Основным источником права ВТО[3] является Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (далее – Соглашение ВТО/Соглашение об учреждении ВТО), подписанное заинтересованными сторонами 15 апреля 1994 года и вступившее в силу 1 января 1995 года.
Подписав Соглашение об учреждении ВТО стороны признали, что их отношения в области торговли, а также экономическая политика должны осуществляться с целью повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости, роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также расширения производства, торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития.
При этом участники Соглашения ВТО сочли, что достижению указанных целей будет способствовать значительное сокращение тарифов и других препятствий в торговле, а также устранение дискриминационного режима в международных отношениях.
Соглашение об учреждении ВТО состоит из 16 статей, а также иных соглашений и связанных с ними правовых документов, которые являются приложениями к Соглашению об учреждении ВТО. Так, Приложение 1А содержит более десяти соглашений, регулирующих торговлю товарами (включая Генеральное соглашение по тарифам и торговле), Приложение 1В содержит Генеральное соглашение по торговле услугами, Приложение 1С-Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. В Приложения 2 и 3 включены, соответственно, Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров и Механизм обзора торговой политики.
В соответствии с пунктом 2 статьи II Соглашения об учреждении ВТО, соглашения, включенные в Приложения 1[4], 2[5] и 3[6], являются неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО и обязательны для всех членов ВТО. Это означает, что любая страна, чтобы стать полноправным членом ВТО, должна принять обязательства по выполнению всех перечисленных соглашений и договоренностей без каких-либо изъятий и исключений.
|
Соглашения и связанные с ними правовое документы, включенные в Приложение 4[7], также являются частью Соглашения об учреждении ВТО для тех членов, которые их приняли, но являются обязательными только для этих членов. Торговые соглашения с ограниченным кругом участников не создают обязательств или прав для членов ВТО, которые к ним не присоединились.
На данный момент участниками ВТО, а, следовательно, Соглашения об учреждении ВТО являются 153 государства[8].
В первую очередь, необходимо отметить, что указанным Соглашением ВТО определена сфера деятельности ВТО – это обеспечение институциональных рамок для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся ко всем правовым документам, включенным в Приложения к Соглашению ВТО.
В Соглашении ВТО также определены основные функции ВТО:
1) содействие осуществлению, применению и функционированию соглашений Уругвайского раунда;
2) организация и обеспечение функционирования форума для переговоров между членами по вопросам, касающимся их многосторонних торговых отношений;
3) создание механизма разрешения торговых споров;
4) осуществление обзоров торговой политики стран-членов;
5) взаимодействие с другими международными организациями по вопросам экономической политики.
|
В части процедуры принятия решений продолжена практика ГАТТ-1947 – принятие решений консенсусом. Считается, что соответствующий орган принимает решение консенсусом по вопросу, представленному на его рассмотрение, если никто из его членов, присутствующих на заседании, в момент принятия решения формально не возражает против предлагаемого решения.
Справочно: С одной стороны у консенсуса есть недостаток-возможность затягивания переговоров, но, с другой стороны, предоставляет возможность всем странам, независимо от их доли в международной торговле, выразить свою точку зрения и участвовать в обсуждении на равной основе.
В случае невозможности принятия решения консенсусом решение по рассматриваемому вопросу принимается голосованием. В подобных ситуациях решения принимаются большинством голосов на основе принципа «одна страна - один голос». В таких случаях Соглашение ВТО предусматривает следующие правила:
1) толкование любого многостороннего торгового соглашения принимается большинством в ¾ голосов стран-членов ВТО;
2) конференция министров принимает решения об освобождении от обязательств, возложенных на какого-либо члена многостороннего соглашения, также большинством в ¾ голосов;
3) решения о внесении поправок в многосторонние соглашения принимаются либо с одобрения всех стран-членов, либо большинством в 2/3 в зависимости от сути самой поправки (однако такие поправки вступают в силу только для стран, их принявших);
4) решение о принятии нового члена принимается 2/3 голосов[9].
Принимая во внимание, что в рамках ВТО ЕС выступает от имени своих государств-членов, в отношении ЕС статьей IX Соглашения об учреждении ВТО специально оговорено следующее: »Если Европейские Сообщества используют свое право голоса, они имеют число голосов, равное числу их государств-членов, которые являются членами ВТО (число голосов Европейских Сообществ и их государств-членов ни в коем случае не может превышать число государств-членов Европейских Сообществ)».
|
Важным элементом Соглашения об учреждении ВТО является процедура присоединения к ВТО. Так, статья ХII Соглашения гласит: «1. Любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией по вопросам осуществления внешнеэкономических отношений и другим вопросам, охватываемым настоящим соглашением и другими многосторонними торговыми соглашениями ВТО, может присоединиться к данному Соглашению на условиях, согласованных ею с членами ВТО. 3. Присоединение к торговому соглашению с ограниченным кругом участников регулируется положениями такого соглашения».
Отсюда можно сделать несколько выводов. Во-первых, членом ВТО может быть как отдельная страна или группа стран, объединенных в таможенный союз или единое экономическое пространство, так, отдельные территории, обладающие полной автономией по вопросам, входящим в сферу деятельности ВТО. В ВТО есть такие члены с особым международным статусом - Макао[10] и Гонконг[11]. В то же время, несмотря на то, что для участников Таможенного союза имеется возможность присоединения к ВТО в качестве единого члена ВТО, таких прецедентов присоединения на данный момент нет.
Во-вторых, из указанной статьи следует, что страна присоединяется к ВТО на условиях, согласованных ею с членами ВТО. Однако, остается за скобками ответ на вопрос, каковы те условия, о которых надо договариваться с членами ВТО, в рамках каких процедур и как это надо делать. Помимо прочего надо иметь ввиду, что членами ВТО на данный момент являются 153 страны с абсолютно разными интересами. Кроме того, как отмечалось, в ВТО действуют как обязательные многосторонние соглашения, так и соглашения с ограниченным кругом участников. Для того чтобы ликвидировать этот пробел, Секретариатом ВТО с согласия стран - членов была подготовлена серия технических документов, которые дали ответы на многие, хотя и не на все вопросы, возникающие в ходе присоединения.
Необходимо отметить, что присоединяющаяся страна может приостановить процесс присоединения к ВТО на любой стадии, в том числе и при передаче документов в Генеральный совет. Так, например, 16 октября 2001 г. Рабочая группа по присоединению Вануату одобрила пакет документов о его присоединении. Однако на следующий день в Секретариат поступила официальное письмо Вануату о приостановлении процесса присоединения по внутриполитическим причинам. Повторное рассмотрение и одобрение пакета состоялось по инициативе Вануату на заседании Рабочей группы лишь в апреле 2011 г.
Не менее важным положением Соглашения об учреждении ВТО является обязательство члена ВТО обеспечить соответствие своих законов, иных нормативных актов и административных процедур обязательствам, вытекающим из многосторонних торговых соглашений. Оно также отменяет положения Протокола о временном применении ГАТТ-47, согласно которым договаривающиеся стороны могли применять противоречащие ГАТТ обязательства, установленные национальным законодательством до принятия ГАТТ в 1947 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО присоединяясь к ВТО, страна присоединяется к Соглашению ВТО без каких-либо оговорок. Оговорки в отношении любого из положений Многосторонних торговых соглашений могут делаться только в пределах, предусмотренных в этих Соглашениях. Оговорки в отношении положения Торгового соглашения с ограниченным кругом участников регулируется положениями такого Соглашения.
Справочно: В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров (Вена, 23.05.1969) под оговоркой понимается «одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству».
В то же время, статьей ХIII Соглашения об учреждении ВТО предусмотрено право члена ВТО не применять правила и положения ВТО к другому члену, если он оповестил об этом до принятия Решения Генеральным советом об одобрении Протокола о Присоединении этой страны к ВТО. В истории ВТО это право было использовано девять раз США в рамках поправки Джексона-Веника 1974 года. В трех случаях (по отношению к Албании, Китаю, Молдове) оговорка продолжает действовать и сейчас. По отношению к Грузии, Киргизии, Монголии, Украине, Армении и Вьетнаму она была снята. Интересный вопрос, может ли присоединяющееся государство заявить в ответ о том же, остается пока без ответа.
Государство может выйти из состава ВТО. Такое решение распространяется как на Соглашение об учреждении ВТО, так и на многосторонние торговые соглашения и вступает в силу после истечения шести месяцев с даты получения Генеральным директором ВТО письменного уведомления о выходе. Пока такой прецедент имел место только в ГАТТ. В 1951 году Сирия вышла из ГАТТ в знак протеста против участия в нем Израиля. В 2001 году Сирия подала заявку на присоединение к ВТО, а Рабочая группа была создана в мае 2010 года. Соглашением определяется и организационная структура ВТО, которая включает:
- Конференцию министров, состоящую из представителей всех членов ВТО и созываемую не реже одного раза каждые два года. Конференция министров, имеет полномочия принимать решения по всем вопросам, относящимся к любому из многосторонних торговых соглашений, если об этом попросит какой-либо член, в соответствии с конкретными требованиями в отношении принятия решений, содержащимися в Соглашении об учреждении ВТО и соответствующем многостороннем торговом соглашении;
- Генеральный совет, состоящий из представителей всех членов, созываемый по мере необходимости (как правило, один раз в два-три месяца). В перерывах между заседаниями Конференции министров ее функции осуществляются Генеральным советом. Генеральный совет также выполняет функции органа по урегулированию споров и органа по обзору торговой политики.
- Другие органы: Совет по торговле товарами, контролирующий осуществление многосторонних торговых соглашений, содержащихся в Приложении 1А к Соглашению об учреждении ВТО, Совет по торговле услугами, наблюдающий за осуществлением Генерального соглашения по торговле услугами (Приложение 1В), и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, ответственный за соблюдение Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами (Приложение 1С). Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности действуют под общим руководством Генерального совета. Членство в этих советах открыто для представителей всех членов ВТО. Эти советы созываются по мере необходимости для выполнения своих функций.
Помимо этого, создаются органы, предусмотренные торговыми соглашениями с ограниченным кругом участников, которые выполняют функции, предписанные им этими Соглашениями, и действуют в институциональных рамках ВТО. Такие органы на регулярной основе информируют Генеральный совет о своей деятельности.
Конференция министров утверждает Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам, Комитет по торговле и развитию и Комитет по ограничениям, касающимся платежных балансов.
Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности принимают соответствующие правила и процедуры, подлежащие одобрению Генеральным советом, тогда как любые вспомогательные органы, которые могут быть ими учреждены, принимают свои собственные правила и процедуры, подлежащие одобрению соответствующими советами.
С целью оказания организационно-технической и аналитической поддержки проводимой странами ВТО деятельности в рамках ВТО создан Секретариат ВТО, который возглавляет Генеральный директор. Секретариат расположен в Женеве (Швейцария). Персонал около 500 человек. К функциям Секретариата ВТО, в частности, относится: обслуживания органов ВТО в отношении переговоров и выполнения соглашений; обеспечение технической поддержки развивающимся странам, и особенно наименее развитым; анализ торговой деятельности и торговой политики стран-членов; содействие в вопросах решения торговых конфликтов, включая толкование правил и прецедентов ВТО; консультации по вопросам присоединения к ВТО новых членов.
* * *
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-94). ГАТТ-94 является договором, регулирующим вопросы, связанные с торговлей товарами, которое было разработано и принято по итогам Уругвайского раунда переговоров.
ГАТТ-94 включает в себя: ГАТТ-47 (за исключением Протокола о временном применении); договоренности о толковании некоторых статей ГАТТ-47, достигнутые в ходе Уругвайского раунда; а также 12 договоров, регулирующих торговлю товарами, так называемые, договоры, смежные с ГАТТ.
Предметом ГАТТ-94 являются меры членов ВТО, затрагивающие торговлю товарами (за исключением сельскохозяйственных товаров, торговля которыми в ВТО регулируется специальным соглашением). Основными положениями ГАТТ-94 являются:
1) Обеспечение недискриминации в торговле. Данный принцип реализуется через применение режима наибольшего благоприятствования (РНБ). В соответствии со статьей I ГАТТ-94 один член ВТО обязан предоставить другому члену ВТО такие льготы и преимущества, которые уже им предоставлены любой третьей стороне (в том числе, не являющейся членом ВТО).
РНБ распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также на все правила и формальности, связанные с таможенным администрированием.
Обязательство предоставления РНБ распространяется на внутренние налоги и сборы и на правила и законы, регулирующие покупку и продажу импортных товаров на территориях членов ВТО.
РНБ носит безусловный характер и члены ВТО обязаны применять его в полном объеме по отношению ко всем другим членам.
В соответствии со статьей XXIV ГАТТ-94 изъятия из РНБ допускаются в отношении региональных торговых соглашений, предусматривающих создание зоны свободной торговли или таможенных союзов. Кроме того, под действие РНБ не подпадают преференции по общей системе преференций и по преференциальным торговым соглашениям и приграничная торговля.
2) В соответствии со статьей III ГАТТ-94 члены ВТО обязаны обеспечить режим для обращения импортного товара на национальном рынке не хуже, чем режим, предоставляемый подобному товару отечественного производства. Национальный режим предоставляется в отношении внутренних налогов и сборов, национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю.
Предусмотрены следующие изъятия из национального режима: применение национального режима к правительственным закупкам, т.е. тем, которые осуществляются для нужд и за счет государства и неприменение национального режима к субсидиям, выплачиваемым исключительно национальным производителям.
3) Защита национальной промышленности исключительно тарифными мерами: единственным барьером на пути иностранного товара может быть только импортная пошлина. Члены ВТО должны стремиться к достижению взаимно выгодных договоренностей, направленных на значительное сокращение тарифов и других препятствий в торговле. При этом за государствами признается право защищать национального производителя посредством применения исключительных тарифных мер. Странам запрещается использовать количественные ограничения, за исключением специально оговоренных весьма немногочисленных случаев.
4) Снижение тарифов и их «связывание». Предусматривается снижение и отмена тарифов, а также иных торговых барьеров посредством проведения многосторонних переговоров. Сниженные таким образом тарифные ставки фиксируются в перечне тарифных уступок каждой страны. Тарифные ставки, зафиксированные в этих перечнях, являются «связанными», то есть страны-участницы не имеют права применять более высокую тарифную ставку при импорте товаров.
При кажущейся простоте сформулированного выше принципа на практике дело с формированием Перечня тарифных уступок обстоит гораздо сложнее.
Во-первых, очень важную роль играет формат ставок пошлин, по которым берется обязательство по связыванию. Так, если в Перечне зафиксировано обязательство связать пошлину на уровне 15%, а член ВТО в применяемом тарифе использует ставку 37 юаней/пог.м, то ответить на вопрос, нарушил ли он свои обязательства, можно только после кропотливого анализа[12]. Задача еще более усложняется, если тарифная уступка сформулирована в формате специфической ставки (например, 3 евро/кг), а в применяемом тарифе член ВТО начинает использовать комбинированную ставку (1.2 евро/м2+10%).
Во-вторых, при формировании тарифных уступок заинтересованные стороны должны максимально четко оговорить график снижения ставок с тем, чтобы избежать в будущем конфликтных ситуаций. Так, если в Перечне предусмотрено снижение с 10 до 4% за три года, то одновременно должно быть оговорено, происходит ли это равномерно в течение всего срока (т.е. по 2 процентных пункта в год) или только за последний год, или по какой-то иной формуле. Кроме того, следует оговорить, когда именно в течение года происходит снижение ставки (1 января, 1 июля, 31 декабря или иной вариант).
В-третьих, необходимо также оговорить ситуацию, связанную с выполнением тарифных обязательств при изменении товарной номенклатуры (ТНВЭД). Прежде всего, целесообразно зафиксировать то понимание, что взятое обязательство по связыванию ставки на определенном уровне детализации кода ТНВЭД (например, на 6-8-значном уровне) автоматически и безусловно распространяется на все без исключения более дробные уровни классификации (10-12-ти значные коды). Очень важно также зафиксировать обязательство в отношении того, как будет осуществляться связывание ставок пошлин в случае радикального изменения товарной номенклатуры, которое осуществляется Всемирной таможенной организацией регулярно, один раз в пять лет. Так, тарифные обязательства Российской Федерации, сформулированные в двухсторонних протоколах на языке ТНВЭД 1996 года, а в свободной Перечне с большим трудом и издержками переведенные на язык номенклатуры 2002-2007 годов, никогда в таком виде использоваться не будут потому, что с 1 января 2012 года в силу вступает новая номенклатура-2012 г., отличающаяся от предыдущего варианта (2007 года) на 20-25%.
Наконец, в четвертых, особого внимания требует формулировка обязательств по тарифным квотам. Здесь «связывается» внеквотная ставка, внутриквотная приводится только в порядке информации. В обязательствах также должен подробно изложен порядок распределения объема квоты как по странам-экспортерам (РНБ, исторические экспортеры и т.д.), так и между импортерами (аукцион, в порядке поступления заявок, между историческими импортерами и т.д.).
Описанные проблемы являются важнейшими, но не единственными, возникающими при формировании Перечня тарифных обязательств.
5) В статье V ГАТТ-94 зафиксирован принцип свободы транзита, посредством которого гарантируется, что члены ВТО не будут водить ограничения в отношении следующих через их территорию транзитных перевозок.
Члены ВТО должны обеспечить свободу транзита наиболее удобным маршрутом без дискриминации, основанной на флаге судов, месте происхождения, отправления, захода, выхода или назначения или каких-либо обстоятельствах, относящихся к собственности на товары, суда или другие транспортные средства.
Суда и другие транспортные средства считаются находящимися в транзите через территорию члена ВТО, когда провоз через такую территорию является лишь частью полного маршрута, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы договаривающейся стороны, через территорию которой совершается движение груза. При этом не имеет значения, совершается ли при провозе через территорию члена ВТО перегрузка, складирование, дробление партий или перемена вида транспорта.
Член ВТО, по территории которого совершается транзитная перевозка, должен гарантировать, не применение излишних задержек или ограничений, освобождение от таможенных пошлин и от всех транзитных или иных сборов, установленных в отношении транзита, за исключением сборов за перевозку или сборы, соразмерные с административными расходами, вызываемыми транзитом, или со стоимостью предоставляемых услуг.
Член ВТО, через территорию которого совершается транзитная перевозка, имеет право требовать, чтобы такие транзитные перевозки совершались через соответствующую входную таможню.
Положения данной статьи не применяются к транзитному движению самолетов, но применяются к воздушному транзиту товаров (включая багаж).
Следующее положение данной статьи «Все сборы и правила, установленные договаривающимися сторонами для транзитных перевозок на территории или из территорий других договаривающихся сторон должны быть разумными, с учетом условий перевозки» придает ей декларативный характер, так как отсылает к двусторонним договоренностям. В то же время существенное значение имеет то, что в отношении всех сборов, правил и формальностей, связанных с транзитом предоставляется РНБ.
6) В ГАТТ-94 предусмотрен также ряд исключений как из РНБ, так и из национального режима. Общие исключения предусматривают возможность для членов ВТО устанавливать меры:
- необходимые для защиты общественной морали, защиты жизни или здоровья людей, животных, растений;
- необходимые для обеспечения соответствия национальным законам и нормам, совместимым с ГАТТ;
- касающиеся ввоза и вывоза золота или серебра или направленные на сохранение невозобновляемых природных ресурсов или торговлю товарами, произведенными заключенными.
Исключения по соображениям безопасности предусматривают возможность устанавливать любые меры, которые член ВТО считает необходимым для защиты своей безопасности (эти меры определяются правительством члена ВТО по собственному усмотрению). При существующем общем запрете на количественные ограничения члены ВТО могут ввести:
- временные запреты или ограничения экспорта, необходимые для того, чтобы справиться с критической нехваткой продовольствия или других основных товаров на внутреннем рынке;
- импортные и/или экспортные ограничения, необходимые для введения стандартов или иных аналогичных требований классификации, сортировки, или маркетинга товаров в международной торговле;
- количественные ограничения или запрет импорта отдельных товаров по соображениям платежного баланса страны.
7) Предусмотрена возможность использования так называемых мер защиты национальных рынков – специальных защитных мер в случае резкого роста импорта, антидемпинговых мер в случае импорта по демпинговым ценам, компенсационных мер в случае использования неразрешенных ВТО субсидий.
* * *
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) - многостороннее торговое соглашение, регулирующее вопросы, связанные с торговлей услугами.
Справочно. В настоящее время в международной торговле услугами существует достаточно широкая правовая база, включающая в себя различные двусторонние и многосторонние соглашения. Эти соглашения можно разделить на две основные категории:
− секторальные соглашения, регулирующие отношения в отдельных областях услуг. Большинство таких соглашений касаются транспортных услуг (соглашения в области воздушных перевозок, международных автомобильных перевозок, морского и внутреннего водного транспорта, железнодорожных перевозок). Есть ряд соглашений в области образования, аудиовизуальных, финансовых и телекоммуникационных услуг.
− соглашения по защите и поощрении капиталовложений, которые регулируют отношения, связанные с осуществлением инвестиций как в области товаров, так и услуг.
ГАТС является универсальным соглашением, которое регулирует отношения не в отдельно взятом секторе услуг (как в секторальных соглашения) или отдельный способ поставки (как, например, в соглашениях о защите и поощрении капиталовложений), а во всех секторах «торгуемых» услуг и все способы поставки услуг.
Задачами ГАТС является установление принципов и правил в торговле услугами в целях ее дальнейшего развития, либерализации путем проведения периодических раундов многосторонних торговых переговоров, а также ускорения экономического развития всех торговых партнеров. При этом подтверждается право стран-членов ВТО регулировать торговлю услугами на территории своего государства, а также вводить новое регулирование для достижения целей национальной политики.
Предметом ГАТС являются «меры членов, затрагивающие торговлю услугами». Другими словами предметом ГАТС являются любые меры члена ВТО в форме законов, постановлений, правил, процедур, решений, административных действий, затрагивающие поставку услуг[13], осуществляемую одним из нижеперечисленных способов поставки или их комбинацией:
- с территории одного члена ВТО на территорию любого другого члена ВТО (например, международные автомобильные грузовые перевозки);
- на территории одного члена потребителю услуг любого другого члена ВТО (например, компания ЕС предоставляет услуги по ремонту и обслуживанию воздушного судна компании США);
- поставщиком услуг одного члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО (например, компания ЕС учреждает дочернюю компанию на территории Китайской Народной Республики);
- поставщиком услуг одного члена ВТО путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена ВТО (например, гражданин Антигуа и Барбуда предоставляет услуги водителя такси в ЕС).
При этом необходимо подчеркнуть, что предметом ГАТС являются меры членов ВТО, затрагивающие торговлю услугами, которые приняты:
(а) центральными, региональными или местными властями; и
(б) неправительственными органами при осуществлении полномочий, делегированных центральными, региональными или местными правительствами или властями.
Также, следует обратить внимание на то, что меры, затрагивающие торговлю услугами, включают меры в отношении[14]:
- приобретения, оплаты и использования услуги (например, норма валютного регулирования, определяющая условия и порядок размещения резидентам средств на счетах зарубежных банков);
- доступа к использованию (в связи с оказанием услуги) услуг, которые в соответствии с требованиями членов ВТО, применяющих эти меры, должны предоставляться через системы общего пользования (например, условия использования портовых сооружений для оказания услуг по погрузке и разгрузке судна);
- присутствия, включая коммерческое присутствие, лиц члена ВТО с целью оказания услуги на территории другого члена ВТО (например, условия, при которых иностранные граждане могут заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью; условия учреждения и деятельности на территории члена ВТО юридического лица, филиала или представительства).
Положениями ГАТС охватываются все виды услуг, предоставляемые на коммерческой основе четырьмя способами, указанными выше. Исключение составляют услуги, оказываемые «в связи с выполнением правительственных функций»[15], то есть те услуги, которые поставляются не на коммерческой и не на конкурентной основе. Это означает, например, что услуги по техническому осмотру автомобильного транспорта, предоставляемые в рамках правительственных функций, не регулируются ГАТС. Вместе с тем, положения Соглашения распространяются на те же виды услуг, если они, например, оказываются субъектами предпринимательской деятельности на коммерческой основе и на условиях конкуренции.
В соответствии с Приложением к ГАТС по финансовым услугам под «услугами, поставляемыми при осуществлении функций правительственной власти» означают следующее: (а) виды деятельности, осуществляемые центральным банком или валютно-финансовым органом или другой государственной структурой при проведении кредитно-денежной или валютно-курсовой политики, (б) виды деятельности, составляющие часть установленной законом системы социального обеспечения или государственных пенсионных программ, (в) другие виды деятельности, осуществляемые государственной структурой за счет или под гарантию или при использовании финансовых ресурсов правительства. Если член ВТО разрешать указанные виды деятельности своим поставщикам финансовых услуг на условиях конкуренции с государственной структурой или поставщиком финансовой услуги, ГАТС распространяется на такие виды услуг.
Исключением из предмета ГАТС согласно Приложению к ГАТС по воздушным перевозкам также являются: права перевозки, как бы они не были представлены, а также услуги, непосредственно относящиеся к реализации прав перевозки. Однако ГАТС применяется к мерам, затрагивающим: (а) ремонтное и техническое обслуживание самолетов, (б) продажу и маркетинг авиатранспортных услуг, (в) услуги компьютерной системы резервирования.
ГАТС содержит три основных раздела:
- «общие обязательства и правила» ГАТС, определяющие общие принципы и правила, которыми страны-члены должны руководствоваться при применении национальных мер, регулирующих торговлю услугами;
- индивидуальные («специфические») обязательства стран-членов в отношении секторов услуг, включенных ими в Перечнях специфических обязательств. Помимо этого, к индивидуальным Перечням специфических обязательств прилагаются Списки изъятий из РНБ с перечислением тех секторов, к которым принцип наибольшего благоприятствования в торговле временно не применяется; эти обязательства являются неотъемлемой частью ГАТС.
- приложения к ГАТС, устанавливающие принципы и правила в отношении ряда отдельных секторов услуг (авиатранспортные услуги, финансовые услуги, телекоммуникационные услуги), а также в отношении изъятий из РНБ и перемещению физических лиц, поставляющих услуги в соответствии с ГАТС.
Справочно: ГАТС построено таким образом, чтобы максимально способствовать созданию ясных, четких правил «входа» и работы иностранных поставщиков услуг (инвесторов) одного члена ВТО на рынке услуг любого другого члена ВТО. Для этого обеспечивается возможность получения информации о соответствующем законодательстве, гарантируется недискриминационный доступ на рынок по сравнению с поставщиками третьих стран, предоставляется национальный режим с изъятиями в отношении работы уже на рынке, а также гарантируется возможность защиты прав иностранных поставщиков услуг (инвесторов) на тех же условиях, что и национальных поставщиков.
Общие обязательства стран-членов ВТО должны выполнить все участники ВТО в безусловном порядке и, соответственно, такие обязательства не являются предметом переговоров. Общие обязательства состоят в следующем:
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Обязательство по предоставлению РНБ зафиксировано в пункте 1 статьи II ГАТС «В отношении любой меры, охватываемой ГАТС, каждый член немедленно и, безусловно, предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны». Исходя из этого следует:
- РНБ предоставляется как услуге, так и поставщику услуг, происходящему из государств ВТО.
- РНБ предоставляется в отношении мер, затрагивающих торговлю услугами, то есть в отношении нормативно-правовых актов, а также процедур и административных действий, затрагивающих поставку услуг (производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг), осуществляемую одним из четырех способов поставки. При этом РНБ предоставляется только в отношении тех мер, затрагивающих торговлю услугами, которые являются предметом ГАТС.
Предоставляемый режим, то есть условия доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на рынок, должен быть наиболее либеральный из тех, которые такая страна применяет в отношении подобных услуг и поставщиков услуг, происходящих из любой третьей страны, независимо от того, является ли данная третья страна участником ВТО или нет.
Пример. Страна «А» в двустороннем соглашении со страной «В», которая не является членом ВТО, гарантирует возможность осуществления международных автомобильных перевозок без ограничений их количества и «глубины» въезда поставщиками услуг страны «В». Двусторонними соглашениями с другими странами, являющимися членами ВТО, а также специфическими обязательствами страны «А» в рамках ВТО возможность осуществления международных автомобильных перевозок без ограничений их количества и «глубины» въезда не гарантируется. Однако на основании принципа РНБ право, предоставленное стране «В» осуществлять международные автомобильные перевозки без ограничений их количества и «глубины» въезда на территорию страны «А», будет распространено на поставщиков услуг всех членов ВТО.
Необходимо отметить, что критерии сравнения предоставляемых режимов не определены.
- Обязательство по предоставлению РНБ является безусловным, то есть, предоставление данного режима не может быть обусловлено выполнением каких-либо требований со стороны одного участника к другому участнику.
Важно помнить, что РНБ не определяет условия доступа на рынок, а только гарантирует недискриминационные (равные) условия доступа на рынок. Если доступа на рынок нет - его нет для всех стран. Если он ограничен, то ограничен для всех в одинаковой степени.
В то же время в ряде случаев по экономическим и/или политическим мотивам распространение преференциального режима, предусмотренного двусторонними или многосторонними соглашениями, на услуги и поставщиков услуг всех членов ВТО нецелесообразно. Для таких случаев ГАТС предусмотрена возможность изъятий из РНБ [16].
Изъятия из РНБ фиксируются в Перечне изъятий из РНБ по согласованию с заинтересованными членами ВТО, формируемому по итогам двусторонних переговоров, проводимых в рамках присоединения страны к ВТО. Принимая во внимание, что одной из целей ГАТС является либерализация торговли, изъятия из РНБ, как правило, делаются на период до 10 лет, после чего они должны быть отменены или стать предметом переговоров.