Обзор правового регулирования транспортного сектора в рамках Всемирной торговой организации




 

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) – специализированное соглашение, регулирующие вопросы, касающиеся торговли услугами, в том числе, транспортными. ГАТС входит в состав Многосторонних торговых соглашений прилагаемых к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО и является обязательным для присоединения.

ГАТС устанавливает принципы и правила в торговле услугами, в том числе транспортными, в целях ее дальнейшего развития и либерализации.

На основании норм, заложенных в ГАТС, проводятся многосторонние переговоры с целью достижения более высокого уровня либерализации, посредством сокращения или устранения мер, отрицательно влияющих на торговлю услугами, с целью обеспечения эффективного доступа на рынок.

Подробный анализ норм ГАТС с комментариями будет проведен в п. 6 «Основные акты Всемирной торговой организации». Ниже приведено краткое описание основных норм ГАТС, в том числе обязательств, вытекающих из участия в ГАТС (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1
Основные нормы ГАТС

Статья ГАТС Нормы/Обязательства
Предмет Соглашения
Статья I; Приложение к ГАТС по авиатранспортным услугам Предметом ГАТС являются любые меры члена ВТО в форме законов, постановлений, правил, процедур, решений, административных действий, затрагивающие поставку услуг[1], осуществляемую одним из нижеперечисленных способов поставки или их комбинацией: Ø с территории одного члена ВТО на территорию любого другого члена ВТО; Ø на территории одного члена потребителю услуг любого другого члена ВТО; Ø поставщиком услуг одного члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО; Ø поставщиком услуг одного члена ВТО путем присутствия физических лиц члена ВТО на территории любого другого члена ВТО. Указанные выше меры членов ВТО, затрагивающие торговлю услугами, должны быть приняты: (а) центральными, региональными или местными властями; и
  (б) неправительственными органами при осуществлении полномочий, делегированных центральными, региональными или местными правительствами или властями. Действие Соглашения распространяется на все виды услуг за исключением услуг, поставляемых на некоммерческой и на неконкурентной основе при исполнении правительствами своих функций.   В соответствии с Приложением к ГАТС по авиатранспортным услугам Соглашение не распространяется на меры, затрагивающие: (а) права перевозки, как бы они не были предоставлены; или (б) услуги, непосредственно относящиеся к реализации прав перевозки, за исключением ремонтного и эксплуатационного обслуживания самолетов; продажи и маркетинга авиатранспортных услуг; услуг компьютерной системы резервирования (CRS).   Справочно: Определения термина услуги нет. Все услуги разделены на 12 секторов: деловые; услуги в области связи; строительные и связанные с ними инженерные услуги; дистрибьюторские; услуги в области образования; услуги, связанные с защитой окружающей среды; финансовые; услуги в области здравоохранения и социального обеспечения; туризм и услуги, связанные с путешествиями; услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг); транспортные услуги; другие услуги.
Общие обязательства (не являются предметом переговоров)
Статья II; Приложение к ГАТС по изъятию из обязательств по Статье II   В отношении любой меры, охватываемой ГАТС, услугам и поставщикам услуг предоставляется режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны. Справочно: Предоставляемый режим, то - есть условия доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на рынок, должен быть наиболее либеральный из тех, которые такая страна применяет в отношении подобных услуг и поставщиков услуг, происходящих из любой третьей страны, независимо от того, является ли данная третья страна участником ВТО или нет. Допускаются изъятия из РНБ при условии, что такие изъятия на основе договоренности с заинтересованными членами ВТО включены в Перечень изъятий из РНБ соответствующей страны. В принципе, такие изъятия не должны превышать период в 10 лет. Требование предоставление РНБ не применяется к преимуществам, предоставляемым в рамках приграничной торговли.  
Статья III, Статья III-bis Обязательство публиковать или доводить до сведения иным образом, самое позднее с даты вступления в силу, меры общего применения. Обязательство информировать Совет по торговле услугами о принятии новых или внесении изменений в действующие нормативно-правовые акты, затрагивающие специфические обязательства, то есть те сектора услуг, в которых гарантируется определенный уровень доступа иностранных услуг и поставщиков услуг. Обязательство создания одного или нескольких информационных центров с целью обеспечения конкретной информацией других членов (по их запросу). Раскрытие конфиденциальной информации не требуется.  
Статья V; Статья V bis Члены ВТО могут быть участниками соглашений, направленных на либерализацию торговли услугами при условии, что такие соглашения в отношении любого другого члена ВТО не ведут к увеличению общего уровня барьеров в торговле услугами по сравнению с уровнем, который применялся до заключения подобного соглашения. Члены ВТО могут участвовать в соглашениях, создающих полную интеграцию рынков труда при условии, что подобные соглашения освобождают граждан сторон такого соглашения от требований, касающихся разрешений на жительство и работу.  
Статья VI В секторах услуг, в отношении которых приняты обязательства, внутренние нормативные акты должны исполняться разумным, объективным и беспристрастным образом. Должны быть созданы или поддержаны имеющиеся судебные, арбитражные или административные органы или процедуры, которые, по запросу поставщика услуг, интересы которого затронуты, обеспечивают безотлагательное рассмотрение и, когда обосновано, принятие мер, исправляющих соответствующие административные решения, влияющие на торговлю услугами.  
Статья VII Член ВТО может признавать полученное образование или приобретенный опыт, выполненные требования, а также лицензии или сертификаты, выданные в определенной стране. Такое признание, которое может быть достигнуто посредством гармонизации или другим образом, может основываться на соглашении или договоренности с соответствующей страной или может быть предоставлено в одностороннем порядке. Другие заинтересованные страны имеют право на переговоры о присоединении к указанным выше соглашениям или договоренностям. Признание квалификации не должно дискриминировать страны-члены ВТО между собой.  
Статья VIII Член ВТО обеспечивает, чтобы любой монопольный поставщик услуг на территории соответствующего члена ВТО при монопольной поставке услуги на соответствующем рынке не действовал образом, несовместимым с обязательствами этого члена ВТО.  
Статья IX Деловая практика поставщиков услуг не должна противоречить обязательствам, принятым соответствующим членом ВТО.  
Статья X По вопросу чрезвычайных защитных мер, основанных на принципе недискриминации, должны быть проведены многосторонние переговоры.  
Статья XI Статья XII Член ВТО не может применять ограничения в отношении международных переводов и платежей по текущим операциям, касающимся его специфических обязательств, то – есть, тех секторов услуг, в которых гарантируется определенный уровень доступа. В случае серьезных затруднений с платежным балансом и внешними финансовыми трудностями или угрозы этого, член ВТО может установить или сохранить ограничения на торговлю услугами, по которым он принял специфические обязательства, включая платежи и переводы по операциям, относящимся к таким обязательствам.  
Статья XIII Обязательства в отношении предоставления РНБ, национального режима с изъятиями и определенного уровня доступа иностранных услуг и поставщиков услуг не применяются к законам, правилам или требованиям, регулирующим закупку услуг правительственными учреждениями для целей правительства и не с целью коммерческой перепродажи или с целью использования при поставках услуг для коммерческой реализации.  
Статья XIV Статья XIV bis Возможно введение ограничений на торговлю услугами с целью защиты общественной морали или поддержания общественного порядка; защиты жизни или здоровья людей, животных или растений; соблюдения законов или правил. Ограничения могут также вводиться по соображениям национальной безопасности.  
Статья XV При определенных обстоятельствах субсидии могут оказывать негативное влияние на торговлю услугами. Члены должны провести переговоры с целью разработки многосторонних правил необходимых для того, чтобы избежать такое негативное влияние на торговлю.  
Специфические обязательства (являются предметом переговоров)
Статья XVI   Справочно: Члены ВТО гарантируют определенный уровень доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на свой рынок. Уровень доступа определяется в Перечне специфических обязательств по услугам на основании переговоров присоединяющейся страны с заинтересованными странами-членами ВТО. В отношении доступа на рынок иностранных услуг и поставщиков услуг члены ВТО должны предоставлять условия не менее благоприятные, чем те, которые зафиксированы в Перечне специфических обязательств по услугам.
  В тех секторах услуг, в отношении которых приняты обязательства, член ВТО не имеет права вводить более жесткие виды следующих ограничений, по сравнению с зафиксированными в его Перечне специфических обязательств: (1) ограничения на количество поставщиков услуг; (2) ограничения на общее количество сделок по продаже и покупке услуг; (3) ограничения на общее количество операций в области услуг; (4) ограничения на общее число физических лиц, которые могут работать в данном секторе услуг; (5) меры, определяющие конкретную юридическую форму предприятия, предоставляющего услуги; (6) ограничения на долю участия иностранного капитала.
Статья XVII Каждый член ВТО предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО в секторах, зафиксированных в его Перечне специфических обязательств по услугам, национальный режим на условиях и с учетом требований, оговоренных в Перечне. Национальный режим предоставляется в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг в секторах, зафиксированных в Перечне.
Статья XVIII Члены ВТО могут путем переговоров договориться об обязательствах в отношении мер, влияющих на торговлю услугами, которые не подпадают под включение в Перечни специфических обязательств по услугам в соответствии со статьями XVI» Доступ на рынок» и XVII «Национальный режим», в том числе тех, которые имеют отношение к квалификации, стандартам и вопросам лицензирования. Такие обязательства вносятся в Перечень специфических обязательств члена ВТО.

 

В соответствии со статьей XXIX ГАТС «Приложения к настоящему Соглашению являются его неотъемлемой частью».

К ГАТС прилагается:

- Приложение по изъятиям из обязательств по статье II;

- Приложение по перемещению физических лиц, поставляющих услуги в соответствии с Соглашением;

- Приложение по авиатранспортным услугам;

- Приложение по финансовым услугам;

- Второе приложение по финансовым услугам;

- Приложение по переговорам по услугам морского транспорта;

- Приложение по телекоммуникациям;

- а также Приложение по переговорам по базовым телекоммуникациям.

Указанные Приложения можно разделить на две категории:

- (а) определяющие особый порядок применения положений ГАТС в отношении определенных секторов;

- (б) определяющие направление дальнейших действий членов ВТО по регулированию отдельных секторов.

В соответствии с пунктом 1 статьи II ГАТС предметом Соглашения являются «меры членов, затрагивающие торговлю услугами». В пункте 2 статьи I ГАТС приводится расшифровка термина «торговля услугами». Так, торговля услугами понимается как поставка услуг:

- с территории одного члена ВТО на территорию любого другого члена ВТО;

- на территории одного члена потребителю услуг любого другого члена ВТО;

- поставщиком услуг одного члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО;

- поставщиком услуг одного члена ВТО путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена ВТО.

В статье XXVIII ГАТС дается определение:

- термина «мера»- «любая мера члена ВТО в форме закона, постановления, правила, процедуры, решения, административного действия или в любой другой форме;

- термина «поставка услуги» - производство, распределение, маркетинг, продажа и доставка услуги;

Приведены определения и других терминов, используемых при формировании предмета ГАТС. Исключение составляет лишь термин «услуга»[2]. Определения термина «услуга» в ГАТС нет. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи I ГАТС «услуги» включают любую услугу в любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций правительственной власти, то есть услуг, поставляемых на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг. Тем самым круг мер, регулируемых ГАТС, сужен.

Разработать и согласовать в ходе Уругвайского раунда понятие термина «услуги» для целей определение рамок применения ГАТС, которое бы было юридически корректным и устроило бы всех членов ВТО, оказалось невозможным. В связи с этим был выбран другой путь конкретизации предмета ГАТС - составление перечня (классификатора) услуг (операций и сделок, которые относятся к услугам). В результате по итогам Уругвайского раунда переговоров был разработан и согласован «Классификационный перечень секторов услуг» (MTN.GNS/W/120).

В указанном Классификаторе все услуги разделены на 12 секторов (последовательно пронумерованы арабскими цифрами):

1. Деловые услуги;

2. Услуги в области связи;

3. Строительные и связанные с ними инженерные услуги;

4. Дистрибьюторские услуги;

5. Услуги в области образования;

6. Услуги, связанные с защитой окружающей среды;

7. Финансовые услуги;

8. Услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;

9. Туризм и услуги, связанные с путешествиями;

10. Услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг);

11. Транспортные услуги;

12. Другие услуги.

Данные сектора подразделяются на подсектора (обозначены заглавными латинскими буквами в алфавитном порядке). Так, например сектор «Транспортные услуги» разделен на следующие подсектора:

A. Услуги морского транспорта;

B. Услуги внутреннего водного транспорта;

C. Услуги воздушного транспорта;

D. Транспортировка в космическом пространстве;

E. Услуги железнодорожного транспорта;

F.Услуги автодорожного транспорта;

G. Услуги трубопроводного транспорта;

H. Вспомогательные и дополнительные услуги для всех видов транспорта;

I. Другие транспортные услуги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: