Железнодорожные тарифы
1. Товарам, импортируемым на территорию Российской Федерации, и товарам, предназначенным для экспорта либо продажи на экспорт с территории Российской Федерации, будет не позднее 1 июля 2013 года предоставлен режим в отношении применения сборов за железнодорожные перевозки не менее благоприятный (включая основные сборы, надбавки и скидки), чем режим, предоставляемый аналогичным, непосредственно конкурирующим или заменяющим их товарам при внутренних перевозках, и не менее благоприятный режим вне зависимости от того, ввозится или вывозится импортируемый либо экспортируемый товар через сухопутную границу или через порт и в зависимости от страны происхождения или назначения товара.
2. В течение периода между датой присоединения Российской Федерации к ВТО и 1 июля 2013 года, Российская Федерация будет постепенно сокращать существующую разницу между, с одной стороны, сборами за железнодорожные перевозки, применяемые к товарам, импортируемым на территорию Российской Федерации, и товарам, предназначенным для экспорта либо продажи на экспорт с территории Российской Федерации, и, с другой стороны, сборами за железнодорожные перевозки, применяемыми к аналогичным, непосредственно конкурирующим или замещающим товарам, транспортируемым внутри территории Российской Федерации, а также разницу в сборах за железнодорожные перевозки импортируемых и экспортируемых товаров вне зависимости от того, ввозится или вывозится импортируемый либо экспортируемый товар через сухопутную границу или через порт и вне зависимости от страны происхождения или назначения товара.
Данные обязательства не препятствуют применению дифференцированных внутренних сборов за перевозку, основанных исключительно на экономических показателях транспортных средств, а не стране происхождения товара.
|
Справочно:
Необходимо отметить. что в рассматриваемом обязательстве говорится о сокращении разницы, а не о полной унификации тарифов.
3. Сборы за транзитные железнодорожные перевозки будут соответствовать положениям статьи V ГАТТ-94 и другим соответствующими положениями Соглашения ВТО.
Справочно: Данные обязательства приняты с учетом и в контексте проводимой в настоящее время работы по унификации тарифов на железнодорожные грузовые перевозки.
Предприятия, находящиеся в собственности государства либо контролируемые государством, деятельность которых связана с извлечением прибыли
Предприятия с исключительными или специальными привилегиями в отношении ведения коммерческой деятельности
Такие предприятия при осуществлении коммерческой деятельности, будут осуществлять не предназначенные для государственных нужд закупки и продажи в рамках международной торговли, таким образом, который соответствует применимым положениям Соглашения ВТО.
Такие предприятия будут совершать закупки и продажи, руководствуясь коммерческими соображениями, включая цену, количество, доступность, реализуемость и транспортировку а также предоставят предприятиям других членов ВТО адекватные в соответствии с обычной деловой практикой возможности для конкуренции за участие в таких закупках и продажах.
В рамках обязательств Российской Федерации по услугам, включая ограничения, закрепленные в Перечне специфических обязательств по услугам, права и обязательства Российской Федерации по ГАТС, включая меры Российской Федерации регулятивного характера, охватываемые Соглашением ВТО, включая правила ценообразования и без ущерба для обязательств, прав, обязанностей, и мер, соответствующих этим обязательствам, правам и обязанностям, Российская Федерация обеспечит, что деятельность таких предприятий будет осуществляться в соответствии с положениями, изложенными в данном пункте.
|
Справочно:
К такого рода предприятиям можно отнести ОАО «Аэрофлот» и некоторые другие компании.
Рассматриваемым обязательством гарантируется, что предприятия, имеющие исключительные или специальные привилегии не злоупотреблял своим положением и его деятельность не аннулировала специфические обязательства, принятые Российской Федерацией.
В принципе, рассматриваемое обязательство Доклада Рабочей группы Российской Федерации можно охарактеризовать как конкретизирующее положения статьи VIII ГАТС «Монопольные и исключительные поставщики услуг».
Государственные закупки
1. В отношении закупок товаров и услуг, в том числе государственными предприятиями и предприятиями, контролируемыми государством, которые не были приобретены для государственных целей, но с целью коммерческой перепродажи или в целях использования для производства товаров и оказания услуг для коммерческой продажи, такие покупки и продажи не будут рассматриваться как «государственные закупки» по смыслу статьи III:8 (а) ГАТТ-94 и XIII:1 ГАТС, и, таким образом, Российская Федерация и компетентные органы Таможенного союза будут соответствовать всем применимым положениям Соглашения ВТО.
|
Справочно:
Рассматриваемое обязательство является дополнительным и конкретизирующим нормы статьи I и XIII ГАТС.
2. Представитель Российской Федерации подтвердил намерение Российской Федерации присоединиться к Соглашению ВТО по правительственным закупкам, и уведомить об этом Комитет по правительственным закупкам на дату присоединения Российской Федерации к ВТО, и обеспечить, чтобы к этой дате ее государственные органы заключали договоры на основе принципа транспарентности, согласно опубликованным законам, правилам и рекомендациям. Он также подтвердил, что Российская Федерация направит запрос о получении статуса наблюдателя по Соглашению ВТО по правительственным закупкам на дату присоединения к ВТО и начнет переговоры об участии в Соглашении ВТО по правительственным закупкам.
Если результаты переговоров будут удовлетворять интересы Российской Федерации и других Членов Соглашения, Российская Федерация присоединится к этому Соглашению.
Справочно:
Таким образом, последним абзацем Российская Федерация оставила за собой возможность не присоединяться к Соглашению по правительственным закупкам.
3. Российская Федерация обеспечит размещение ее правительственными органами заказов на поставки товаров и услуг для государственных нужд на основе принципа транспарентности, согласно опубликованным законам, нормативным актам и рекомендациям.
Справочно:
Данное положение не противоречит российскому законодательству, но в то же время является дополнительным по отношению к нормам статьи XIII ГАТС «Правительственные закупки». В связи с тем, что вопросы, связанные с правительственными закупками должны быть урегулированы по итогам многосторонних переговоров, которые в настоящее время проводятся.
Торговля услугами
Обязательства приняты в отношении доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок финансовых услуг (страхование, банковские услуги. ценные бумаги), а также рынок телекоммуникационных услуг:
1. Российская Федерация вернется к рассмотрению выдачи доступа к рынку прямым филиалам иностранных банков и компаний, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в контексте будущих переговоров о вступлении Российской Федерации в ОЭСР или в рамках следующего раунда многосторонних торговых переговоров ВТО, в зависимости от того, что произойдет раньше.
2. Подтверждается, что не будет вводиться ограничение доступа иностранных поставщиков услуг, при условии, что квота иностранного капитала в российском секторе банковских услуг будет меньше 50 процентов.
3. Подтверждается, что не будет вводиться ограничение доступа иностранных поставщиков услуг, при условии, что квота иностранного капитала в российском секторе страховых услуг будет меньше 50 процентов.
4. Приняты обязательства в отношении расчета объема иностранных инвестиций в страховом и банковском секторе Российской Федерации, а также определение того, что считается внутренними инвестициями банков и страховых компаний (что необходимо для расчета квоты иностранного капитала).
5. Подтверждается, что 20 процентные ограничения на долевую собственность «фондовых бирж» не применялись к другим видам торговли. Компании, являвшиеся организаторами торгов, а не фондовыми биржами, и использовавшие такие средства организации торговли ценными бумагами посредством, например, альтернативных торговых систем, таких как электронные сети коммуникации, пересекающиеся сети или глобальные брокерские агентства, или посредством внутренних торгов (т.е. организовывая торги между клиентами и (или) между клиентами и собственными позициями) могли на 100 процентов принадлежать одному инвестору, отечественному или иностранному. Он также подтвердил, что там, где применялось 20-процентное ограничение на долевую собственность «фондовых бирж», оно применялось как для иностранных, так и для отечественных инвесторов, как и любая последующая изменения к этому ограничению.
6. Подтверждается, что спутниковым операторам с иностранной лицензией не было никакой необходимости присутствовать на территории Российской Федерации для предоставления канала российским юридическим лицам, обладающим лицензией на услуги связи в соответствии с главой 6 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи». Нормативно-правовые акты в области телекоммуникационных услуг будут применяться в соответствии с обязательствами Российской Федерации по доступу на рынок. Также, подтверждено, что в России спутниковому оператору с иностранной лицензией не обязательно было быть одновременно и оператором и лицензиатом, чтобы предоставлять услуги юридическим лицам, как описано выше.
* * *
Анализ обязательств, зафиксированных Российской Федерации в Докладе Рабочей группы, показал, что большинство из этих обязательств являются уточняющими, конкретизирующими положения ГАТС, а также разъясняющие, подтверждающие специфические обязательства Российской Федерации. Эти обязательства, в принципе, не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. К таким обязательствам можно отнести, в первую очередь, обязательства, обеспечивающие транспарентность законодательства, лицензирования, нотификации, в области финансовых и телекоммуникационных услуг.
Необходимо отметить, что большинство из норм указанных выше обязательств уже применяются в Российской Федерации и поэтому их фиксация в Докладе Рабочей группы не должна привести к каким-либо значительным изменениям в сотрудничестве с членами ВТО (иностранными поставщиками услуг).
Обязательства, принятые Российской Федерации, не выходят за рамки «стандартных» обязательств, принятых Китайской Народной Республикой и странами, присоединившимися после Китайской Народной Республики к ВТО.
Анализ и оценка обязательств Российской Федерации, зафиксированных в Перечне специфических обязательств и Списке изъятий из режима наибольшего благоприятствования в сфере транспорта
В Перечне специфически обязательств по услугам зафиксированы сектора, в отношении которых член ВТО гарантирует определенный уровень доступа иностранных услуг и поставщиков услуг; максимальные ограничения доступа иностранных услуг и поставщиков услуг, которые может применять член ВТО и условия предоставления национального режима в таких секторах.
Обязательства, фиксируемые в Перечне специфических обязательств по услугам – предмет переговоров между присоединяющейся к ВТО страной и заинтересованными странами-членами ВТО. Такие обязательства являются компромиссом, достигнутым переговорщиками.
В Списке изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) фиксируются меры, несовместимые с обязательством по услугам и поставщикам услуг в отношении любой меры, охватываемой ГАТС режима не менее благоприятного, чем тот, который член ВТО предоставляет для аналогичных услуг любой другой страны. При этом, меры, фиксируемые в Списке изъятий из РНБ, должны отвечать определенным требованиям, в частности, такие изъятия, в принципе, не должны превышать период в 10 лет.
Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ включаются в качестве Приложения в договорной экземпляр Соглашения по ВТО.
* * *
С учетом статьи XIX ГАТС «Переговоры по специфическим обязательствам» открыт Новый раунд многосторонних торговых переговоров для достижения более высокого уровня либерализация. Такие переговоры направлены на сокращение или устранение мер, отрицательно влияющих на торговлю услугами, с целью эффективного доступа на рынок. При этом процесс либерализации должен осуществляться с должным вниманием к целям национальной политики и уровню развития отдельных членов ВТО, в целом и применительно к отдельному сектору.
Так, для достижения поставленных задач страны-члены ВТО, в том числе обсуждают на основе принципа запроса-ответа возможность либерализации специфических обязательств, принятых ими в рамках присоединения к ВТО.
После присоединения к ВТО Российская Федерация также будет участвовать в процессе либерализации ее специфических обязательств. В связи с этим целесообразно оценить обязательства Российской Федерации в секторе «Транспортные услуги» Перечня специфических обязательств по услугам с точки зрения общего объема, принятых обязательств другими странами-членами ВТО.
В соответствии с Классификационным перечнем секторов услуг (MTN.GNS/W/120), используемым в рамках ВТО при составлении Перечней специфических обязательств по услугам, сектор Транспортные услуги разделен на следующие подсектора:
A. Услуги морского транспорта;
B. Услуги внутреннего водного транспорта;
C. Услуги воздушного транспорта;
D. Транспортировка в космическом пространстве;
E. Услуги железнодорожного транспорта;
F. Услуги автодорожного транспорта;
G. Услуги трубопроводного транспорта;
H. Вспомогательные и дополнительные услуги для всех видов транспорта;
I. Другие транспортные услуги.
Российская Федерация принимает обязательства, то есть гарантирует определенный уровень доступа на национальный рынок в разном объеме во всех указанных выше подсекторах за исключением:
D. Транспортировка в космическом пространстве;
G. Услуги трубопроводного транспорта;
J. Другие транспортные услуги.
В данных под – секторах Российская Федерация оставляет за собой право введения любых ограничений доступа и работы на рынке иностранных поставщиков услуг на недискриминационной основе.
Далее приведем статистику, принятых странами-членами обязательств в секторе «Транспортные услуги». Из 153 стран-членов ВТО обязательства в области транспорта приняли только 89 стран-членов, в том числе в отношении:
- Услуг воздушного транспорта - 60 стран-членов ВТО;
- Услуг морского транспорта приняли обязательства – 54 члена ВТО;
- Услуг автодорожного транспорта – 54 члена ВТО;
- Вспомогательных услуг для всех видов транспорта – 52 страны;
- Услуг железнодорожного транспорта – 35 стран-членов ВТО;
- Услуг внутреннего водного транспорта – 18 стран-членов;
- Прочих транспортных услуг – 9 стран.
ЕС (15 стран) приняли обязательства в 7 под- подсекторах транспортных услуг из 9 возможных: не гарантируют доступ на рынок услуг космического и трубопроводного транспорта.
Литва и Украина также приняли обязательства в 7 под- подсекторах транспортных услуг из 9 возможных. Так, Литва и Украины не приняли обязательства по доступу на рынок услуг космического транспорта и прочих транспортных услуг.
Финляндия приняла обязательства в шести под- подсекторах. Не приняла обязательства по доступу на рынок услуг космического и трубопроводного транспорта. а также услуг внутреннего водного транспорта.
Китай принял обязательства в шести под- подсекторах. Китай не принял обязательства по доступу на рынок услуг космического и трубопроводного транспорта, а также прочих транспортных услуг.
Бразилия приняла обязательства в четырех под- подсекторах. Бразилия не приняла обязательства по доступу на рынок услуг морского, внутреннего водного, воздушного и космического транспорта, а также прочих вспомогательных услуг.
Как было указано выше, Российская Федерация принимает обязательства в семи под -подсекторах, что по количеству под- подсекторов является большим, чем принято в среднем странами-членами ВТО.
Следует особо отметить, что охват транспортного сектора в результате переговоров по присоединению у «новых» членов ВТО существенно выше, чем у тех, кто стал членом ВТО в результате Уругвайского раунда. Так, обязательства в транспортном секторе есть почти у 100 % «новых» членов ВТО (за исключением Монголии), в отличие от 50 % «старых» членов ВТО.
Таблица 9.1
Обязательства стран-членов ВТО в секторе «Транспортные услуги» [24]
Страны-члены | 11.A. | 11.B. | 11.C. | 11.D. | 11.E. | 11.F. | 11.G. | 11.H. | 11.I. | Всего |
Албания | X | X | X | X | ||||||
Антигуа и Барбуда | X | |||||||||
Армения | X | X | X | X | ||||||
Австралия | X | X | X | X | X | |||||
Австрия | X | X | X | X | ||||||
Бенин | X | X | ||||||||
Бразилия | X | X | X | X | ||||||
Бруней Даруссалам | X | |||||||||
Болгария | X | X | X | X | ||||||
Камбоджа | X | X | X | X | ||||||
Канада | X | X | X | X | X | |||||
Кабо-Верде | X | X | X | |||||||
Чили | X | |||||||||
Китай | X | X | X | X | X | X | ||||
Коста-Рика | X | |||||||||
Кот Д’ивуар | X | X | X | |||||||
Хорватия | X | X | X | X | X | X | ||||
Куба | X | X | X | |||||||
Чехия | X | X | X | X | ||||||
Эквадор | X | X | X | |||||||
Египет | X | |||||||||
Эль Сальвадор | X | |||||||||
Эстония | X | X | X | X | X | |||||
ЕС (15 членов) | X | X | X | X | X | X | X | |||
Финляндия | X | X | X | X | X | X | ||||
Македония | X | X | X | X | X | |||||
Гамбия | X | X | X | X | ||||||
Грузия | X | X | X | X | X | |||||
Гана | X | X | ||||||||
Гватемала | X | |||||||||
Гвинея | X | |||||||||
Гайана | X | X | ||||||||
Гондурас | X | X | ||||||||
Гонконг | X | X | ||||||||
Венгрия | X | X | X | X | X | X | X | |||
Исландия | X | X | X | X | X | |||||
Индонезия | X | |||||||||
Ямайка | X | X | ||||||||
Япония | X | X | X | X | X | X | X | X | ||
Иордания | X | X | X | |||||||
Кения | X | X | ||||||||
Республика Корея | X | X | X | X | X | |||||
Кыргызстан | X | X | X | X | X | X | ||||
Латвия | X | X | X | X | X | |||||
Лесото | X | |||||||||
Лихтенштейн | X | X | ||||||||
Литва | X | X | X | X | X | X | X | |||
Малайзия | X | X | ||||||||
Мальта | X | |||||||||
Мексика | X | X | X | X | ||||||
Молдова | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
Марокко | X | X | ||||||||
Мьянма | X | X | X | |||||||
Непал | X | X | X | |||||||
Новая Зеландия | X | X | X | X | X | X | ||||
Никарагуа | X | X | ||||||||
Нигер | X | X | X | |||||||
Нигерия | X | X | ||||||||
Норвегия | X | X | X | X | X | |||||
Оман | X | X | X | |||||||
Панама | X | |||||||||
Папуа Новая Гвинея | X | |||||||||
Перу | X | X | ||||||||
Филиппины | X | X | X | X | X | |||||
Польша | X | |||||||||
Румыния | X | X | ||||||||
Сент Киттс и Невис | X | |||||||||
Санта Лючия | X | X | ||||||||
Сент Винсент и Гренадин | X | X | ||||||||
Саудовская Аравия | X | X | X | X | X | |||||
Сенегал | X | |||||||||
Сьерра Леоне | X | X | X | X | X | |||||
Сингапур | X | X | ||||||||
Словакия | X | X | X | X | ||||||
Словения | X | X | X | X | X | |||||
Южная Африка | X | |||||||||
Суринам | X | |||||||||
Швеция | X | X | X | |||||||
Швейцария | X | X | X | X | X | X | ||||
Тайвань | X | X | X | X | ||||||
Таиланд | X | X | X | X | X | |||||
Тонга | X | X | X | |||||||
Тринидад и Тобаго | X | |||||||||
Турция | X | X | X | X | ||||||
Украина | X | X | X | X | X | X | X | |||
Уругвай | X | |||||||||
США | X | X | X | X | ||||||
Венесуэла | X | X | ||||||||
Вьетнам | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
Всего |
Необходимо также иметь ввиду, что отсутствие обязательств в Перечне специфических обязательств не означает, что импорт данного вида услуг в страну не разрешен или ограничен. Страны-члены могут иметь весьма либеральный режим в отношении каких-то видов услуг без принятия на себя соответствующих обязательств в рамках ГАТС. С другой стороны, обязательство, зафиксированное в Перечне, не всегда означает либеральные условия доступа на внутренний рынок услуг. Так, может быть зафиксировано, что «Обязательства не принимается (то есть не гарантируется какой-либо уровень доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на рынок)», но, тем не менее, обязательство будет считаться принятым.
В связи с этим сравним обязательства, принимаемые Российской Федерацией с обязательствами, принятыми Китайской Народной Республикой, к которой очевидно в рамках Нового раунда предъявляют (будут предъявлять) наиболее жесткие требования по либерализации ранее принятых ею обязательств.
Таблица 9.2
Сравнение обязательств Китайской Народной Республики и Российской Федерации в секторе «Транспортные услуги»
Сектор/подсектор | КНР | РФ | |
А. Морской транспорт | |||
Международные перевозки грузов и пассажиров | + | + | |
Услуги по обработке грузов | + | + | |
Услуги складов и пакгаузов | - | + | |
Услуги таможенной очистки | - | + | |
Услуги контейнерных станций и депо | + | + | |
Услуги морских агентств | + | + | |
Услуги [морские] грузовые транспортно-экспедиторские | + | + | |
B. Внутренний водный транспорт | |||
Пассажирские перевозки | - | - | |
Перевозки грузов | + | - | |
Аренда судов с экипажем | - | - | |
Техническое обслуживание и ремонт речных и прочих судов | - | - | |
Маневровые услуги | - | - | |
Вспомогательные услуги: | - | + | |
С. Воздушный транспорт | |||
Техническое обслуживание и ремонт воздушных судов | + | + | |
Маркетинг и продажа авиатранспортных услуг | - | + | |
Системы компьютерного резервирования | + | + | |
Е. Железнодорожный транспорт | |||
Пассажирские перевозки | - | - | |
Перевозки грузов | + | - | |
Маневровые услуги | |||
Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного оборудования | - | + | |
Вспомогательные услуги: | - | - | |
F. Автодорожный транспорт | |||
Пассажирские перевозки | - | + | |
Грузовые перевозки | + | + | |
Аренда коммерческих автотранспортных средств с водителем | - | - | |
Техническое обслуживание и ремонт оборудования для автодорожного транспорта | - | + | |
Вспомогательные услуги: | - | + | |
H. Вспомогательные услуги для всех видов транспорта | |||
Услуги по обработке грузов | - | + | |
Услуги складов и пакгаузов | + | + | |
Услуги грузовых транспортных агентств | + | + | |
Прочие вспомогательные услуги | - | + | |
I. Прочие транспортные услуги | - | - | |
ИТОГО (количество охваченных обязательствами под- подсекторов) | |||
С одной стороны, количество принятых Российской Федерации больше, чем Китайской Народной Республикой, в то же время Китайская Народная Республика гарантирует возможность осуществления железнодорожных грузовых перевозок, международных автомобильных грузовых перевозок, а также в ограниченном виде грузовых перевозок внутренним водным транспортом. Российская Федерация не гарантирует возможность осуществления указанных видов перевозок.
Морские услуги
Российская Федерация гарантирует возможность осуществления иностранными поставщиками услуг линейных перевозок без каких-либо ограничений доступа на рынок и национального режима, за исключением возможности предоставления преимущественного права российским юридическим лицам на участие в работах по соглашению о разделе продукции[25] в качестве перевозчиков.
Также, гарантируется возможность осуществления иностранными поставщиками балкерных, трамповых и других международных перевозок (включая пассажирские перевозки) без каких-либо ограничений доступа на рынок и национального режима, за исключением возможности предоставления преимущественного права российским юридическим лицам на участие в работах по соглашению о разделе продукции[26] в качестве перевозчиков.
Российская Федерация не принимает обязательства, то есть может вводить любые ограничения вплоть до запрета на осуществление каботажных перевозок иностранными поставщиками услуг.
Китай гарантируется возможность осуществления иностранными поставщиками услуг линейных перевозок без каких-либо ограничений доступа на рынок и национального режима.
Также, гарантируется возможность осуществления иностранными поставщиками балкерных, трамповых и других международных перевозок (включая пассажирские перевозки) без каких-либо ограничений доступа на рынок и национального режима
Непринимаются обязательства в отношении каботажных перевозок.
Следовательно, обязательства Российской Федерации и Китайской Народной Республики по данному виду услуг сопоставимы. Однако Российская Федерация предусмотрела ряд изъятий из РНБ, то есть возможность предоставления преференций услугам и поставщикам услуг отдельных стран, не предоставляя их другим.
Так, в случаях и при условии установленных Правительством Российской Федерации процедур, каботажная перевозка и каботажная буксировка может осуществляться иностранными суднами – в отношении все стран.
Меры в отношении доступа судов под польским флагом в российскую часть Калининградского залива и Балтийского морского канала - в отношении Польши.
Специальный режим плавания в Каспийском море- в отношении Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана.
Меры, разрешающие двусторонние соглашения в отношении деления и резервирования грузов – в отношении Алжира, Бразилии, Ганы, Малайзии, Мексики, Пакистана, Сирии, Туниса, Шри-Ланки, Эфиопии.
Меры в отношении операторов морского транспорта, такие как приоритетные права по Соглашения о разделе продукции - в отношении стран-членов ЕС
Меры в отношении деятельности морских транспортных агентств – в отношении стран-членов ЕС.
Тем самым, Российская Федерация оставила за собой более широкие рамки для проведения своей национальной политики в области услуг морского транспорта.