МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад комбинированного вида № 50
Принято «Утверждаю»
На заседании педагогического совета заведующий МБДОУ №50
Протокол № ____ от _____________ __________ Л.К. Халайчева
«____»______20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающей работы
Во II младшей группе
Компенсирующей направленности
Для детей с ОНР
На 2014 – 2015 учебный год
Составитель:
Учитель - логопед
О.Н. Малышко
СТАВРОПОЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование разделов | страницы |
1. | Часть I. Целевой раздел рабочей программы логопеда МБДОУ д/с № 50. Пояснительная записка: · актуальность; · цели и задачи реализации Программы; · принципы и подходы к формированию Программы; · планируемые результаты освоения Программы; · характеристика особенностей психоречевого развития детей с ОНР; возрастных особенностей развития детей 3-4 лет. | |
2. | Часть II. Содержательный раздел рабочей программы логопеда МБДОУ д/с № 50. · Программно – методическое обеспечение · Обоснование дополнения программ для осуществления коррекционно-логопедического процесса. · Особенности организации обучения и воспитания детей с ОНР. · Реализация общедидактических и специфических принципов в работе с дошкольниками с ОНР. · Коррекционно - образовательная работа в группе для детей с ОНР. Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР. · Особенности регионального содержания коррекционно - образовательного процесса. | |
3. | Часть III. Содержание коррекционной работы:
· Формы и средства организации коррекционной НОД. Совместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя.
· План работы логопеда со специалистами
· Основные направления коррекционно - образовательной работы учителя- логопеда с детьми с ОНР
· Содержание НОД: II младшая группа. Характеристика детей с ОНР I и II уровня.
· Организация обучения и воспитания детей 4-го года с ОНР.
· Перспективный план коррекционной работы во второй младшей логопедической группе
· Тематическое (календарное) планирование лексического материала
· План работы логопеда с родителями
|
|
Часть IV. Организационный раздел Программы:
|
Часть I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
|
В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. «Федеральный государственный образовательный стандарт ДО» (далее – ФГОС) ставит перед педагогами задачу интегрирования воспитательно - образовательного и коррекционно- образовательного процессов в детском саду.
Рабочая программа коррекционно-воспитательной работы во второй младшей группе для детей с ОНР (далее – Программа) разработана логопедом на основе адаптированной Основной образовательной программы ДО МБДОУ д/с №50, в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом», определяющим требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155, с учетом особенностей психоречевого развития воспитанников.
В Программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР.
|
Цель Программы.
Создание оптимальных условий и системы средств для устранения речевых недостатков у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (с нормальным слухом и интеллектом), своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания коррекционно - воспитательной работы и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Теоретической и методологической основой программы являются:
положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; концептуальный подход, представленный системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III, и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада, исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Основной базой рабочей программы являются:
- Адаптированная Основная образовательная программа ДО детского сада № 50.
- Программа развития детского сада на период с 2011-2016 гг.
Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
· Конституцией Российской Федерации;
· ФЗ «Об образовании в РФ» № 273- ФЗ от 21.12.2012 г
· Приказами Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и от 30.08.13 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
· СанПиНом 2.4.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г
Основные задачи коррекционного обучения
1. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
2. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса дошкольников с ОНР.
3. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
4. Развитие связной речи дошкольников.
5. Формирование коммуникативных навыков.
Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.
Принципы и подходы к формированию программы:
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
· принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
· принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
· принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
· принципы интеграции усилий специалистов;
· принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
· принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
· принцип постепенности подачи учебного материала;
Кроме того, содержание рабочей Программы логопеда реализуется с учетом общедидактических принципов:
· развивающего обучения, определяющего главной целью всего воспитательно-образовательного процесса полноценное психическое развитие
ребенка, развитие его способностей на основе педагогической поддержки инициативы и самостоятельности ребенка в познании окружающего
мира;
· культуросообразности и регионализма, обеспечивающего становление самосознания ребенка на основе культуры своего народа,
ближайшего социального окружения, на познании исторических, географических и этнических особенностей Ставропольского края, с учетом
национальных традиций в образовании дошкольников;
· историзма, заключающегося в сохранения хронологического порядка изучаемых детьми явлений общекультурной и региональной
направленности;
· гуманизма, предполагающего умение взрослого видеть в воспитаннике полноправного партнера, опираться на высшие человеческие понятия:
любовь к Родине, родному краю, городу, своей семье;
· нравственной обоснованности жизнедеятельности, ориентирующего на осознанное восприятие детьми образовательного материала,
формирование опыта нравственных отношений и общения на основе привязанности к Ставропольской и казачьей культуре, к родным местам;
· интеграции образования, предусматривающего реализацию содержания дошкольного образования в едином коррекционно-
педагогическом процессе, разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской) как сквозных
механизмах развития ребенка, обеспечивающих взаимосвязь с природными объектами, явлениями ближайшего социокультурного
пространства.
Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в младшей группе для детей с ОНР в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
В Программе представлена информация по оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В Программе приведены перспективные планы логопеда по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, и взаимоработы со специалистами ДОУ.
В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 лет) учителем-логопедом.
Планируемые результаты освоения Программы:
В соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (образовательных траекторий развития) детей, а также особенностей развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Адаптированная Основная образовательная программа МБДОУ № 50 не предполагает требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и определяет результаты ее освоения в виде целевых ориентиров, которые в соответствии с Федеральным стандартом определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера и особенностей развития детей и организации, реализующей Программу, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.