Великий просветитель нашего времени




Если у нас будут потомки… Я имею в виду не детей и внуков, они–то у нас, слава Богу, есть. Я говорю о более отдалённых — о правнуках, праправнуках, о прапрапра… Вот если всё–таки вопреки всему, что в путинской России сейчас творится, будут у нас такие отдалённые потомки, то они не устанут изумляться: как столько лет их предки, т. е. мы с вами, победители фашизма и их дети–внуки, как могли столько лет терпеть у власти кучку невежественных, бездарных, лживых, самоуверенных прохвостов.

В. С. Бушин, 25 декабря 2016 года

Владимир Сергеевич Бушин был в гуще идеологической борьбы, на самом её острие. Он был впереди всей писательской, публицистической и журналистской общественности, её самым выдающимся представителем поздней Советской эпохи. Поэтому он был хорошо известен и коммунистическому движению, коммунистическим идеологам и буржуазным идеологам, врагам, антикоммунистам, антисталинистам и русофобам всех мастей.

И вот интересное явление. Сколько ни критиковал В. С. Бушин разного рода карьеристов, перевертышей, антисоветчиков, партийных бюрократов, руководителей Союза писателей, даже учёных академиков, как бы резко он не критиковал самых видных представителей буржуазных течений, буржуазных произведений, буржуазных книг, кино, буржуазных учёных, на него никогда не было таких вот нападок в ответ, что называется, от сколько–нибудь заметных авторов. А критические стрелы он пускал в самые разные персоны, невзирая на ранги и звания: от клеветников журналюг до генерального секретаря, от телеведущего до Ельцина, от фальсификатора Млечина до Медведева и Путина, от заклятых врагов до вчерашних и даже настоящих друзей.

Почему же ему практически не отвечали?

Потому что критика В. С. Бушина была настолько точная, такая скрупулёзно обоснованная, авторитетная, что контрагенты не могли ничего противопоставить. Даже самые образованные буржуазные деятели и писатели вынуждены были терпеть его моральные пощёчины, щедро отпускавшиеся провинившимся перед Советским народом. Сергей Михалков — автор двух гимнов — даже такой афоризм выдал: «Сядешь к Бушину на суд — адвокаты не спасут!»

И это точно!

Все, за кого он принимался, все кого он брал в идейный оборот, они, в общем, иногда даже исчезали как–то из идеологической сферы. Устоял, кажется, один только Млечин, до сих пор он ведёт передачи на телевидении, до сих пор клевещет на Советский Союз, на советских лидеров, на советскую жизнь, издаёт десятками свои пасквили на советских вождей. Видно у мелкобуржуазных обывателей на такое чтиво большой спрос, а посему идут большие бабки. Мне кажется, если бы меня так покритиковал Владимир Сергеевич Бушин, я бы провалился сквозь землю или сгорел от стыда. Но таким нахалам и хамам как Млечин, Радзинский, Сванидзе и прочим буржуазным холуям всё нипочём, с них как с гуся вода. Им, как говаривал Владимир Сергеевич, хоть плюй в глаза — всё божья роса. Но, тем не менее, можно утверждать, что авторитет, а то и карьера некоторых товарищей, после выступлений В. С. Бушина, заканчивались, к вящему удовлетворению советских людей.

Причём под конец жизни Владимир Сергеевич выступил и как талантливый поэт, тонкий лирик, издавший замечательный сборник стихов: «В прекрасном и яростном мире». Красненькая книжица небольшого формата. И в ней, в основном, гражданские стихи, хотя есть и лирика. Она — исповедальная, легко читается и перечитывается, запоминается. Издан сборник в 2009 году, когда автору было 85 лет, но в нём открывается его как будто молодая душа. Молодая и очень страстная и искренняя:

Я жил во времена Советов,

Я видел всё и убежден:

Для тружеников, для поэтов,

Достойней не было времён.

Я жил в Стране Социализма,

Я взвесил все её дела

И понял: никогда Отчизна

Сильней и краше не была…

Надо сказать, что и в свои 95 он духом был очень молод, энергичен: работал над статьями и печатался до последнего дня. Он, можно сказать, умер, отойдя от рабочего стола отдохнуть перед обедом: с утра сидел над статьёй за компьютером, перед обедом пересел в кресло и в ожидании обеда заснул. Как оказалось, навсегда… Я думаю, что он заснул умиротворённый, душевно спокойный, с сознанием выполненного долга, с ощущением признания народом, с пониманием победы, в которой разбил и развеял многие антисталинские мифы, разоблачил миф о Солженицыне и самого Солженицына как врага русского народа. И теперь нашим народом, а тем более серьёзным грамотным читателем и просто интеллигентной публикой Солженицын воспринимается уже как такая бяка, трус и лжец, буржуазный угодник и, фактически, служка американского империализма, что хуже, кажется, и не было. Этот писака причтён к выдающимся мерзавцам как соратник Хрущева, Горбачева и Ельцина по разрушению Великой России ХХ века. Такой смерти можно только позавидовать. О такой смерти поэт сказал:

Лёгкой жизни я просил у бога:

Посмотри как мрачно всё кругом.

Бог ответил: подожди немного,

Скоро ты попросишь о другом.

Вот уже кончается дорога,

С каждым годом тоньше жизни нить

Лёгкой жизни я просил у бога,

Лёгкой смерти надо бы просить. [68]

Владимира Сергеевича возвели на духовный Олимп многие выдающиеся журналисты и писатели, публицисты и поэты, неравнодушные читатели во многих статьях, выступлениях в сети, отзывах и откликах. И это народное признание продолжается теперь в изданиях его книг, в публикациях о нём, в разговорах о памятнике ему.[69]

Поэтому думается, что нам нужно не горевать о его смерти, а гордиться и радоваться тому, что мы жили в эпоху В. С. Бушина, что он нас просвещал, что он нас учил, он был образцом и подавал нам пример служения трудовому народу и, надо сказать, что во время похорон, выступавшие (а это были писатели, поэты, журналисты, активные читатели) проводили мысли, что В. С. Бушин — это образец советского гражданина! Что он честный, непреклонный, последовательный, твёрдый марксист–ленинец, и никогда не изменял своей позиции, не отходил ни на шаг в сторону, и, в этом смысле, А. Проханов сказал, что он был «очень цельной личностью, эталоном». И действительно, В. С. Бушин был примером для очень многих не только писателей и публицистов, не только поэтов, но и для граждан, для массы читателей.

Вот этим примером, образцом, этой стойкостью, твёрдостью он помогал другим людям не колебаться в отстаивании ценностей и идеалов социализма. И здесь он следовал завету В. И. Ленина, который говорил: «Кто хочет помочь колеблющимся, должен начать с того, чтобы перестать колебаться самому»[70]. То есть, стой твёрдо, этим ты и будешь помогать не колебаться другим. Так и стоял коммунист Бушин. Он был таким примером борца, который не колеблется. И этим помогает другим быть стойкими борцами за интересы людей труда, за завоевания социализма. Или, скажем, на сайте Фонда Рабочей Академии выложена статья — поздравление к очередному его юбилею. Там сказано, что В. С. Бушин — это камертон публицистической, журналисткой, гражданской совести, по нему можно было сверять своё поведение: насколько оно созвучно позиции В. С. Бушина, а значит и народа? Насколько твоё поведение отвечает вот этому камертону?

При прощании с ним много говорили, что вот, мол, мы осиротели, теперь не будет Бушина, кто же нам разъяснит те или иные события, поступки и проступки начальства? Мне пришлось высказаться в том смысле, что, конечно, вот такого яркого трибуна, писателя, поэта сейчас некоторое время не будет, но он воспитал, подготовил и дал пример многим сотням, может быть, тысячам людей, которые продолжают его дело, которые будут следовать его эталону, будут следовать его образцу, будут следовать его оценкам, сличать свои действия с его камертоном.

В. С. Бушин оставил очень глубокий след и в общественном сознании, и в литературе, и в литературоведении, и в истории, особенно в истории Великой Отечественной Войны, рядовым которой он был.

Сейчас и до начальства нашего, до Путина дошло, что за победу в Великой Отечественной Войне надо бороться и сегодня! Её хотят осквернить, оболгать, очернить, сравнить победителей и их вождей, особенно И. В. Сталина, с фашизмом, с Гитлером. Поэтому её приходится отстаивать, подчас в очень острых идейных схватках. Так это начальство сейчас опомнилось, когда громят памятники нашим солдатам, генералам и маршалам в Европе. Но В. С. Бушин это знал и боролся с этим явлением, начиная где–то с восьмидесятых ещё годов. То есть, он понимал необходимость защиты и солдат, и офицеров, и генералов, и маршалов, и Сталина от всякого рода нападок, в том числе и нападок, связанных с извращением результатов Второй Мировой Войны. Более того, В. С. Бушин указывал, что начали эту борьбу с победителями наши внутренние мерзавцы, клеветавшие на Сталина, на маршалов и генералов, на Советскую армию. Причём занимались этим не дяди с улицы, а высокие начальники, именитые писатели, известные журналисты. Это они подали западным русофобам пример борьбы с русскими победителями фашизма. И в этом вопросе В. И. Бушин проявил себя как истинный советский человек–патриот, как великий просветитель: выступил даже против некоторых своих старых товарищей–писателей, подвизавшихся на ниве абстрактного «русского патриотизма» и борьбе со Сталиным и его соратниками.

Поэтому В. С. Бушин был отрицаем и (анти)советской фракцией начальства в Советское время, и буржуазным начальством нынешней России. Но теперь мы понимаем, что он сам был отрицателем буржуазности в СССР и отрицателем самой буржуазии, вместе с её высшим начальством, в современной России. Но таким образом, как отрицание отрицания он был живой связью двух эпох, отрицающей отрицательное в этих эпохах. Поэтому В. С. Бушин — это явление эпохальное. В. С. Бушин — это приговор эпохе разложения позднего СССР и приговор современной эпохе буржуазного мещанства, дорвавшегося до денег и до власти. Как продолжатель советского просвещения в буржуазной России и как один из её ярчайших представителей, он является показателем завершения эпохи советского просвещения в буржуазном обществе! Идейный поворот от буржуазии и от рынка в образованном сознании значительной части граждан уже произошёл. Большой вклад в этот поворот внёс В. С. Бушин.

В. С. Бушин — это самый яркий представитель поколения наших отцов. Он прожил 96 лет. Самым ярким представителям нашего поколения сейчас где–то под 70. Ну и, скажем, я знаю многих таких наиболее ярких представителей и рад, что имею возможность с ними общаться, бороться вместе, и уверен, что нас осеняет знамя В. С. Бушина, память о нём, его произведения, его образ и пример. Но, всё–таки, это уже 70 с небольшим, а каких–то политических влияний мощных сил, именно общественных переломов, я думаю, что теперь уже надо ждать от тех, кому сегодня около 50. Может быть, 50 с небольшим, а возможно и 40. Такие силы подрастают. Центров подготовки таких сил сейчас в России много. Скажем, например, что касается Ленинграда, то у нас действует Красный Университет, Университет рабочих корреспондентов, Фонд Рабочей Академии, профсоюзные и партийные организации.

Красный Университет в этом году сделал восьмой выпуск слушателей, то есть, вот уже восемь лет[71] мы преподаём молодым активистам марксистское мировоззрение — целостное марксистско–ленинское мировоззрение довольно широкому кругу людей не только в России, но и в дружественных республиках. К нам приходит на занятия непосредственно, в аудиторию (в разные годы и в разное время года) в зависимости от обстановки, обстоятельств, где–то 20-50-100 человек, а в сети Интернет свыше 600 человек от Калининграда до Камчатки.

Мы записываем занятия на видео, транслируем в сети эти видео и нас слушают, а потом сдают экзамены тысячи молодых людей, в том числе в Литве, в Латвии, в Белоруссии, я уж не говорю про Украину и Крым, даже за рубежом — в Англии, в Америке, в Австралии. И это движение также использует потенциал Владимира Сергеевича Бушина как вдохновителя и автора многих статей и книг в тему.

Довольно широко известно, что это не только пример Ленинграда, а такого рода общественных институтов сегодня много и в Москве и в России в целом.

Поэтому в последние годы фактически возникло целое движение нового просвещения. Но советского просвещения! Марксистско–ленинского просвещения в буржуазных условиях! И я думаю, что оно сейчас набрало уже очень большие обороты, так что те, кто смотрят регулярно интернет, знают про разного рода газеты, клубы, объединения, партии, которые так или иначе связаны с памятью об СССР, ориентированы на социализм, на коммунизм, на марксизм–ленинизм.

Не все из них последовательные марксисты, не все из них марксисты–ленинцы, не все из них такие твёрдые коммунисты–большевики, но они молодые, время у них ещё есть, и Владимир Сергеевич, в том числе, помогает им разобраться и в жизни и в мировоззрении.

Владимир Сергеевич, как камертон, не делает идейных ошибок. Все его анализы, оценки, приговоры чрезвычайно точны. А почему они точны? А потому что в молодости он серьёзно и глубоко изучал Маркса, Энгельса и Ленина, написал несколько книг о них, в том числе таких довольно лиричных, скажем, как повесть «Я всё ещё влюблён». Это о молодом Ленине: как молодой Ленин ездил в Европу и там проехал по памятным местам Маркса и Энгельса, как встречался с деятелями европейского коммунистического движения, ну и, в общем, рос как марксист. Думается, что вот это движение марксистско–ленинского просвещения, оно сейчас уже находятся в апогее и смерть В. С. Бушина и проведение вот таких конференций в Москве и Ленинграде по Сталину, выход книг и сборников по Сталину — всё это показатели завершения этой эпохи. Она подходит к концу и завершится ничем иным, как очередным социальным конфликтом, который покажет ещё раз, что определяющей историю силой является народ, а не бизнесмены с бюрократами и их холуями.

Народ — вот движущая сила истории! И В. С. Бушин всегда был с народом. Поэтому и народ будет с ним!

Классовая борьба, борьба рабочего класса со своими эксплуататорами, и не только со своими, но и с зарубежными, является движущей силой истории. Гегель говорил: «История есть прогресс в сознании свободы»[72]. Это было для его времени, для начала XIX века, большим открытием, очень глубокой мыслью.

Но сегодня я бы в этой формуле изменил одну букву: в слове «сознании» заменил букву «Н» на букву «Д» и сказал бы: «История есть прогресс в создании свободы». Вот в этом деле осознания и создания новой свободы очень многое совершил В. С. Бушин. Поэтому он останется в народной памяти светочем русского ума, камертоном чести и совести, образцом непреклонности в борьбе с врагами, эталоном беззаветного служения народу.

История создаётся людьми. Она создаётся и массами, и теми, кто глубоко её познал, изучил историю просвещения и революций, историю борцов за народное счастье, кто способен изменить экономику к лучшему, кто способен изменить жизнь к лучшему, кто имеет волю осуществить те идеи и идеалы, к которым звали и за которые боролись прогрессивные деятели всех стран во все эпохи просвещения.

К таким людям относится великий гражданин России Владимир Сергеевич Бушин!


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: