II. Группа эмпирических способов добывания данных




(зависит от выбранного организационного метода):

1. Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)

2. Экспериментальные методы:

- лабораторный эксперимент

- естественный эксперимент

- формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

III. Психодиагностические методы

1. Социометрия

2. Стандартизированные и проективные тестовые методики

- тест Люшера

- графология

3. Вербально-коммуникативные методы

Метод беседы

Интервью

Клиническое интервью

Метод опроса

Анкеты и вопросники

Личностные тесты

IV. Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности

(или праксиметрические методы)

Хронометраж

Циклография

Профессиография

Метод моделирования

Биографический метод

V. Методы и приёмы обработки эмпирических данных:

Методы математической статистики

Методы качественной характеристики полученного материала

VI. Интерпретационные методы

Генетический метод (анализ фаз развития)

Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)

Психография.

Типичные ошибки психодиагностики. Влияние результатов психодиагностического исследования на организацию и проведения консультационной и коррекционной работы психолога.

Психодиагностика является основой психокоррекции, она определяет основные направления и методы коррекционной работы. Ошибки психодиагностики не позволяют осуществлять эффективную деятельность по формированию личности, по преодолению тех или иных личностных деформаций, по развитию тех или иных психических качеств.

Можно выделить следующие типичные ошибки:

Неопределенность теоретической позиции исследователя.

Рассмотрение одного и того же психического явления с разных теоретических позиций может значительно различаться. С позиции психоанализа агрессивность является неотъемлемым природным качеством, а позиции гуманистической психологии в основе агрессивного поведения лежит заблокированная потребность в личностном росте, в развитии. Поэтому обращаясь к той или иной диагностической методике надо знать, в русле какой теоретической концепции она была разработана. То же самое можно сказать и об интерпретации результатов, которая будет существенно различаться в рамках разных теоретических подходов.

Ошибка единственного метода.

Настоящее исследование должно быть комплексным. Психология располагает целым арсеналом различных методов и методик. Тем не менее, бывают случаи, когда какие-либо выводы делаются на основе использования одного-двух тестовых исследований, без привлечения методов наблюдения, беседы, методов экспертной оценки, анализа продуктов деятельности, других тестов. При этом проявляется категоричность, необоснованная уверенность в достоверности полученных результатов и делается попытка строить на их основе коррекционную работу.

Доминирование метода «срезов».

Лонгитюдное исследование требует значительных затрат времени, связано с многими организационными проблемами, требует длительного ведения документации, сохранения контакта с испытуемыми в течение длительного периода, постоянства в подборе методов исследования и в интерпретации его результатов. Метод срезов не требует подобных временных затрат. Например, возрастную динамику агрессивности прослеживают не на примере

одной и той же группы детей в процессе их онтогенеза, а сравнивая в данный момент представителей разных возрастных групп, разных поколений, воспитывавшихся в различные периоды, значительно отличавшиеся по своим социально экономическим и культурным показателям. На основе полученных таким образом результатов пытаются вывести закономерности динамики агрессивности в онтогенезе, что вряд ли правомерно.
4. Отсутствие целостного подхода к развитию психических процессов, к развитию личности.

Исследователи, занимающиеся проблемами памяти, постоянно подчеркивают: «Запоминает не память, запоминает личность». Нет смысла говорить о так называемой «плохой» памяти при отсутствии мотивации к запоминанию, при наличии твердой убежденности в том, что эта информация тебе никогда не потребуется. Невнимательность на уроке может быть связана и с состоянием здоровья ученика, и с непониманием темы, и с какой-то другой, более сильной доминантой и т.д. Поэтому выявление какого-либо факта, явления, не рассматриваемого в рамках системы связей и отношений, не принесет пользы для продуктивной коррекционной работы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: