Основной формой работы в образовательных областях адаптированной Основной образовательной программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. В связи с этим, все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
В соответствии с концентрическим принципом, программное содержание в рамках одних и тех же языковых тем год углубляется и расширяется от одной возрастной группе к другой. Каждый специалист самостоятельно определяет наиболее эффективные формы и методы работы с детьми, исходя из основной речевой темы.
|
Интеграция усилий логопеда, дефектолога и воспитателя реализуется в ходе совместного планирования непосредственно-образовательной деятельности, составления общих планов коррекционной работы с детьми, проведении консилиумов, оформлении рекомендаций для родителей или лиц их заменяющих. Воспитатель закрепляет навыки детей, полученные на фронтальных и индивидуальных логопедических (дефектологических) занятиях в регламентированное и нерегламентированное время (режимные моменты, прогулки, театрализованная и игровая деятельность.) Педагоги систематически ведут «Тетрадь взаимоработы логопеда и воспитателей группы» с целью преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. Вместе с тем, функции воспитателя и логопеда достаточно четко определены и разграничены.
С овместная коррекционная деятельность учителя-логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков | 2. Обследование общего развития детей, по программе предшествующей возрастной группы на начало учебного года |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка | 3. Заполнение протокола обследования, анализ результатов мониторинга с целью перспективного планирования коррекционной работы |
4. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи | 4. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
5. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти | 5. Расширение кругозора детей, овладение невербальной стороной общения |
6. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий | 6. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям | 7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения | 8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
9. Развитие фонематического восприятия детей | 9. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда |
10. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений | 10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова | 11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
12. Формирование навыков словообразования и словоизменения | 12. Закрепление навыков словообразования в играх и в повседневной жизни |
13. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации | 13. Контроль речи детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
14. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения | 14. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, выполнения поручений в соответствии с уровнем речевого развития детей |
15. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя | 15. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении |
Учитель- логопед является координатором коррекционно- образовательной работы МБДОУ.
|
|
Педагог – психолог взаимодействует с логопедом, если:
-несформированность высших психических функций сочетается с недостаточностью речевого развития;
-нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;
-речевое недоразвитие вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.
Педагог - психолог выполняет задачи:
-развитие и коррекция ВПФ;
-активизация познавательной деятельности;
-развитие эмоционально- волевой сферы.
Музыкальный руководитель в условиях интеграции с логопедом решает следующие задачи:
-развитие и коррекция темпово - ритмической организации речи;
-формирование правильного дыхания;
-развитие силы и продолжительности дыхания;
- формирование навыка осознанного восприятия пространства и звуков.
Воспитатель по логоритмике решает коррекционные задачи:
- координация речи и движения;
- развитие музыкального ритма и темпа;
- регуляция мышечного тонуса;
- развитие речевого выдоха, фонематического восприятия.
Воспитатель по ИЗО:
-развитие восприятия цвета и формы;
-формирование слухового восприятия, двигательной памяти;
-комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
-обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.
Воспитатель по ФИЗО:
-развитие общей, мелкой моторики;
-формирование правильного физиологического дыхания;
- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- развитие пространственной ориентации;
- снятие мышечного напряжения.
Родители:
- проведение игр и упражнений на развитие артикуляционной моторики ребенка;
-контроль за выполнением заданий и произношением ребенка дома;
-выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики, помогает осуществить оптимальный выбор методов обучения, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое и психическое развитие ребенка с ОНР, в чем можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного и итогового мониторинга.
Перспективный план со специалистами МБДОУ