III. Сто фантазий (13 часов)




Уроки 51-55-й. Зачем человек фантазирует?

Цели уроков: 1) обобщение целей и способов создания фантастического образа в искусстве; 2) осмысление серьёз-ных проблем весёлых стихов; 3) углубление представлений учащихся о роли ритма в стихотворении.

Проблемой создания фантастического в литературе мы занимаемся с первого класса. Вспомните, что ещё в учеб­нике первого класса дети не только обнаружили, что сло-вами можно изобразить даже то, чего не бывает на свете (четвёртый секрет художественного текста), но и вывели один из важнейших способов создания фантастического образа в художественном произведении. Суть его - в ок-ружении фантастического реальными узнаваемыми дета-лями. Ф. М. Достоевский так говорил об этом художествен­ном приёме: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны почти поверить ему».

Стихи известных поэтов Ю. П. Мориц и Д. С. Самойло­ва, написавших много прекрасных произведений для де-тей, позволяют в работе над ними в классе вспомнить то, что дети уже знают, и выйти на более высокий уровень осмысления роли и функции фантастики в искусстве.

В первом же стихотворении Ю. П. Мориц, название ко-торого определило главную тему разговора с ребятами, да-ётся определение цели и сущности фантастики как особого мира, созданного в воображении художника. И сам секрет достоверности всех несуразностей, которые изображает ав-тор, ученики-читатели должны понять, ведь кашалот, по-скольку он «рыбка», ловится на обыкновенный крючок. И главное, что показывает возможность данного факта, - это люди, которые, конечно, удивлены до крайности, поэтому и «мчатся вдогонку», подтверждая реальность происходя-щего.

Наверное, стоит спросить у ребят, как они думают, за-чем пишутся подобные произведения? «Да ни за чем», -ответят вам дети и будут абсолютно правы, поскольку у человечества издавна были шуты и скоморохи, смешащие людей, приносящие радость и веселье в их трудную жизнь. Но те же «весельчаки» во все времена прикрывали шутка-ми то, о чём нельзя было говорить серьёзно, и расплачива-лись за правду о жизни своею жизнью.

Второе стихотворение этого замечательного поэта инте-ресно вдвойне: его необыкновенной художественностью и поэтичностью и такой же необыкновенной добротой.

Разговор об этом стихотворении вести легко и приятно. Дети сами будут говорить о нём, тем более что мы дали подробные вопросы, исчерпывающие его художественные достоинства и проблематику. Надо только заострить внима-ние учащихся на нравственном содержании стихотворения, в котором рисуется вполне реальный образ доброты, и под-сказать детям, что в нём присутствует и сам автор. Пусть они найдут строчку, в которой говорится об этом. А ещё надо помочь им в определении очень необычной рифмовки этого поэтического текста и в осознании особенностей сти-хотворной организации этого произведения. Особый музы­кальный ритм придаёт стихотворению пятая повторяюща-яся строка, а также повторы рифмующихся слов, которые наверняка дети найдут сами.

Своеобразным закреплением того, что уже открыли уче-ники-читатели, и в то же время продолжением их исследо-вательской деятельности является работа над стихотворе-нием К. Россетти. В нём как бы воочию показаны истоки не только фантастического, но, по сути дела, любого образа, который возникает в воображении художника и там же об-лекается в словесную форму. Человек с фантазией, способ-ный на инаковидение, видит в реальном предмете то, что обычные люди не замечают, например, что ягоды рябины собраны в кисть, как у человека, а то, откуда льётся вода из чайника, похоже на нос, а река «бежит» без ног и т. д. Так придумывается и закрепляется за предметом метафо-ра, которая потом стирается от частого употребления, и мы даже не осознаём её метафорой. А поэт, человек с фантази-ей и удивительным чувством слова, возвращает нас к пер-воначальному образному смыслу этой первичной метафо-ры. Раскройте детям этот секрет, и они Вам напридумывают, продолжая стихотворение К. Россетти, ещё множество та-ких удивительных предложений, а самое главное, станут внимательнее вглядываться в слово и удивляться чуду Поэ-зии.

Вот эти-то фантазия и воображение, причём в квадрате, а на самом деле - в кубе, помогли поэту Д. С. Самойлову написать прекрасное, простое и фантастическое стихотво-рение «Сказка». Здесь мы имеем в виду, во-первых, вообра-жение героя стихотворения, мальчика, который «поплыл по речке», а потом, видимо, нечаянно «въехал» в облако, а потом «въехал» в небо и поплыл по Млечному Пути. Во-вторых, это, конечно, фантазия автора, который всё это пред-ставил себе и написал так зримо и реально, что, в-третьих, и мы с вами «в тихую погодку» поплыли вслед за ними и всё это видели: как лодка «острым носом воду бороздила», видели «облако пуховое, облако из снега», месяц, - и вер-нулись домой.

Ещё в учебнике для 1-го класса мы поместили отрывок из замечательного стихотворения Д. С. Самойлова «Белые

стихи», и ученики в своих рисунках воспроизводили кра-савицу лошадь - героиню стихотворения. Нынче мы пуб-ликуем его полностью.

Это стихотворение совершенно по форме, яркости худо-жественного изображения, композиции и по глубокой и очень важной для нас идее. Советуем Вам прочитать вслух всё стихотворение целиком, а затем спросить, не помнят ли его дети. Далее надо медленно перечитывать стихотворе-ние, останавливаясь на подробностях картины, которую, как художник красками, нарисовал словами поэт.

Предлагаем вопросы для такого, как говорят методисты, филологического чтения:

1. Как вы думаете, почему старухи злые, а пенсионеры сердитые?

2. Какие основные цвета использует художник? Почему картина такая яркая?

3. Какими красками рисуется весёлый парень? Какой здесь основной цвет? Как вы думаете, почему? Что хочет художник подчеркнуть цветом в этом образе?

4. Какой была лошадь по масти? Почему поэт говорит, что она розовая и голубая?

5. Как преображается обыкновенная газированная вода? Почему?

6. Как поэт изображает внешний облик главной героини своего произведения, как комментирует её поступки?

7. Где заканчивается сюжетная линия произведения? Зачем автор как бы подтверждает этот финал, а потом продолжает стихотворение?

8. Как вы понимаете последние две строчки стихотворе-ния? Вы согласны с автором?

После того как стихотворение прочитано и проанализи-ровано, можно разделить его на смысловые части, опреде-лить интонацию, соответствующую каждой из них, и при-ступить к отработке выразительного чтения. Вопросы, помещённые в учебнике, можно дать для домашней рабо-ты.

Так мы завершаем наши разговоры о роли фантазии и возможностях художника в изображении мира, который им представляется.

В процессе работы можно дать ребятам для самостоятель-ного рассматривания репродукцию известной картины К. П. Брюллова «Всадница».

Уроки 56-58-й.

Разные способы изображения действительности

в литературе

Цели уроков: 1) сопоставление разных способов изображе-ния мира и человека в научном и художественном текстах; 2) знакомство с необычными по жанру художественными про-изведениями Ф. Д. Кривина; 3) осмысление нравственных идеалов человечества в произведениях Ф. Д. Кривина.

Уроки по изучению произведений Ф. Д. Кривина совету-ем начать с обсуждения записей детей в читательском днев-нике, где они сопоставляли научный и художественный тексты на одну и ту же тему и, более того, с одними и теми же героями.

Ещё в первом классе ученики занимались подобной ра-ботой и самостоятельно вывели первый секрет художествен-ного текста - изображение предметов, людей и событий, а не объективный рассказ о них, как в научном тексте. За все прошедшие с этого времени годы учащиеся много раз убеж­дались в правоте своего вывода и открывали уже способы и приёмы художественного изображения действительности. А на уроках окружающего мира дети читали научные тек-сты, язык которых сух и точен, где знакомились с факти-ческими данными, изучали мир и человека с научной точ-ки зрения, объективно, без эмоций.

Нам нужно восстановить в памяти учащихся сопоставле-ние двух подходов к изображению мира и человека, по-скольку они будут изучать произведения писателя, кото-рый, с одной стороны, по образованию физик и даже работал учителем физики в школе, а с другой - профессиональный

писатель, пишущий в особом жанре «полусказок». Он со-вместил в своих произведениях научную картину мира с художественным, образным её изображением.

Урок начинается с выяснения разницы между научным и художественным изображениями мира. Далее учащиеся могут прочитать первую полусказку «Честное гусеничное» и самостоятельно разобраться в том, почему автор так оп­ределил жанр своего произведения. В более сложных для понимания произведениях надо помочь ребятам увидеть главный способ введения художественного содержания в текст - использование многозначности слова, употребле-ние слова не в прямом, а в переносном значении, превра-щение обычного слова в образное, наполнение научного термина нравственным смыслом.

Но советуем несколько изменить порядок изучения тек-стов: сначала взять для работы более короткие, меньшие по объёму тексты, такие, как «Жизнь на Земле», «Тепло-та». В последнем тексте прямой смысл слова «теплота» -это энергия тепла, которую выделяет (чаще всего) нагре­тое тело, а в переносном смысле мы говорим о теплоте че-ловеческих отношений, о тёплом голосе, тёплом приёме -ласковом, приветливом. Нам думается, что этот методи­ческий приём - подбор слов с переносным значением -может помочь ученикам-читателям разобраться с непросты­ми текстами. А учителю советуем найти «Учёные сказки» Ф. Д. Кривина и пользоваться этой удивительной книгой на уроках литературы, истории, русского языка, математики, природоведения и других школьных предметов.

Уроки 59-62-й.

Фантастическое изображение

обычных человеческих проблем

Цели уроков: 1) формирование представлений о фантас­тической литературе; 2) знакомство с творчеством совре-менного фантаста, пишущего для детей, Кира Булычёва; 3) осмысление проблемы доброты и человечности в фанта-стическом произведении.

Перед уроком необходимо поговорить о самостоятельно прочитанных ребятами главах из повести Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Главный вопрос обсуждения: по-чему дети, герои произведения, придумали страну, которой нет на свете?

Затем можно приступать к чтению отрывка из фантас­тического произведения и обсуждению истории, изобра-жённой в нём, и его героев.

Мы уверены, что ответы на вопросы учебника не будут сложными для ребят и они сами разберутся, где ситуации реальные, а где фантастические, увидят, что человеческие отношения и принципы остаются точно такими же, не-смотря на то что перенесены в фантастическую обстанов-ку. Ведь главная героиня побеждает взбесившиеся ино­планетные существа своей добротой, и они отвечают ей тем же. Особенно замечательна в этом смысле последняя фраза отрывка.

Урок 63-й. Контрольная работа №3

В первом задании ученики должны понять смысл исто-рии, рассказанной автором, который заключается в том, что именно человек помог маленькому Семечку стать похожим на солнце Подсолнухом.

Доказательством этому может послужить фраза из тек-ста о том, что человек «часто навещал его в поле». Но если дети в своих ответах скажут о роли Солнца и Земли в пре-вращении Семечка в растение, это, конечно, будет правиль-но.

Стихотворение А. А. Блока очень богато художественно и эмоционально, поэтому интонация его чтения всё время меняется: от спокойной к тревожной и опять спокойной, даже радостной. А паузы мы попросили отметить в основ-ном из-за первых двух строк, которые не вдумавшиеся дети читают как две отдельные мысли, делая паузу механичес-ки в конце первой строки.

IV. Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам (28 часов)

Уроки 64-67-й. Нравственный выбор - нравственный поступок

Цели уроков: 1) осмысление проблемы нравственного вы-бора и деятельной доброты, способности на поступок; 2) уг­лубление представлений учащихся об изображении харак-тера и внутреннего мира героя в эпическом произведении; 3) знакомство с произведениями прекрасного детского со-временного писателя В. П. Крапивина.

Следующие произведения, с которыми будут знакомить-ся ученики-читатели, продолжают тему человечности, доб-роты, преодоления человеком своего эгоизма, которая яв-ляется стержневой в курсе литературного чтения, и в то же время выводят ребят на глубоко личностное осмысление трудности выбора и истоков правильного, поистине чело-вечного и человеческого решения этих проблем.

Особенности писательской позиции В. П. Крапивина -в его честности и принципиальности в разговоре с читате-лем, особенно с мальчишками. Он, как сказали учителя, сегодняшний Гайдар, который учит мальчишек быть силь-ными, смелыми, бороться с несправедливостью и не подда-ваться хамской силе, которая в наше время ещё сильнее, чем была раньше, потому что поддерживается взрослыми, показывающими сериал «Бригада» по телевидению и жи-вущими по этим принципам. Крапивин не смягчает ситуа-цию, не подгоняет её под обязательный «хэппи энд», пока-зывает взрослых такими, какими их видят реальные мальчишки в своей реальной жизни, но помогает им найти в самих себе силы бороться со злом, доказывает необори-мость добра, приоритеты силы духа и воли над силой мышц.

Рассказ «Путешественники не плачут» учит именно это-му. Герой рассказа - самый обычный мальчик, кажущий-ся скорее слабым, чем сильным. Вернее, он кажется таким дяде Вите, который приводит племянника в компанию дворо-

вых мальчишек, чтобы те научили Володьку быть сильным в его понимании.

И тут автор исподволь начинает учить читателя, неза-метно и просто рассказывая о правилах, по которым жили мальчишки. И употребляет слово «неделикатность», за ко-торую чуть было не отвесил подзатыльник любопытному Артуру старший брат, и говорит, что над прямым и чест­ным ответом нельзя смеяться и что «иногда вредно тратить много слов».

А потом автор показывает ситуацию, наверное, знако-мую всем мальчишкам, да и девчонкам тоже, увековечен­ную Э. Н. Успенским в образе кота Матроскина, когда глав-ному герою предложили взять домой беспризорного пса. Пёс этот, по имени Гермес, изображён Крапивиным так, что я вспомнила своё детство и своих дочерей, которые приноси-ли домой то помойную кошку, то собаку, найденную около пединститута. Да и мы с мужем однажды вместо сахара для варенья купили(!) у дядьки около магазина пса, стран-ную смесь болонки и шпица, который долго жил в нашем доме и был, как потом выяснилось, настоящим хранителем домашнего очага. Пёс Гермес глядел «светло-коричневыми лукавыми глазами», «улыбался розовой пастью», а когда Володька вздумал его помыть, «тихо выл от ужаса, но тер-пел». Автор рисует пса так, что мы, дочитав рассказ до конца, ненавидим его убийцу - разумного и страшного дядю Витю. (Вспомните с ребятами: «Я ненавижу Тарасова...», верните их к той боли, ощущению зла и несправедливости и мужественному поступку того мальчика, хотя он просто высказывает своё отношению к произошедшему. Но иногда и слова - это поступок.)

И тогда Володька совершает мужской поступок: он не может наказать или что-то объяснить этим взрослым лю-дям, не может, как тот мальчик, выгнать их - и уходит от них сам, уходит в ночь, в лес, который становится роднее, чем они. Он знает, что впереди будет дорога и попутный грузовик домчит его до стройки, до ЛЮДЕЙ. Это поступок

сильного человека, который не примиряется со злом, хотя и не может его побороть. Что ж, честно говорит своему чи-тателю автор, бывает и так.

Главное - это сопереживание ребят, их осмысленное вос-приятие чужой истории, чужой жизни, но такой узнавае-мой ситуации.

Читательский дневник

Рассказ В. Ю. Драгунского «На Садовой большое дви-жение», который ребята прочитают в хрестоматии, очень похож по ситуации, героям и проблематике на рассказ В. П. Крапивина. Его главный герой Дениска настолько добрый, чистый и честный человек, что до самого после­днего момента так и не может поверить в подлость и об­ман. Ребята прочитают рассказ В. Ю. Драгунского с удо-вольствием и без труда разберутся в этом произведении.

Уроки 68-78-й.

Л. Н. Толстой о человечности и русском человеке

в рассказе «Кавказский пленник»

Цели уроков: 1) знакомство с произведением великого русского писателя Л. Н. Толстого; 2) формирование пред-ставлений учащихся о своеобразии и особенностях прозы Л. Н. Толстого, о его мастерстве в изображении русского человека и национальных черт русского народа.

Рассказ Л. Н. Толстого для нас - главное произведение этого года и, может быть, всего курса литературного чте-ния. Прежде всего потому, что это произведение гениально-го русского писателя-классика, в котором отражены родо-вые черты русского народа и общечеловеческие нравственные представления людей. Этот рассказ написан Толстым в то время, когда он был всецело занят народным образованием, писал «Азбуку» для крестьянских детей. «Кавказский плен-ник» напечатан в его 4-й книге «Русских детских книг для чтения», т. е. рассказ написан Толстым специально для де-тей и поэтому он прост, понятен детям и поучителен.

Сам Л. Н. Толстой в это время утверждается окончатель-но в необходимости учиться у народа его морали, его воз-зрениям на мир, его простоте и мудрости, умению «при-житься» в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не ропща и не перекладывая на чужие плечи своих несчастий и бед. Этому и учит маленького читателя его рассказ.

Прежде всего, сопоставим двух героев рассказа, вдума-емся в их фамилии: Жилин, потому что он сумел выжить, прижиться, вжиться в чужую и чуждую для него жизнь, Костылин - как бы на костылях, подпорках. Но на самом деле пленник у Толстого один, о чем красноречиво говорит нам название произведения. Кто же из них «кавказский пленник» и в каком плену он находится? Если мы не суме-ем ответить на этот вопрос, мы не поймём автора, его глав-ной мысли.

Вспомним сюжет произведения. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в та-тарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эго-изма. Автор показывает Костылина слабым физически, когда ему надо переносить физические страдания. Он надеется только на выкуп, который пришлёт его мать, пишет ей пись-мо, взваливая на неё свои проблемы. Толстой, рисуя этот образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена своего эгоизма, человек не сможет выбраться и из внешнего плена. Но Толстой - художник и человек - хо-тел, чтобы не гнев и презрение вызывал этот герой у ма-ленького читателя, а жалость и сострадание, какие чувства он вызывает у самого автора, видящего каждого человека человеком со своими слабостями, но способного к их пре-одолению.

Жилин, наоборот, на мать и не рассчитывает, он жалеет её, не хочет перекладывать на её плечи свои трудности. Он легко включается в жизнь татар, аула, жизнь другого на-рода, чужую и даже чуждую. Он постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов, он силён ду-хом. Именно таким изображает его автор, именно этому качеству русского человека прежде всего и хочет научить

детей, читателей рассказа, Л. Н. Толстой. Позднее, в своей главной книге, романе «Война и мир», Толстой создаст об­раз подобного героя, Платона Каратаева, который вопло-тит в себе именно эти черты русского народа, его уживчи-вость, добросердечие, толерантность, как говорят сегодня. Толстой - философ, знающий русского человека и челове-ка вообще, - считал, что путь изменения жизни в самосо-вершенствовании человека, а не в революциях. История подтвердила его правоту.

Так в этой книге для детей утверждаются любимые мыс-ли Толстого, проявляется его знание психологии человека и умение изобразить внутренний мир, переживание; уме-ние ярко и просто нарисовать портрет героя, пейзажную картинку, обстановку, в которой живут герои. Все это мы тоже должны увидеть, анализируя текст рассказа «Кавказ­ский пленник», ведь в начальной школе дети только начи­нают знакомиться с великим художником и мыслителем Л. Н. Толстым. Они видели его главные жизненные позиции ещё в первом классе, когда мы читали его басни и рассказ «Косточка», затем во втором классе в рассказе «Прыжок», далее они увидят их в повести «Детство» - в седьмом клас-се и, наконец, в его главной книге, романе «Война и мир», в десятом классе. Так постепенно дети будут знакомиться с великим гуманистом и художником, гениальным русским писателем Л. Н. Толстым, как и должны русские дети.

Поскольку рассказ Толстого достаточно большой по объё-му, имеет развёрнутый непростой сюжет, а читатели наши всё-таки ещё маленькие, мы будем по ходу чтения состав-лять план и, конечно же, вычерчивать систему образов рас-сказа, размещая в ней всех новых героев, появляющихся в тексте, и обозначая их отношения к главным героям. Сис-тема образов наглядно продемонстрирует нашим читателям главную идею рассказа Толстого, поскольку в ней станет очевидным полное одиночество Костылина и прочные дру-жеские связи Жилина с множеством героев рассказа. Всё это дети должны увидеть при анализе эпизодов. Учитель, как всегда, помогает ученикам-читателям разбираться в

трудных вопросах, но поскольку наши читатели - четве-роклассники, многое они могут понять и увидеть в тексте сами. Поэтому некоторые главы можно давать домой для самостоятельного предварительного чтения и анализа, тем более что навыки подобной работы у ребят уже есть.

1-я часть. (Знакомство с героями)

1-й эпизод. Письмо от матери. Социальное положение героев, отношение Жилина к матери.

2-й эпизод. Отпуск. Щедрость Жилина, его отношения с товарищами.

3-й эпизод. В дороге. Решение Жилина ехать одному. Появление второго героя, его портрет.

4-й эпизод. Встреча с татарами. Как ведут себя оба ге-роя? Чем отличаются их поступки, как их характеризуют? Как ведут себя татары?

5-й эпизод. Плен. Почему Жилин попал в плен? Как Тол­стой описывает татар, как изображает татарское селение -аул?

Домашнее задание. Нарисовать сюжетную цепочку к пер-вой и иллюстрацию к любому эпизоду. Рассказать о своих первых впечатлениях о героях.

2-Я ЧАСТЬ. (ЖИЗНЬ АУЛА)

Главная задача изучения этой части - организовать ра-боту так, чтобы дети увидели, как главные герои рассказа постигают жизнь татарского аула. Учитель должен обра-тить внимание детей на то, что герои наблюдают эту жизнь «в щёлку», видят её, но не очень понимают. Мы же, чита-тели, станем не только наблюдать, но и попытаемся во всём разобраться.

Вопросы к тексту:

1. Что необычного видит Жилин в жизни, быте татар?

2. Как относятся к Жилину новые люди? Какие они?

3. Каков портрет Дины? Как она себя ведёт и почему?

4. Как проявляют себя Жилин и Костылин в ситуации с выкупом? Почему? Как это их характеризует?

5. Как меняется отношение татар к Жилину? Почему?

Домашнее задание. Нарисовать сюжетную цепочку ко второй части. Подготовить рассказ: «Жилин и Дина» (от имени Дины или Жилина, по желанию).

3-я часть. (Жилин и Костылин в плену)

Урок начинается с обсуждения рисунков сюжетных це-почек. Особое внимание надо обратить на рисунки, сделан­ные «крупным планом», так как в них можно увидеть, вер-но ли дети изображают детали обстановки, портрет, одежду героев. Далее лучшие из них располагают в соответствии с сюжетом и вспоминают основные эпизоды главы.

Рисунков, на которых отражены характеры героев, их душевное состояние, как правило, немного или совсем нет; отсюда дети могут сделать вывод, что литература - очень богатый и глубокий вид искусства, способный передать с помощью слов не только внешность человека, но и его внут­ренний мир, что в живописи возможно (дети уже знают об искусстве портрета), но под силу только настоящим худож-никам. В учебнике есть иллюстрации, их тоже можно на-чинать рассматривать, выясняя, соответствуют ли они тому, как Л. Н. Толстой рисует героев или обстановку, и насколько важный эпизод выбрал художник для иллюстрирования.

Дети уже достаточно знают о героях, их взаимоотноше-ниях, чтобы начать составлять и вычерчивать систему об-разов произведения в виде схемы.

обращается за помощью

С^МАтГ> С^ДЙНА^

---- ^^ любовь,

Любит, забота//доброта
не тревожит \

забота, помощь

(^ЖИЛИН

уважение


(^МАт1Г >

После того как схема будет составлена, начинаем вспо-минать поступки героев, выяснять их причины и обобщать всё, что мы знаем, составляя рассказ-характеристику каж-дого, особенно главных героев рассказа.

Жилин:

. добрый (думает о матери, жалеет её);. надеется на себя, обдумывает побег;. деятельный человек;

. сумел прижиться в ауле (он - Жилин!);. работящий, не может сидеть без дела, «мастер»;. всем помогает, даже своим врагам - татарам;. ему интересны другие люди, он любит детей;. великодушный (простил Костылина, что тот его бросил в бою).

Костылин:

. слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери;

. способен на предательство (бросил Жилина);

. раскис, упал духом;

. не принимает других людей.

Дина:

. добрая, стремится помогать людям;

. способна на самопожертвование.

Татары:

. работящие;

. способны понять и оценить хорошего человека.

Через составление системы образов мы выходим на ос­мысление основных черт характеров героев, которые затем будут пополняться в процессе дальнейшей работы над про-изведением.

Анализируя взаимоотношения героев, делаем очень важ-ный вывод: Л. Н. Толстой показывает, что люди могут не любить и даже ненавидеть друг друга, но у них есть воз-можность взаимопонимания, хотя для этого надо приложить определённые усилия.

Домашнее задание. Прочитать 4-ю часть рассказа, при-думать заглавие к ней.

4-Я ЧАСТЬ.

Заголовки к этой части обсуждаются в классе; выясняет-ся смысл заголовка, его роль в раскрытии главной мысли, выбирается лучший.

Вопросы к тексту:

1. Какие новые качества героев проявляются в этой час-ти (или подтверждаются уже известные)?

2. Зачем Л. Н. Толстой рисует природу Кавказа?

3. Почему Жилин уговаривает Костылина бежать вмес-
те?

Домашнее задание. Продолжить сюжетную цепочку по 3-4 частям.

5-я часть. (Неудача)

Главный проблемный вопрос, который обсуждается на уроке: почему не удался побег Жилина и Костылина из пле-на?

Дети читают вслух, обсуждают все обстоятельства, по-мешавшие побегу. Выясняем, что главной причиной не­удачи была слабость Костылина, обращаем внимание на «нехорошие» мысли Жилина: «И чёрт меня дёрнул колоду эту с собой брать». Показываем, что автор не щадит своего героя, честно показывает его со всех сторон, потому что знает, что мы, люди, бываем малодушными. И обращаем внимание детей на то, что Жилин преодолевает свои эгои­стичные мысли и не бросает товарища. Сравниваем его поведение с поведением Костылина в подобных ситуациях (1-я часть).

Далее отмечаем изменение отношения татар к русским пленникам, размышляем о причинах (сбежали) и обосно-ванности этого изменения.

Если учитель знает, что дети не читали рассказ до кон­ца, он может на этом уроке спросить их о возможных ва-

риантах окончания: кто из героев сумеет уйти (ведь в на-звании один пленник)? Как? Кто ему поможет?

Домашнее задание. Нарисовать самый яркий эпизод из 5-й или 6-й части. Прочитать 6-ю часть дома.

6-я часть. (В яме. Побег)

Вопросы к тексту:

1. Как изменилась жизнь Жилина и Костылина?

2. Почему татары хотят их убить?

3. Кто не меняет своего отношения к Жилину?

4. Легко ли Дине помогать Жилину? Почему она это де-лает?

5. Почему Жилин всё-таки оставляет Костылина?

6. В каком плену остаётся Костылин, только ли в татар-
ском?

Домашнее задание. Подумать над заглавием рассказа: почему рассказ о двух русских офицерах, попавших в плен к татарам, автор назвал «Кавказский пленник»?

Обобщающий урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цель урока: обобщение по ведущей проблеме; осмысле-ние нравственных уроков рассказа Л. Н. Толстого.

Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? В итоге обсуждения этого вопроса приходим к выводу, что Костылин - не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма, и из этого плена он не выбирается.

Ответить на вопрос, почему Жилин сумел освободиться, поможет уточнённая система образов. Из неё видно, что Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окруже-нии, как он сумел расположить к себе даже своих врагов; что он решал свои проблемы сам, не перекладывая на пле-

чи других; каким был сильным, «жилистым» (работаем над словами «жить», «жила»).

После окончания работы над рассказом Л. Н. Толстого ученики пишут сочинение на одну из тем: «В плену», «Спа-сибо, умница!», «Почему удалось спастись Жилину?».

Уроки 79-81-й. Уроки истории

Цели уроков: 1) осмысление нравственного выбора чело-века на историческом материале; 2) знакомство с извест­нейшим стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино»; 3) введение понятия «идея».

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино», наверное, самое известное произведение о войне в классической лите-ратуре. И неважно, что оно написано не для детей и о вой-не, далёкой от нас по времени. В нём великий русский поэт говорит о русском солдате, о русском человеке, выражает чувство любви к Родине, к России так, как это делали очень немногие поэты, а сегодня не делает никто. Именно поэто-му, прежде чем начать говорить о Великой Отечественной войне - а без этого разговора нравственное воспитание де-тей невозможно, лишается главного «доказательства», - мы поместили сначала произведение об Отечественной войне 1812 года, а потом уже будем говорить о войне недавней, хотя для сегодняшних детей обе они одинаково далеки.

М. Ю. Лермонтов сказал о своём поколении в стихотворе-нии «Дума»: «Печально я гляжу на наше поколенье...». И в поисках героев в высоком смысле этого слова обратился к истории России, и именно к Отечественной войне 1812 года, когда русские люди победили Наполеона и спасли от него не только свою Родину, но и всю покорённую им Европу. Эта идея прослеживается в стихотворении, которое начинается и заканчивается словами:

Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!

Наша задача при изучении этого стихотворения выйти с ребятами на авторскую идею, а при чтении его заразить их авторским патриотическим чувством.

Поэт в стихотворении «Бородино» изображает истоки подвига русского народа в лице безымянного героя, просто-го солдата. Выбрана точная форма - диалога старого сол­дата с молодым, что делает смысл произведения понятным и доступным детям. Произведение это очень просто по фор-ме и понятно любому читателю, что не исключает, а, наобо-рот, как во всех великих классических текстах, сохраняе-мых человечеством и народом, предполагает очень глубокое содержание и вечные, нравственные ценности. Поэтому ме-тодика работы с ним так же проста, как и оно само. Учи-тель читает его вслух, перечитывает, проясняя его смысл, а когда всё становится ясным, дети читают текст сами, пере-давая пафос произведения и его идею и, самое главное, вы-ражая свои чувства. Здесь очень важной, определяющей является позиция самого учителя. Если он сам сопережи-вает автору и разделяет его идеи, то он вызовет ответное понимание и сопереживание детей. Как говорил Л. Н. Тол-стой: «Чувствами заражаются: Иван от Петра, Пётр - от Григория».

Стихотворение настолько ярко и живописно, что при чте-нии можно заняться устным словесным рисованием, а по-том и не только словесным. Можно предложить в качестве творческой работы сделать диафильм к стихотворению.

Очень интересен язык произведения М. Ю. Лермонто-ва. Дети уже знают, какую роль играет речь героев произ­ведения в создании образа, поэтому это направление рабо-ты может быть выполнено самостоятельно группой ребят. В группы можно собрать историков, которые расскажут о Бородинском сражении; учёных-литературоведов, которые сделают полный литературоведческий анализ текста сти­хотворения; костюмеров - историков русского мундира; сценаристов, которые будут работать над сценарием диа-фильма; художников, которые его нарисуют; музыкантов

и чтецов, которые озвучат диафильм, и рецензентов, кото-рые оценят выполненную работу.

Уроки 82-86-й. «Война - страшнее нету слова...»

Цели уроков: 1) введение детей средствами искусства в события Великой Отечественной войны 1941-45 гг.; 2) фор-мирование представлений учащихся о роли русского наро-да в победе над фашизмом и истоках его подвига; 3) зна-комство учащихся с произведениями замечательных поэтов XX века: А. Т. Твардовского, А. Д. Дементьева, Ю. П. Ле-витанского, Б. Ш. Окуджавы.

Главная цель этих уроков, продолжающих и завершаю-щих в самой высшей точке тему нравственного выбора чело-века, - включить детей в сопереживание событиям. Не скрою свою тревогу и знаю, что Вы её разделяете: нынеш-ние дети мало знают о Великой Отечественной войне. При слове «война» сегодняшний ребёнок, скорее всего, вспом-нит чеченскую войну, как говорят учителя начальной шко-лы. Но страшнее всего причины субъективные. Это замал-чивание, искажение и даже фальсификация фактов, особенно солдатского героизма и подвигов, средствами массовой ин-формации, как будто задавшихся целью помогать тем, кто хочет, чтобы «Россия стала страной без героев». Поэтому последние главы, завершающие учебник для 4-го класса, мы посвящаем самой важной, особенно сегодня, теме - теме Родины и прямо говорим, что наша цель - патриотическое воспитание детей на лучших патриотических произведени-ях, как классических, так и современных.

Нам очень важно, чтобы дети глубоко и личностно вос-приняли произведения о войне. Вот почему мы выбрали самые лиричные и трогательные произведения, которые дей-ствительно «играют на простых и чутких струнах сердца», поэтому могут быть понятны детям, хотя это не детские стихи. Главные герои их - мальчики, русские мальчики, чистые и искренние, благородные и способные на велико-

душный поступок и подвиг, о которых Ф. М. Достоевский говорил, что в них будущее России. Это мальчики, которые мужают в трудностях, поэтому последнее стихотворение в этом ряду называется «Мужчина».

Надо всмотреться в репродукции картин, которые мы по-местили в учебнике. Автор первой их них - удивительный художник Константин Алексеевич Васильев (1942 -1976), родившийся во время войны во взятом немцами Майкопе и чудом выживший в немецкой оккупации. Отец его был в партизанском отряде, мать с ребёнком голодали, как и все в то время. Дар художника проявился у него очень рано, в четыре года. Именно тогда мать отнесла на рынок свою дневную пайковую норму хлеба и купила ему коробку цвет-ных карандашей, с который он не расставался ни днём, ни ночью и всё рисовал и рисовал.

Картина К. А. Васильева написана о войне, о солдатах, уходящих на фронт, навеяна одним из самых популярных русских военных маршей. На картине - ни одного лица, спины солдат в серых солдатских военных шинелях, спи-ны да каски, каски, каски... И вдруг - профиль молодого солдата, нежные юные черты под жёсткой сталью. Это со-единение несоединимого в одном образе - почти мальчика, и уже воина, солдата - щемит душу, и кажется, что он не вернётся и что художник - последний, кто его видел. И вспоминается самая старая русская книга, уходящие вои-ны князя Игоря и безвестный автор, который как будто был и в том строю, и в этом, потому что именно он на века сказал за всех уходящих на войну солдат: «О, Русская зем­ля, ты уже за холмом!»

Художник К. А. Васильев сумел написать так свою кар-тину не только потому, что он относится к тем людям, кого сегодня называют «дети войны», но и потому, что его люби­мые герои - русские богатыри, его любимые темы - рус­ская природа, русские люди, русская истор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: