Существуют две основные стратегии повышения дохода от продаж номеров: 1) оптимизация цены, когда осуществляется меньшее количество продаж, но по более высоким ценам; 2) оптимизация загрузки — больше продаж по более низким ценам. Каждый участник рынка волен выбирать свою стратегию. Выбор стратегии зависит от особенностей гостиницы, состояния рынка, многих других факторов. При выборе важно принимать во внимание и издержки, и доходы, который генерируют все гостиничные центры прибыли, в первую очередь — ресторан. Можно предположить, что при установлении высоких цен отель осуществляет меньший оборот, соответственно, меньший оборот будет и у других центров прибыли (рис. 1).
Диаграмма на рис. 2 показывает, что если гостиничное предприятие применяет несколько тарифных планов, охватывающих параллельно большое число клиентских категорий, — это дает возможность совершить большее количество продаж по разным ценам, и, соответственно, получить больший совокупный доход.
Вариант 2
Вариант 1
Оптимизация цены
Оптимизация загрузки
Цена
Цена
Загрузка
Загрузка
Рис. 1. Два подхода к оптимизации доходов от продаж номерного фонда в гостиничном предприятии
Общий доход (ОД) =
= потенциальному доходу (ПД)
Тарифы
Количество продаж
ОД = ПД | + ПД2 + ПДЪ + ПД4
Количество продаж
Тарифы
Рис. 2. Тарифная сегментация и оптимизация дохода
2. Рестораны, кафе, бары (F&B). Доходы службы ресторанов и баров классифицируются по пунктам реализации — лобби-бар, ресторан для завтраков, вечерний ресторан, обслуживание в номерах, мини-бары и т.д. Сюда же относятся доходы от организации банкетов, торжеств и других аналогичных мероприятий. Таким образом, общий доход службы питания отеля состоит из трех частей:
1) доход от реализации питания, включенного в стоимость проживания («пакетное питание»);
Доход по меню a la carte',
Доход от проведения банкетов.
Эта зона доходности характеризуется:
• количеством ресторанов, кафе, баров;
• количеством посадочных мест;
• средним чеком по каждой точке продаж (средняя стоимость заказа, который обычно делает один человек);
• посещаемостью точек продаж (человек в день): посещаемостью ресторанов, баров, кафе гостями отеля (inside); посещаемостью ресторанов, баров, кафе сторонними посетителями (outside);
• количеством проживающих в отеле;
• ценой пакетного питания, включенного в стоимость проживания.
Кроме того, доход от F& В можно разделить на два потока: 1) доход от проживающих в отеле (inside); 2) доход от сторонних посетителей (outside). Формирование дохода двух этих потоков имеет специфику, особенно ярко проявляющуюся при сравнении городских и загородных отелей.
Как правило, в стоимость проживания в городском отеле включен только завтрак, а в загородных отелях — полупансион (завтрак, обед). В обоих случаях эта составляющая дохода службы F&B стабильна и рассчитывается по формуле:
Rev(F&B) —
V 7 пакет
= Количество гостей, проживающих в отеле за период х х Цена пакета питания, включенного в проживание.
Расчет дохода точек F& В от меню a la carte базируется на оценке посещаемости ресторанов и сумме среднего чека. При этом посещаемость ресторана или бара связана с местом расположения отеля. Для загородных отелей гарантировано посещение ресторана в вечернее время 95% гостей отеля. Поток сторонних посетителей столь незначителен, что при проведении экспресс-оценки его можно не учитывать. Другая ситуация по городским отелям: согласно статистике 30—40% проживающих в городском отеле пользуются услугами ресторанов, баров отеля, в то время как доход от сторонних посетителей может составлять до 70% дохода ресторана и зависит от популярности данного места в городе. Кроме того, в городских отелях, как правило, хорошо развита банкетная служба, и доход от нее значительный.
Доход точек F&B от меню a la carte рассчитывается следующим образом:
Rev(F&.B) a la carte =
= Количество гостей проживающих в отеле за период х х Процент посещаемости гостями отеля точек F&.B (in side) х х Средний чек + Количество сторонних посетителей (out side) х
Х Средний чек.
Зная количество ресторанов, кафе и баров в отеле и рассчитав доход каждого из них, получим общий доход службы F& В отеля.
3. Оздоровительный центр. Доходы оздоровительного центра включают в себя доход, полученный от продажи клубного членства и платы за разовые посещения, а также от реализации сопутствующих товаров (косметики, одежды для ухода, спортивного инвентаря и т.п.)[3]. В отелях, располагающих СПА-центрами и предоставляющих расширенный спектр услуг и оздоровительных процедур, доля доходов оздоровительного центра занимает вторую или третью позицию после доходов номерного фонда и службы питания.
Для расчета дохода оздоровительного центра используются следующие показатели:
• часы работы центра;
• количество кабинетов и рабочих мест в них;
• перечень процедур, оказываемых в кабинете;
• прайс-лист на услуги с указанием продолжительности процедур;
• средняя стоимость процедур, оказываемых в кабинете;
• средняя длительность процедур, оказываемых в кабинете;
• загрузка кабинета (процент фактически оказанных процедур от