивах поступков трёх лю­дей. Тогда станет ясно, что первые два думали только о себе и лишь третий хозяин подумал о других людях. Поэтому и назвал его мудрый дед Человеком. И ещё очень важно по-размышлять с детьми над тем, почему его называют обык-новенным человеком, не героем, не особенным, а именно обычным человеком, и обратить внимание ребят на то, что

это очень важно для автора, поэтому он и даёт такое назва-ние произведению.

«Стихотворема» О. Е. Григорьева - о том же главном человеческом свойстве, только способ доказательства своей идеи у автора несколько иной. Он рассказывает нам вроде бы смешную историю, но если разобраться в мотивах пове-дения мальчика, то поступил он именно по-человечески, пожалев подопытного крысёнка, проявив гуманизм, хотя и не знает ещё герой такого слова. И учитель поступает гу-манно и, кроме того, оказывается ещё и человеком с юмо-ром.

Пусть ребята порассуждают, почему автор так странно определил жанр своего произведения. Поскольку такого жанра нет, это авторское изобретение, за основу размышле-ний можно взять состав слова. Очень интересно подумать над тем, можно ли это произведение считать стихотворени-ем. Наверное, можно, ведь в нём есть рифмы и сама графи-ка произведения - деление на строчки - тоже позволяет сделать такое заключение.

Уроки 24-26-й. Легко ли быть человеком, отвечать за других?

Цели уроков: 1) углубление представлений учащихся о доброте как отказе от эгоизма, способности на самопожерт­вование; 2) выявление авторской позиции в эпическом тек-сте; 3) сопоставление изображения черт характера челове-ка в разных видах искусства.

Сюжет рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» вносит неожиданный поворот в обсуждение проблемы от­ветственности человека за «братьев наших меньших». По-этому, прежде чем Вы начнёте читать этот рассказ с ребята-ми, спросите у них, что они подразумевают под словами: заботиться о животных, птицах, которых человек берёт в дом. Это значит: кормить, поить, держать в тепле, ухажи­вать? Не означает ли это держать в неволе: птицу - в клет-ке, охотничью собаку - в доме, в городе? А потом прочи-

тайте с учащимися рассказ «Приёмыш» и после его чтения спросите детей, почему дедушка отпускает своего лебедя лететь со стаей, хоть и боится, что тот может погибнуть? Прав ли он был, когда не стал подрезать лебедю крылья? Тогда бы он точно спас своего Приёмыша и сам бы жил спокойно, радуясь на своего любимца.

Чтобы ученики смогли ответить на эти непростые вопро-сы, им придётся снова перечитывать текст рассказа. Пусть найдут те места, где дедушка говорит о лебеде, о царствен-ности птицы, её гордом, независимом характере, о стремле-нии к свободе. Он наделяет его человеческими чувствами («лебедь тоскует»), переводит его «мысли» на человеческий язык. Да и автор рассказа так же говорит о птице. Но если это так, то, действительно, пусть летит, а там - как судь-ба: может, и сумеет вынести перелёт, ведь он же не один, а со «своими», они помогут, научат.

После осмысления этой проблемы приступаем к работе над образом главного героя - дедушки Тараса. Можно пред-ложить детям следующие вопросы:

1. Как было лучше для дедушки Тараса: оставить у себя Приёмыша или отпустить? А как для лебедя?

2. Почему дедушка так поступает?

3. Легко ли ему даётся этот поступок?

4. Какой он человек?

5. Что можно сказать об авторе этого рассказа?

Чтобы ответить на последний вопрос, ученикам придёт-ся ещё раз пересмотреть текст, выбрав из него те места, где проявляется авторская позиция.

После рассмотрения того, как писатель изображает ге-роя, главная черта характера которого - доброта, можно обратиться к изображению доброго человека в другом виде искусства - в живописи.

Рассматривая портрет старого крестьянина, написанный И. Н. Крамским, ученики сами скажут о том, что худож­ник изображает прежде всего очень доброго человека. Они наверняка увидят это в лице, улыбке, глазах Мины Моисе-ева и, сопоставив его образ с образом героя рассказа, най-

дут глубокое внутреннее сходство этих двух очень похожих людей, которые привлекли художников именно своей доб-ротой.

Урок 27-й.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: