Современные техники в деятельности психолога.




 

Современная психология располагает широким арсеналом техник, разработанных в рамках различных психологических концепций. Но многие психологические техники так или иначе включают в себя элементы внушения, убеждения, влияния на человека, с которым ведется работа. Поэтому нужно дать краткую характеристику этим методам.

Под внушением в психологии понимается воздействие человека на человека, группы на человека, человека на группу, при котором используется не логическая аргументация, не доказательность, не обращение к разуму, к рассуждению, но осуществляется особым образом организованное влияние на эмоциональную сферу, на подсознание, на инфантильные пласты опыта человека. Доминирует правое полушарие, логический анализ ослабляется.

Внушающее воздействие складывается из целого ряда элементов. Во-первых, это авторитет психолога, который проводит работу. Имеет значение должность, которую он занимает, ученое звание, степень, внешний вид, манера поведения и т.д. Во-вторых, внушающее воздействие оказывает теоретическая концепция, которой придерживается психолог. Клиенты узнают, что будут заниматься психоанализом, гештальттерапией, участвовать в тренинге личностного роста и т.д. Магия таких терминов создает определенную установку на успех предстоящей работы.

Воздействие усиливается под влиянием группы, которая включается в работу, поддерживает авторитет руководителя и заставляет отдельных ее членов направлять свою активность в нужном направлении.

В отличие от внушения, убеждение предполагает доказательность, аргументированность, логичность. При использовании данного метода психолог должен на конкретных примерах показать научную обоснованность применяемой теории, эффективность ее практической реализации, логику предстоящей работы и ее ожидаемые результаты.
Как уже отмечалось, психологические техники непосредственно связаны с основными теоретическими положениями тех или иных концепций. В частности, в психоанализе используются техники, позволяющие выявить скрытые подсознательные комплексы, актуализировать вытесненные инфантильные переживания. Используются метод анализа сновидений, оговорок, спонтанных высказываний, клиническая беседа, метод спонтанного рисования. Широко известный в психологии метод незаконченных предложений также направлен на выявление неосознанных или недостаточно осознанных, вытесненных потребностей, страхов, мотивов поведения.

Клиент должен освободиться от гнетущих его подсознательных переживаний, актуализировать, вскрыть, выплеснуть их. Это может сопровождаться бурной эмоциональной реакцией, аффектом, после чего наступает катарсис. Такое состояние может стать и результатом клинической беседы, результатом психодрамы, когда человек в специально созданных условиях, в ходе ролевого взаимодействия с другими членами группы «проигрывает» свою проблему, моделирует волнующую его ситуацию и находит выход из нее.

Психодраму можно рассматривать как элемент игровой терапии, в ходе которой не только выявляются психологические проблемы человека, но и организуется деятельность по их преодолению. В этом плане она реализует положения бихевиоризма, придающего большое внимание отработке конкретных поведенческих навыков и умений вместо малоэффективной словесной стимуляции.

В рамках трансактного анализа Э.Берна ведется работа по выявлению содержания базовых ролей личности – Родителя, Взрослого и Ребенка, по уточнению степени представленности (пропорциональности) этих ролей в общей структуре личности. Конкретные психокоррекционые техники предполагают проигрывание этих ролей, отработка общения в рамках разных ролевых позиций, преодоление ролевых конфликтов. В теории Берна большое внимание уделяется диагностике тех жизненных сценариев, которые на подсознательном уровне влияют на поведение человека, освобождению от непродуктивного сценарного поведения.

В теоретической концепции К.Роджерса большое внимание уделяется развитию творческой активности личности, поэтому конкретные психотехники подчинены этой задаче. Это техники развития воображения, образной и логической памяти, творческого мышления, спонтанного самовыражения, выявление индивидуальной неповторимости личности.

В ходе лабораторных и практических занятий будут рассмотрены конкретные техники и определены области их применения.

 

Вопросы по содержанию лекции.

 

1. Перечислите основные направления современной психологии.

2. Что такое методологическая основа концепции? Как влияет

методологическая основа на характер концепции?

3. В чем заключается сущность психоаналитической концепции?

Какие критические замечания высказывают специалисты

в ее адрес?

4. Каковы современные тенденции в развитии психоанализа?

5. Расскажите об основных теоретических положениях концепции

А. Адлера.

6. В чем состоит сущность трансактного анализа Э.Берна?

Какие психологические техники используются в рамках этой теории?

7. Дайте краткий обзор современных методов и техник

психологической коррекции.

 

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мичуринский государственный аграрный университет»

Кафедра педагогики и психологии

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: