Специфические обязательства стран-членов ВТО





Конкретные («специфические») обязательства стран-членов изложены в их индивидуальных Перечнях специфических обязательств. Уровень и объем такого рода обязательства являются результатом переговоров между присоединяющейся страной и заинтересованными странами-членами ВТО. Специфические обязательства определяют уровень доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на рынок, а также объем национального режима, который предоставляется иностранным услугам и поставщикам услуг.

Член ВТО обязан выполнять специфические обязательства при условии их включения в Перечень специфических обязательств по услугам и в том объеме, в котором они представлены в Перечне.

Доступ на рынок – совокупность мер регулирования, оказывающих влияние на осуществление торговли услугами.

В отношении доступа на рынок при помощи четырех способов поставки услуг, изложенных в Статье I ГАТС, каждая страна-член обязана предоставить услугам и поставщикам услуг других стран-членов режим, не менее благоприятный, чем тот, который в виде ограничений и условий зафиксирован в ее Перечне специфических обязательств. В тех секторах, в которых страна-член приняла обязательства по доступу иностранных услуг и поставщиков услуг на свой рынок, она не имеет возможности вводить более жесткие ограничения такого доступа, чем это предусмотрено обязательствами.

Исчерпывающий список ограничений доступа на рынок, которые должны быть зафиксированы в Перечне специфических обязательств члена ВТО, приведен ниже:

(a) ограничения на количество поставщиков услуг, устанавливаемые либо в форме квот и монополий, либо в форме требования о необходимости обоснования экономической потребности в данной поставке услуги (например, лицензии на осуществление автомобильных перевозок пассажиров, предоставляемые на основе обоснования экономической необходимости с учетом плотности населения в данной местности);

(b) ограничения на общее число сделок по предоставлению услуги или общий размер капитала, устанавливаемые в форме количественных квот (например, филиалам иностранных банков разрешено иметь не более фиксированной доли совокупного размера капитала всех национальных банков);

(c) ограничения на общее число операций по предоставлению услуг или общую стоимость предоставляемых услуг (например, ограничения по количеству международных автомобильных перевозок, устанавливаемые для иностранных компаний);

(d) ограничения на общее число физических лиц, которые могут быть наняты для предоставления услуг в конкретном секторе (например, число нанимаемых иностранных работников не должно превышать определенную долю общего рынка труда в данном секторе);

(e) меры, устанавливающие требования к правовой форме предприятия, посредством которого поставщик услуг предоставляет данную услугу (например, коммерческое присутствие исключает представительства фирм);

ограничения на участие иностранного капитала в форме максимальной доли акций или общего размера иностранных инвестиций (например, иностранный капитал не должен превышать установленную долю капитала транспортных компаний).

Национальный режим. Принцип национального режима неразрывно связан с принципом режима наибольшего благоприятствования, и его целью является гарантия того, что иностранные услуги и поставщики услуг, «вошедшие» на внутренний рынок, не будут дискриминироваться по сравнению с национальными услугами и поставщиками услуг.

Статьей XVII ГАТС «Национальный режим» предусмотрено: «В секторах, содержащихся в его Перечне, и на условиях и требованиях, оговоренных в нем, каждый член предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена в отношении мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным отечественным услугам или поставщикам услуг.

Исходя из этого следует:

- национальный режим предоставляется услугам и поставщикам услуг, происходящим из стран-членов ВТО;

- обязательство по предоставлению национального режима распространяется только на те сектора, которые указаны в Перечне специфических обязательств члена ВТО по услугам;

- национальный режим предоставляется только в том объеме и на тех условиях, которые указаны в Перечне специфических обязательств члена ВТО по услугам.

- Член ВТО может не предоставлять национальный режим иностранным услугам и поставщикам услуг. Для этого сектор услуг не должен быть включен в Перечень специфических обязательств по услугам или в Перечне должно быть зафиксировано соответствующее изъятие из национального режима;

- обязательство по предоставлению национального режима не является безусловным. Объем и условия предоставления национального режима определяются по итогам переговоров между присоединяющейся страной и заинтересованными членами ВТО;

- национальный режим предоставляется в отношении мер, затрагивающих торговлю услугами, то есть в отношении нормативно-правовых актов, а также процедур и административных действий, затрагивающих поставку услуг (производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг), осуществляемую одним из четырех способов поставки. При этом такие меры, затрагивают торговлю услугами в конкретных секторах, оговоренных в Перечне специфических обязательств;

При определении национального режима иностранные услуги и поставщики услуг сравниваются с национальными, однако критерии такого сравнения не определены.

Член ВТО может выполнить требование по предоставлению национального режима путем предоставления услугам и поставщикам услуг любого другого члена либо формально такого же режима, или формально отличного режима по отношению к тому, какой он предоставляет своим собственным аналогичным услугам или поставщикам услуг. Это означает, что к иностранным и отечественным услугам и поставщикам услуг могут применяться идентичные нормы законодательства или же различные нормы законодательства, которые создают равные условия работы иностранных и иностранных услуг и поставщиков услуг.

Исходя из вышеизложенного, список мер, при помощи которых члены ВТО имеют право ограничивать доступ на национальный рынок (статья XVI ГАТС), является исчерпывающим, то есть нормативные документы, которые устанавливают прочие ограничения, не подпадающие под указанный перечень, в Перечень специфических обязательств не включаются.

В отличие от положений Статьи XVI «Доступ на рынок», Статья XVII «Национальный режим» не содержит исчерпывающего списка мер, за рамками которого страна обладает определенной свободой действий. Иными словами, все меры, посредством которых член ВТО дискриминирует иностранных поставщиков услуг по сравнению с национальными, в секторах услуг, включенных в его Перечень специфических обязательств по услугам, должны быть включены в его Перечень. Введение мер, не указанных в Перечнях, запрещено и может быть оспорено в рамках Органа ВТО по разрешению споров.

Классическими примерами ограничений в предоставлении национального режима, зафиксированных в Перечнях специфических обязательств по услугам, являются: требования к национальности или постоянному месту жительства поставщика услуг; условия вложения части капитала в местной валюте; ограничения на покупку земли иностранными поставщиками услуг; специальные льготы по субсидиям или налогам, предоставляемые местным производителям услуг; требования к величине уставного капитала, относящиеся только к иностранным экономическим операторам.

Необходимо, правда, отметить, что одним из вариантов «обхода» положений статьи XVI «Доступ на рынок» и статья XVII «Национальный режим» является применение статьи VI ГАТС «Внутреннее регулирование». Кроме того, некоторые национальные акты (например, законы о регулировании конкуренции) не охватываются ни одним из положений ГАТС. В частности, примечание к Статье XVII ГАТС содержит четкое указание на то, что страна-член не обязана предоставлять компенсацию за дополнительные сложности работы на местном рынке, вызванные иностранным характером предоставляемых услуг или поставщиков услуг, такие, например, как незнание местного языка или культурных обычаев[20]. Иными словами, у любой страны сохраняется возможность использования дополнительных ограничений иностранного присутствия на внутреннем рынке услуг без нарушения ее обязательств в рамках ГАТС.

Особые правовые режимы предусмотрены приложениями к ГАТС по отдельным видам услуг – авиатранспортным, финансовым, телекоммуникационным, а также услугам морского транспорта.

Необходимо иметь ввиду, что в рамках Уругвайского раунда не удалось согласовать все вопросы, касающиеся регулирования торговли услугами. На настоящий момент ГАТС является незавершенным соглашением. Несогласованные вопросы в основном касаются правил осуществления чрезвычайных защитных мер (статья X ГАТС), правительственных закупок (статья XIII ГАТС), субсидий, оказывающих искажающее влияние на торговлю (статья XV ГАТС), в отношении определенных видов внутреннего регулирования (пункт 4 статьи VI ГАТС).

Чрезвычайные защитные меры. Единственным критерием, который был выработан в рамках Уругвайского раунда, относительно применения чрезвычайных защитных мер - принцип недискриминации при их применении. По остальным вопросам должны быть проведены многосторонние переговоры, результаты которых должны были вступить не позднее трех лет с даты вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО. На настоящий момент переговоры не завершены. Одной из трудностей проведения переговоров является то, что в отличие от товаров, в отношении услуг достаточно сложно произвести количественную оценку возросшему импорту и ущербу или его угрозе и соответственно ввести квоты и компенсационные выплаты.

Целый ряд положений ГАТС в настоящее время не применяется в отношении мер, регулирующих вопросы правительственных закупок. Так, члены ВТО не связаны обязательством предоставления РНБ, а обязательства по доступу на рынок и национальному режиму в том или ином секторе не относится к правительственным закупкам. Правительственные закупки определяются в ГАТС как «закупка услуг правительственными учреждениями для целей правительства и не с целью коммерческой перепродажи или с целью использования при поставках услуг для коммерческой реализации».

Статьей XIII ГАТС предусмотрено, что в течение двух лет с даты вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО должны быть проведены переговоры по вопросам правительственных закупок услуг. До настоящего момента переговоры не завершены.

В настоящее время ГАТС не предусматривает никаких конкретных положений, регулирующих предоставление субсидий. Так, согласно статье XV ГАТС, члены ВТО признают, что при определенных обстоятельствах субсидии могут оказывать искажающее влияние на торговлю услугами. Статья XV уполномочивает членов вступить в переговоры с целью разработки многосторонних правил, необходимых для того чтобы избежать такого искажающего влияния субсидий на торговлю. В рамках таких переговоров должна быть рассмотрена приемлемость процедур компенсационных мер.

Также данной статьей предусмотрено, что члены должны обмениваться информацией обо всех субсидиях, относящихся к торговле услугами, которые они представляют своим национальным поставщикам услуг. В 1996 году была разработана анкета, где члены ВТО должны были указать субсидии, которые они считают необходимыми. Однако ответов на этот вопрос было относительно немного, поскольку членам ВТО было довольно трудно определить, что можно считать субсидией применительно к услугам и субсидией, оказывающей искажающее влияние на торговлю.

Пункт 4 статьи VI ГАТС предусматривает разработку любых необходимых правил для обеспечения того, чтобы недискриминационные меры, относящиеся к квалификационным требованиями процедурам, техническим стандартам и требованиям лицензирования, не создавали неоправданных барьеров в торговле услугами. Такие правила еще не разработаны. Переговоры по указанной статье идут очень медленно, и среди членов ВТО существуют различные мнения относительно того, какие именно правила необходимо разработать.

* * *

ВТО признает, что правительства стран-членов могут по различным причинам пожелать изменить свои обязательства по доступу на рынок товаров и/или услуг, например, повышая тарифы или ужесточая доступ иностранных услуг/ поставщиков услуг на национальный рынок. Соглашениями ВТО (ГАТТ и ГАТС) предусмотрены процедуры таких действий, которые в основном предполагают проведение переговоров о предоставлении компенсации (снижении тарифа на другой товар или предоставлении более либеральных обязательств по доступу в другой сектор услуг) с правительствами тех стран, которые являются главными поставщиками соответствующих товаров и услуг.

Вопросы, связанные с изменением Перечня специфических обязательств по услугам, отражены в статье XXI ГАТС. Так, член ВТО при условии соблюдения соответствующей процедуры может изменить или отозвать любое обязательство из своего Перечня специфических обязательств по услугам в любое время по истечении трех лет с даты вступления обязательства в силу.

Прежде всего, член ВТО, желающий изменить или отозвать свои обязательства, должен уведомить об этом Совет по торговле услугами не позднее, чем за три месяца до намеченной даты осуществления изменения или отзыва.

Далее, по запросу любого члена ВТО, чьи интересы могут быть затронуты, изменяющий свои обязательства член ВТО должен вступить в конфиденциальные переговоры с целью достижения соглашения о проведении любой необходимой компенсации.

Компенсация осуществляется на основе принципа режима наибольшего благоприятствования.

Предполагается, что в процессе таких переговоров, члены ВТО должны стремиться сохранить общий уровень взаимовыгодных обязательств в торговле не менее благоприятным, чем тот, который содержался в Перечнях специфических обязательств по услугам до начала таких переговоров.

Если до конца срока, предусмотренного для переговоров, между членом ВТО, вносящим изменение, и членом ВТО, затронутым изменением, договоренность не достигнута, член ВТО, затронутый изменением, может передать дело в арбитраж.

В отношении изменения обязательств по услугам на настоящий момент данной процедурой воспользовался только один член ВТО – ЕС.

* * *

Одним из самых больших достижений Уругвайского раунда стало создание интегрированного механизма разрешения споров в ВТО, который охватывает и споры, затрагивающие ГАТС. Разрешение споров регулируется документом под названием «Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров» (Договоренность). Главная задача предусмотренной этим документом системы разрешения споров – обеспечение созданной многосторонней торговой системе безопасности и предсказуемости.

Система урегулирования споров имеет целью охранять права и обязательства членов по охваченным соглашениям и вносить ясность в отношении действующих положений этих соглашений в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права.

В пункте 3 статьи 3 сказано, что незамедлительное «урегулирование ситуаций, в которых член считает, что выгоды, прямо или косвенно возникающие для него из охваченных соглашений, сокращаются в результате мер, принятых другим членом, необходимо для эффективного функционирования ВТО и сохранения надлежащего баланса между правами и обязательствами членов». Именно эта система становится одним из веских аргументов присоединения стран к ВТО.

Спор между членами ВТО считается возникшим, когда одно правительство подает жалобу, то есть обвиняет другое правительство в нарушении норм Соглашений ВТО или в нарушении/ не выполнении его обязательств.

Договоренностью предусмотрена система разрешения споров, имеющая довольно сложное устройство. Так, непосредственно разрешением споров занимается третейская группа, а затем, возможно, Аппеляционный орган, однако решение принимается только после утверждения его органом по разрешению споров. Это не специально созданный орган, а Генеральный совет[21]- постоянный исполнительный орган ВТО. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Договоренности Орган по разрешению споров наделен полномочиями «создавать третейские группы, принимать доклады третейских групп и Аппеляционного органа, контролировать выполнение решений и рекомендаций и разрешать приостановление уступок и других обязательств, вытекающих из охваченных соглашений».

Процедура разрешения споров состоит из трех следующих стадий с одной необязательной:

1) консультации (в качестве консультаций могут также рассматриваться и иные процедуры, по итогам которых не выносится обязательных решений: добрые услуги, согласительная процедура и посредничество).

Так, в качестве первого шага в инициировании процедуры разрешения споров по вопросу, затрагивающему действие ГАТС, сторона, подавшая жалобу, должна провести консультации со стороной, против которой подана такая жалоба.

Справочно: Если невозможно найти взаимоприемлемое решение посредством проведения двусторонних консультаций, то можно воспользоваться другими вариантами примирения сторон, с целью избежать процесса носящего судебный характер. Так, Генеральный директор ВТО может оказать содействие, посредничество или помочь сторонам в процессах разрешения спора, консультации или примирения, проводимых третейской группой.

2) Если консультации не привели к желаемому результату, сторона, подавшая жалобу, может инициировать начало процесса, носящего судебный характер. Для этого она может запросить Орган по разрешению споров учредить третейскую группу, целью деятельности которой является изучение вопроса спора и подготовить выводы, которые помогут Органу по разрешению споров сформулировать рекомендации или принять решение.

Третейская группа состоит из трех или пяти высококвалифицированных правительственных и/или неправительственных специалистов, которые выбираются таким образом, чтобы обеспечить независимость членов, достаточно разностороннюю профессиональную подготовку и широкий спектр практического опыта. Третейская группа создается на основе принципа ad hoc.

Третейская группа устанавливает факты и дает им объективную оценку с точки зрения права ВТО, то есть истолковывает соответствующие положения соглашений ВТО, оценивает имеющиеся материалы по делу и устанавливает необходимые факты, применяет юридическое толкование положений к фактам рассматриваемого дела.

Для надлежащего исполнения функций третейская группа обладает некоторыми специальными полномочиями, в том числе «право запрашивать информацию и получать технические советы от любого лица или органа, которых он считает подходящими», «запрашивать информацию у любого подходящего источника и могут консультироваться с экспертами для получения их мнения по некоторым аспектам дела» (статья 13 Договоренности).

Выводы третейской группы оформляются в докладе, промежуточные варианты которого распространяется среди сторон спора с целью получения замечаний. На этой стадии стороны еще могут прийти к соглашению между собой. Если стороны не пришли к соглашению между собой, издается заключительный доклад, который передается сторонам и распространяется среди членов ВТО, после чего он должен быть утвержден Органом по разрешению споров.

Необходимо отметить несколько моментов в отношении составления доклада: после устных прений сторон третейская группа представляет сторонам ту часть доклада, которая содержит изложение фактов. Стороны вправе представить свое мнение о проекте в течение срока, который определен третейской группой. После истечение этого срока третейская группа представляет сторонам промежуточный доклад, содержащий выводы и заключение третейской группы, в дополнение к той части доклада, в которой изложены факты. Перед тем, как будет принят окончательный вариант доклада, стороны могут потребовать пересмотреть отдельные его части.

3) Третья стадия (необязательная стадия) – апелляция.

Апелляция означает пересмотр доклада третейской группы Апелляционным органом, создание которого предусмотрено Договоренностью в качестве постоянного. В него входят семь лиц, из которых по одному делу выполняет свои функции трое. Лица, входящие в Апелляционный орган выполняют свои функции в порядке ротации. Орган по разрешению споров (то есть, Генеральный совет, состоящий из представителей всех членов ВТО) назначает лиц для выполнения функций Апелляционного органа на четырехлетний срок, каждое лицо может быть повторно назначено еще на один срок. К назначенным лицам предъявляются следующие требования: они должны быть признанными авторитетами, которые доказали свою компетентность в области права, международной торговли и в общих вопросах, входящих в компетенцию охваченных соглашений.

Любая сторона, участвующая в споре, может подать апелляцию на решение третейской группы в связи с ее выводами (докладом).

Апелляция должна быть ограничена вопросами права, включенными в доклад третейской группы, а также толкованием правовых вопросов, осуществленным третейской группой. При этом Апелляционный орган обязан обратить внимание на все правовые вопросы, поднятые сторонами.

Выводы третейской группы по вопросам права могут быть утверждены, изменены или отменены Апелляционным органом. Однако Апелляционный орган не может отменять выводы третейской группы, касающиеся фактов.

В случае, если сторона подала апелляцию, доклад третейской группы не рассматривается Органом по разрешению споров до завершения процедуры апелляции.

В своих докладах третейская группа и Апелляционный орган представляют рекомендации стороне, на которую подана жалоба, по приведению мер, не соответствующих обязательствам, в соответствие с соглашением.

4) Рассмотрение и принятие доклада третейской группы или Апелляционного органа Органом по разрешению споров.

Рекомендации третейской группы не имеют юридической силы (они носят характер «промежуточных» решений). Сторона, против которой подана жалоба, обязан исполнить рекомендации после утверждения их Органом по разрешению споров.

Справочно: С юридической точки зрения текст договоренности прямо не говорит об обязательности решений органа по разрешению споров, хотя положения статьей, например пункта 7 статьи 3, пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 22 и пункта 1 статьи 26 сформулированы так, что желательность исполнения рекомендаций подразумевается. Обращает на себя внимание и тот факт, что в тексте Договоренности используется термин «рекомендации», а не, например, решение Органа по разрешению споров. В то же время, позиция Апелляционного органа по данному вопросу была зафиксирована в деле Япония - алкогольные напитки, при рассмотрении которого Апелляционным органом было признано, что принятый Органом по разрешению споров доклад третейской группы является обязательным для сторон спора.

В Договоренности установлены лимиты времени на каждую стадию разбирательства. как общее правило, Апелляционный орган должен распространить свой доклад в пределах 60 дней, и в любом случае не более чем в 90 дней со дня представления заявления об апелляции.

Орган по разрешению споров также в течение 30 дней должен решить, принимает ли он доклад Апелляционного органа.

В соответствии со статьей 20 Договоренности, если иное не согласовано сторонами спора, то период между датой учреждения третейской группы и датой рассмотрения Органом по разрешению споров доклада третейской группы или Апелляционного органа с целью его принятия, как правило, не должен превышать 9 месяцев, если на доклад третейской группы не подана апелляция, или 12 месяцев, если на доклад подана апелляция.

 

Контроль за выполнением рекомендаций, содержащихся в принятом докладе, осуществляет Орган по разрешению споров.

Так, в случае, если сторона-ответчик не выполняет рекомендации в полном объеме в установленный срок, должна (если ее об этом запросили) начать переговоры со стороной, подавшей жалобу, об определении взаимовыгодной компенсации. Если не будет достигнуто соглашение о компенсации или сторона-ответчик не сумеет надлежащим образом выполнить рекомендации, Орган по разрешению споров может разрешить стороне, подавшей жалобу, приостановить действие обязательств по отношению к ответчику в качестве ответной меры.

Приостановление обязательств является временной мерой и применяется до тех пор, пока мера, рассматриваемая как несоответствующая ГАТС, не будет отменена или член ВТО, который должен выполнять рекомендации или решения, не предложит решения, касающегося аннулирования или сокращения выгод или не будет достигнуто взаимоудовлетворяющее решение.

Необходимо отметить, что согласно положениям ГАТС (пункт 1 статьи XXVIII), член ВТО может подать, так называемую, «жалобу о нарушении», указывающую, что другой член ВТО не выполняет своих общих или специфических обязательств по ГАТС. В случае установления третейской группой или Апелляционным органом указанных в жалобе нарушений, в своем решении они предлагают отозвать или модифицировать меру, которая не соответствует общим или специфическим обязательствам члена ВТО по ГАТС.

Член ВТО может также подать «жалобу без нарушения» (пункт 3 статьи XXVIII ГАТС), если считает, что любая выгода, которую он обоснованно рассчитывал получить согласно специфическим обязательствам другого члена ВТО, аннулируется или сокращается в результате применения любой меры, которая не противоречит положениям ГАТС. Такая жалоба не содержит указаний, что член ВТО нарушил общие или специфические обязательства по ГАТС. В случае установления указанных в жалобе фактов, третейская группа или Апелляционный орган предоставляет члену ВТО, подавшему жалобу, право на взаимно удовлетворяющее разрешение спора на основании статьи XXI ГАТС (изменение Перечней).

Конференция министров в Марракеше еще в 1994 году поручила государствам-членам ВТО провести пересмотр Договоренности в течение четырех лет, с тем, чтобы проследить его действие и эффективность. Орган по разрешению споров начал эту работу в 1997 году, но, хотя большинство правительств высказалось о необходимости совершенствования системы разрешения споров, они не смогли достичь консенсуса. В результате в Декларации министров, принятой в Дохе (на основе которой был начат Новый раунд переговоров), эту работу было рекомендовано продолжить.

* * *

Одной из основных целей деятельности ВТО является создание ясной и четкой многосторонней системы принципов и правил осуществления торговли. Для обеспечения стабильной работы данной системы используется два способа:

- Страны-члены обязаны информировать обо всех изменениях торгового законодательства, в том числе, касающегося торговли услугами;

- Проводиться обзор торговой политики стран-членов ВТО.

Вопросы, связанные с информированием об изменении действующего законодательства или введении новых актов, были рассмотрены в предыдущих разделах, поэтому ниже рассмотрен механизм осуществления обзора торговой политики членов ВТО.

Договоренность о создании механизма обзора торговой политики была достигнута еще до учреждения ВТО, в декабре 1988 года, когда ГАТС и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) еще не были разработаны, в связи с чем изначально такие обзоры охватывали только область торговли товарами. Позже в ходе Уругвайского раунда было разработано Соглашение о механизме обзора торговой политики, которое расширило область применения обзора торговых политик, распространив его также на сферу услуг и интеллектуальную собственность.

При проведении обзора торговой политики (далее - Обзор/обзор торговой политики) преследуется несколько целей, в том числе:

- Оценка выполнения странами-членами ВТО принятых ими обязательств.

Предполагается, что регулярное проведение таких обзоров создает дополнительные стимулы для соблюдения странами-членами ВТО правил, норм и обязательств, вытекающих из Соглашений ВТО, что, в свою очередь, способствует более четкому функционированию многосторонней торговой системы путем достижения в ней гласности и понимания торговой политики и практики стран-членов ВТО;

- Определение влияния торговой политики и практики страны-члена ВТО на многостороннюю торговую систему.

При этом необходимо подчеркнуть, что целью обзоров торговой политики не является обеспечение выполнения конкретных обязательств членов ВТО, а также они не являются основой для процедур урегулирования споров или наложения на члены ВТО каких-либо новых обязательств.

Периодичность, с которой составляются такие Обзоры, зависит от доли страны в мировой торговле. Так, обзор торговой политики крупнейших четырех участников мировой торговли, а это в настоящее время ЕС, США, Япония и Китай, осуществляется каждые два года. Обзор торговой политики следующих 16 стран осуществляется каждые четыре года. Обзор торговых политик всех остальных стран осуществляется раз в шесть лет, за исключением наименее развитых стран, для которых могут устанавливаться более продолжительные интервалы.

Справочно. В период с даты создания механизма обзора торговой политики и до 1 января 2011 года, было подготовлено 324 обзора 140 из 153 членов ВТО, в том числе 10 обзоров торговой политики США, 9 обзоров торговой политики Японии и ЕС, 8 –Канады, 5- Бразилии, 4- Индии, 3- Китая и по одному обзору Армении, Киргизии и Грузии.

В течение 2011 года планируется подготовить обзоры торговой политики 19 членов ВТО, в том числе ЕС (рассматривается в качестве единого участника) и Индии.

Принимая во внимание, что член ВТО является заинтересованным лицом и предоставляемая им информация о действующем торговой системе может быть несколько «приукрашена» обзоры торговой политики готовятся на основании:

- подробного доклада, подготовленного страной-членом ВТО (странами-членами), чья торговая политика рассматривается;

- доклада, подготовленного Секретариатом ВТО под свою ответственность на основе имеющейся у него информации, а также информации, представленной соответствующей страной-членом (странами-членами ВТО).

Такое правило подготовки докладов позволяет иметь максимально объективную картину торговой политики конкретного члена ВТО.

Независимо от того, кем готовится доклад- Секретариатом ВТО или правительством- он должен быть составлен по форме, установленной Органом по проведению обзора торговой политики. Так, доклады содержат следующие разделы:

- Экономика члена ВТО (национальный доход и экономический баланс; монетарная и фискальная политика);

- Сведения о торговле и инвестициях (торговля товарами и услугами; прямые иностранные инвестиции);

- Торговая и инвестиционная политика (торговая политика; участие в мировой торговле; преференциальные торговые соглашения и договоренности; односторонние преференции; инвестиционные соглашения);

- Содействие развитию торговле (меры, затрагивающие импорт; таможенные процедуры; таможенная оценка; правила происхождения; тарифы; чрезвычайные меры; количественные ограничения; лицензирование; технический регламент и стандарты; санитарные и фитосанитарные меры; меры, затрагивающие экспорт; таможенные процедуры и документация; экспортные пошлины и сборы; государственная поддержка; страхование и гарантии);

- Другие меры, влияющие на инвестиции и торговлю (режим осуществления иностранных инвестиций; государственные предприятия и приватизация; государственные закупки; интеллектуальная собственность; конкурентная политика);

- Изменения, произошедшие в отдельных секторах экономики (сельское хозяйство, финансовые услуги, транспорт[22], телекоммуникационные услуги, энергетика и т.д.);

- Другое.

После того как доклады подготовлены, торговая политика страны обсуждается на заседании Генерального совета ВТО, который для этой цели работает как Орган по проведению обзора торговой политики.

В ходе заседания заслушивается устная информация представителя отчитывающейся страны, задаются вопросы, а участники обзора выступают со своими критическими замечаниями.

Материалы каждого заседания публикуются для общего сведения и направляются Конференции министров стран-членов ВТО.

* * *

В целом пакет соглашений Уругвайского раунда, по итогам которого было создано ВТО, объединяет более 50 многосторонних соглашений и других документов (решений и деклараций министров), основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему многосторонние торговые соглашения:

Приложение 1.

1А. Многосторонние соглашения по торговле товарами:

- Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г.;

- Соглашение по сельскому хозяйству;

- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм (СФС);

- Соглашение по текстильным изделиям и одежде;

- Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ);

- Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);

- Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 (“Антидемпинговая и компенсационная пошлины”);

- Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-94 (“Оценка товара для таможенной стоимости”)

- Соглашение по предотгрузочной инспекции;

- Соглашение по правилам происхождения;

- Соглашение по процедурам импортного лицензирования;

- Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах;

- Соглашение по чрезвычайным (защитным) мерам.

1В. Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).

1С. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)

Приложение 2.Договоренность о правилах и процедурах урегулирования споров.

Приложение 3. Механизм обзора торговой политики

Приложение 4. Плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. не обязательные для всех членов ВТО):

- Соглашение по торговле в гражданской авиации;

- Соглашение о государственных закупках;

Вторая часть пакета документов Уругвайского раунда (помимо Приложений 1-4) состоит из решений и деклараций министров, принятых по итогам совещания в Марракеше а также Договоренности об обязательствах по финансовым услугам (так называемый первый Протокол к ГАТС). В этих документах формулируются дополнительные условия и правила, которые принимают страны-члены ВТО.

//.Заявления и решения на уровне министров

- Решение по мерам в интересах наименее развитых стран

- Заявление о вкладе Всемирной торговой организации в достижение большей последовательности в процессе выработки глобальной экономической политики

- Решение по процедурам уведомления

- Заявление по вопросу о взаимоотношениях Всемирной торговой организации с Международным валютным фондом

- Решение о мерах, касающихся возможных отрицательных последствий программных реформ для наименее развитых стран и развивающихся стран, выступающих нетто-импортерами продовольствия

- Решение по вопросу об уведомлении о первом этапе интеграции в соответствии со ст. 2.6 Соглашения по текстильным изделиям и одежде

- Решения, касающиеся Соглашения по техническим барьерам в торговле;

- Решение по вопросу о предлагаемой договоренности относительно информационной системы ВТО/ИСО в области стандартов;

- Решение о пересмотре публикации информационного центра ИСО/МЭК;

- Решения и заявление, касающиеся Соглашения по осуществлению ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года;

- Решение по предупреждению попыток уклониться от обязательств;

- Решение о рассмотрении ст. 17.6 Соглашения по осуществлению ст. VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года;





Читайте также:
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Особенности этнокультурного развития народов Пензенского края: Пензенский край – типичный российский регион, где проживает ...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы: Романтизм – направление сложившеесяв конце XVIII...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.11 с.