Это проявление силы или слабости?»




Цели урока: 1) углубление нравственных представлений учащихся; 2) отработка навыков дискуссии; 3) формирова-ние способов проявления личностной позиции в «речевом поступке».

Литературный материал этого урока - стихотворение В. М. Тушновой «Синицы». Оно интересно нам как продол­жение и углубление темы доброты человека и тематически связано с образом главного героя рассказа «Приёмыш». Чте-ние стихотворения и вопрос о его связи с предыдущим рас-сказом можно дать учащимся как домашнее задание.

Размышление над последними строчками стихотворения могут стать основой очень серьёзного разговора, даже дис­куссии, настоящего диспута, вполне возможного у учащих­ся 4-го класса, с которыми Вы постоянно вели подобные разговоры. Тема диспута: «Доброта - это проявление силы человека или его слабости?» Цель - углубление понятия доброты, формирование представления о том, что доброму человеку в каком-то смысле жить на свете труднее, посколь-ку доброта - это преодоление эгоизма. Но именно этот про-цесс и лежит в основе становления Человека.

Вопросы для диспута:

. Легко ли быть добрым?

. Доброта - это сила или слабость?

В начале дискуссии можно предложить ребятам поис­кать синонимы или синонимические выражения к поня­тию «доброта» или попросить детей продолжить предложе-ние: «Добрый человек - это...». Дети наверняка выскажут предположения о том, что добрый человек «всех жалеет, помогает, всем делится, может даже отдать своё, всем усту-

пает...». Из этих перечислений возникает образ слабого че-ловека. Вот с этим-то предположением и надо поспорить, поддержать тех, кто догадается, что подобные человеческие поступки - именно человеческие! - это проявление силы характера, преодоление самого себя. И как ни трудно чело-веку, именно в процессе преодоления своего эгоизма чело-век становится Человеком, приобретает свои родовые чер-ты.

В этом споре опорой и поддержкой будет литературный материал, ведь у детей такого возраста мало ещё своего жизненного опыта. Так и должно быть, нельзя допустить, чтобы учащиеся вышли за рамки литературных произведе-ний, иначе спор перейдёт в плоскость обсуждения житей-ских историй, «примеров из жизни», а это всегда тупик для дискуссий, в основе которых лежит обсуждение важ-нейших философских или нравственных принципов.

Может показаться, что с маленькими детьми ещё рано говорить на таком уровне, обсуждать такие проблемы, но нам кажется, что с детьми всегда надо говорить честно, что прав был великий Я. Корчак, когда говорил, что дети -это люди, только с меньшим жизненным опытом.

Читательский дневник

Содержание сказки Г. X. Андерсена «Ромашка» близко к прочитанным произведениям и по теме, и по проблеме: в ней героиня тоже проявляет деятельную доброту, и тоже в ущерб себе. К тому же автор произведения знаком учащим­ся. Поэтому мы и дали в хрестоматии такое задание: соста-вить вопросы к тексту произведения для его анализа. По этим вопросам Вы сможете выявить уровень литературного развития учащихся (см. приложение № 2).

Очень советуем, кроме выражения результатов провер-ки в традиционной пятибалльной системе, заносить их в контрольный листок в виде графика. Думаем, что и детям можно их сообщить, объяснив сначала, как вы определяе-те уровень литературного развития. Мы уже делали так, и поверьте, что знание детьми результатов своей учёбы, да

ещё в такой необычной форме, повышает интерес к работе и ответственность учащихся. Тем более, что Вы скажете детям, что будете повторять подобную проверку и сообщать им динамику роста уровня литературного развития каждо-го ученика.

Уроки 28-32-й.

Нравственные ценности русского народа

и их утверждение в произведениях К. Г. Паустовского

Цели уроков: 1) обобщение нравственной проблематики и художественного своеобразия произведений К. Г. Паус­товского; 2) осмысление проблемы благодарности и вины; 3) работа над композицией произведения; 4) формирование представлений учащихся о речи героя как средстве созда-ния его образа.

С произведениями К. Г. Паустовского ученики-читатели встречались не один раз в наших учебниках. Они читали и его рассказы, и сказки. Хотелось бы, чтобы нынешняя встре-ча сразу с несколькими произведениями этого замечатель-ного русского писателя XX века позволила не только ещё раз показать учащимся прелесть его «хрустальной прозы», но и выйти на осмысление вечных нравственных ценностей нашего народа.

Мастерством К. Г. Паустовского восхищались такие раз-ные, но, без сомнения, высокоталантливые люди, как Б. Л. Пастернак, сказавший в своё время, что «никто сей­час лучше его прозы не пишет», и В. П. Астафьев, кото­рый очень точно определил масштаб его присутствия в ли­тературе XX века. Он сказал, что Паустовский своими произведениями «создал свою страну» и что «эта категория не географическая, а эстетическая и духовная». Населяют эту страну простые русские люди: старый бакенщик, сол­дат, который прошёл всю войну и вернулся домой, старики и старухи и, конечно же, дети. География этой страны об-ширна, там «в ручьях плещется форель», а композитор Эд-вард Григ помогает дочери лесника поднести тяжёлую кор-

зину с еловыми шишками. И царят в этой стране доброта и благородство, любовь и самопожертвование, обыкновенно-го зайца лечит самый лучший детский доктор, а простой воробей побеждает в честном бою старую ворону, потому что сражается за правду и справедливость. Как же нам се-годня нужна эта страна, как нужны произведения этого мастера, пробуждающие «чувства добрые»!

В рассказе «Заячьи лапы» мы сразу же попадаем в эту страну. Герои рассказа - простые добрые люди. Правда, автор абсолютно честен со своим читателем: среди хороших людей есть и плохие, вернее, плохой. Причём это человек, который «по долгу службы» должен был лечить зайца -ветеринар, но он отказывается это делать и говорит маль-чику страшные слова, которые не мог, не должен был гово-рить взрослый человек ребёнку. Так писатель сразу начи-нает прямой и честный разговор со своим маленьким читателем о мире, в котором живут разные люди, и о том, что надо думать и анализировать слова и поступки людей и верно их оценивать. Но все остальные герои рассказа - хо-рошие, добрые люди, причём их доброта подчас может по-казаться смешной.

И правда! Тащить какого-то полуживого зайца лечить в город к ветеринару. Ну ладно, когда с зайцем к ветеринару бегал мальчишка, но вот ведь и дедушка, старый человек, «надев новые лапти, взял посох и побрёл в город». (Тут дети могут вспомнить только одного подобного «заячьего спасителя» - дедушку Мазая!) Странно, смешно... Особен­но, если не знать причину такого странного поведения геро-ев рассказа. А ведь автор нам эту причину раскроет только в самом конце рассказа, буквально в последнем предложе-нии. Какой-то «заячий детектив» получается! И действи­тельно, мы верно определили особенности композиции про-изведения. Она очень важна в понимании смысла и идеи произведения. Поэтому в учебнике после текста рассказа сразу же даётся задание восстановить ход событий, чтобы ребята сами увидели, что автор его нарушает, и задумались над тем, почему он это делает.

Так, не вводя понятия «композиция», т. е. порядок из-ложения событий в произведении, мы продолжаем форми-ровать у учеников-читателей представление о художествен­ной форме как «деле авторских рук».

Идя дальше по сюжету рассказа, мы с удивлением пони-маем, что дед уговорил детского доктора лечить зайца! При­чём именно после того, как дед поведал ему историю свое-го спасения на лесном пожаре и объяснил свой странный поступок тем, что заяц - его спаситель. И не только док-тор Карл Иванович, но вся Почтовая улица и весь город уже не смеялись над чудаком дедом, потому что человек «благодарность оказывать должен». А когда мы, читатели, узнаём историю деда, то понимаем, что к чувству благо-дарности присоединяется у него чувство вины перед «спа-сителем», потому что он этого зайца чуть не убил когда-то, и если бы ему удалось это, он сделал бы с ним то, что предлагал ветеринар.

Оказывается, К. Г. Паустовский хотел показать читате-лю, что сила добра и сострадания, благодарности и осмыс-ленной человеком вины, такие хрупкие на первый взгляд, на поверку оказываются самой устойчивой и могучей си-лой на свете.

В конце урока надо вернуться с детьми к началу рас-сказа и подумать о смысле его названия. Не правда ли, оно странное? Ведь если вдуматься, при чём тут лапы? Но ведь автор именно о них, обожжённых заячьих лапах, го-ворит в названии, а мы с Вами знаем, что в названии про-изведения очень часто, особенно у настоящих писателей, содержится идея произведения. Так какова же идея этого рассказа?

Чтобы сами учащиеся догадались, попросите их приду-мать другие названия этому рассказу. Они предлагают: «Слу-чай на лесном пожаре», «Благородный поступок», «Спаси­тель» и другие. Но это - о другом, ни в одном из этих названий, смеем утверждать, нет идеи К. Г. Паустовского. Да, заяц спас деда на лесном пожаре, но совершал ли благо-родный поступок? Нет, он спасал самого себя, и помогли

ему в этом именно лапы, которые вынесли его из огня. Ин­стинкт, глубокое природное знание, чутьё, подсказывает зве-рю спасение и предупреждает об опасности. Но ведь такой инстинкт, некое «предзнание», интуиция, есть и у челове-ка, который тоже природное существо: все мы по нашим древнейшим поверьям - дети Рода, прародителя нашего, и Природы. Вот теперь, как нам кажется, мы поняли, что хотел сказать великий русский писатель К. Г. Паустовский.

Читательский дневник

Мы сознательно повторили задание придумать вопросы к сказке К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Дети, наученные первым опытом составления вопросов к тексту и Вашим анализом этих вопросов, будут стараться не огра-ничиваться вопросами первого уровня, а придумывать воп­росы, касающиеся нравственной проблематики произведе-ния и своеобразия его художественной формы. Так, по сути дела, запускается механизм самоанализа и самообучения.

Если никто из ребят не придумает вопросов о том, чем схожи рассказ и сказка К. Г. Паустовского, Вам надо вый­ти на обсуждение этого вопроса. Причём в процессе разго-вора надо обратить внимание детей, что герои этих произ-ведений как бы меняются местами: в рассказе человек испытывает благодарность зверю, а в сказке - наоборот, птица в благодарность помогает человеку, а ей помогают её сородичи. Рассуждения на эту тему особенно важны перед написанием сочинения.

Уроки 33-39-й. «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»

Цели уроков: 1) знакомство с произведением прекрасно-го французского писателя; 2) осмысление нравственных проблем, представленных в произведении.

Изучение сказки А. де Сент-Экзюпери как бы обобщает все наши размышления о доброте как главном человечес­ком качестве в виде мудрой поэтической формулы об «от-

ветственности за всех, кого приручил». В ней воссоедини­лись два ключевых понятия: любовь и ответственность.

Мы взяли из сказки две сюжетные линии, понятные и интересные учащимся в этом возрасте: взаимоотношения Маленького принца и розы и его дружбу с Лисом, который и открыл Маленькому принцу сущность любви как заботы.

Мы не смогли из соображений экономии места в учебни-ке дать начало сказки и историю с баобабами. Очень хоро-шо, если дети прочитают это сами.

Вопросы после сказки составлены в соответствии с раз-витием её сюжета, поэтому Ваши ученики-читатели, уже имеющие опыт анализа эпического текста, смогут самосто-ятельно проанализировать это произведение. Однако надо обратить внимание детей на следующие моменты.

В эпизоде с розой можно объяснить её капризы как ма-ленькие хитрости, которые она придумывает, чтобы обра-тить на себя как можно больше внимания. Ей хочется, что-бы о ней заботились, она знает, что это проявление любви. Есть ещё один момент, который надо прояснить ребятам. Чем больше мы вкладываем любви и заботы в отношения с кем-либо, больше делаем добра, причём именно на уровне поступков, тем лучше становимся мы сами, ведь бескорыс-тная радость от добрых дел всегда была лучшим воспитате-лем человека. Л. Н. Толстой говорил, что если родители хотят воспитать хорошего, доброго человека, надо учить его делать добрые дела, щедро делиться тем, что есть у ребён-ка, помогать младшим и беззащитным.

Сцену с розой можно читать по ролям и инсценировать. Вообще, мы всегда ставили спектакли по этой сказке, пи­сали сценарий, выводили автора в самостоятельного героя со словами, подбирали музыку, делали костюмы и декора-ции - кстати, очень несложные, - и получался очень кра-сивый и мудрый, вполне посильный детям спектакль. А потом показывали его родителям и младшим детям.

Анализируя эпизод с розами, которых, оказывается, мно-го на земле, надо помочь детям понять, почему это так рас-

строило Маленького принца. Он думал, как и всякий любя-щий человек, что его избранница уникальна, единственная на свете, самая прекрасная, самая лучшая. И вдруг он уви­дел множество таких же, как она. Дети ещё не знают одно-го из вечных законов любви и дружбы: в глазах любящего его избранник действительно прекрасен. Влюблённые глаза не замечают недостатков, а если и замечают, то любят его вместе с ними. И в ответ на это тот, кого так любят, может преобразиться, стать лучше, стать достойным любви.

Сцены с Лисом тоже драматургичны, их можно и нужно читать по ролям прямо на уроках. Тогда ещё ярче и очевид-нее станет мудрый смысл того, чему учит Лис Маленького принца. В уста Лиса автор вкладывает изложение процесса возникновения чувства симпатии, которое может перерас-ти в прочную привязанность, в любовь или глубокую проч-ную дружбу.

Нам могут возразить, что мы слишком рано ведём с деть-ми такие взрослые разговоры о любви, о симпатии, о друж­бе. Но мы абсолютно не согласны с этим, во-первых, пото-му что ребёнок начинает переживать подобные чувства в подростковом возрасте, и именно в этом возрасте ему под­час не с кем посоветоваться. Во-вторых, великие произве-дения литературы содержат могучий воспитательный за-ряд, поскольку представляют нам образцы человеческих отношений, человеческого поведения, причём в образной форме, которая воспринимается читателем, как действи­тельная жизнь. И кто ещё, на каких уроках в школе будет говорить с ребятами об этом? Надеяться, что подобные раз-говоры будут вестись в семье, к великому сожалению, очень трудно. В семьях сегодня главным «воспитателем» явля-ется «телеящик», который давно уже перестал быть фак­том Культуры. А наши дети всё своё время проводят ря-дом с ним, сегодняшние родители, обеспокоенные тем, как заработать деньги, в том числе и на всё более дорожающее образование детей, сами толкают ребёнка к телевизору, чтобы он не мешал им работать на своих двух, трёх и т. д. работах.

Сегодня школа и учитель - единственные, кто занима-ется нравственным воспитанием детей. Хотя и они в на-ших социальных условиях вынуждены делать это всё хуже и хуже: они тоже родители, и им тоже надо зарабатывать, а значит, подрабатывать, прирабатывать... Но всё-таки именно на нас, учителей, сегодня возлагает последние на-дежды измученный народ наш.

Пусть дети и не поймут всех наших рассуждений, но что-то западёт в души и «слово наше отзовётся», обязательно отзовётся. Я много раз в этом убеждалась в своей жизни.

Отдельная работа нужна с афоризмами писателя, ведь в них в ясной и точной форме сформулированы те нравствен-ные правила, о которых говорили на уроках. Закончить изучение сказки можно, устроив настоящий праздник, на котором будут показаны отрывки из спектакля, лучшие ри­сунки детей, зачитаны лучшие сочинения, проведена вик-торина по сказке, соревнование, кто больше знает афориз-мов и др.

Читательский дневник

История беглеца из собственного дома может послужить продолжением разговора, начатого на уроке, и не просто повторением того, о чём уже говорили, а очень важным по-воротом в обсуждении проблемы ответственности человека.

Дело в том, что мальчика Юрку, главного героя повести Н. И. Дубова «Беглец», никто в родном доме и не приру-чал-то особенно. Его родные, особенно отец, никакой ответ­ственности за судьбу сына не чувствовали и повели себя недостойно в одной очень важной для мальчика ситуации. И Юрка, как сказали ребята, имел полное право уйти от них, тем более что нашёлся взрослый друг, который смог бы помочь ему в жизни.

И мальчик собрался уходить, но, проезжая мимо, забе-жал за курткой: там, в той самостоятельной жизни впереди будет осень, а потом зима. Но, увидев, что отец ослеп, ос-леп от своего пьянства, Юрка... остался, пожалев мать, по-взрослому, по-мужски поняв, что матери одной не спра-

виться. Так из любви и сострадания рождается моральная сила, сильнее которой нет на свете. Вот почему после сказ-ки «Маленький принц», которую мы изучаем с ребятами на уроках, мы выбираем для их самостоятельного чтения отрывок из повести Н. И. Дубова.

Уроки 40-49-й.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: