Понятия «уровень актуального развития» и «зона ближайшего развития»
широко известны. Важно определить не только сами по себе какие-либо психические качества, состояния, но и динамику их развития: остается ли качество или состояние на прежнем уровне, прогрессирует или, напротив, уменьшается. Мало обнаружить какой-либо факт психической жизни человека или социальной группы – важно определить тенденцию развития, понять, в каком направлении будут развиваться дальнейшие события.
Вопросы по содержанию лекции.
1. Перечислите современные методы психологических исследований и
дайте им краткую характеристику.
2. Какие классификации методов психологии вам известны?
3. В чем заключаются достоинства и недостатки метода наблюдения?
4. Каковы основные требования к методу наблюдения?
5. Каковы достоинства и недостатки метода беседы, применяемого
в психологических исследованиях?
6. В каких случаях можно применять беседу как метод
психокоррекции?
7. Каковы достоинства и недостатки тестового метода?
8. Как результаты психодиагностики влияют на эффективность
психокоррекционной работы?
9.Перечислите типичные ошибки психодиагностических исследований.
Лекция 2. Лекция 1. Современные психологические концепции и основные направления исследования личностного развития
Цель; Сформировать научное представление об основных направлениях современной психологии, методологических принципах различных теоретических концепций и соответствующих психологических техниках, разработанных в данных теориях.
План.
1.Основные направления исследования личностного развития.
2. Современные техники в деятельности психолога
|
1.Основные направления исследования личностного развития.
Вопрос о сущности личности, её структуре, движущих силах и направлениях ее развития был поставлен еще в античности. В V в. до н.э. Аристотель в своем трактате «О душе» выделил 3 части души: растительную, животную и разумную. В зависимости от степени доминирования той или иной части складывается тип личности с преобладанием растительного, животного или разумного начала. Аристотель полагал, что к управлению обществом должны допускаться только люди с доминированием разумной части души. Преобладание животной части души («вожделения») позволяет человеку быть хорошим воином, торговцем, а преобладание растительной делает человека простым бездумным исполнителем, рабом, потребности которого не поднимаются выше достижения сытости, комфорта. Таким образом, Аристотелем была поставлена проблема иерархии потребностей личности и влияния этой иерархии на поведение человека, его социальное положение.
Заметный вклад в понимание природы личности был связан с представлениями Гиппократа о темпераменте. Выделив на основе физиологических, органических признаков четыре известных типа, Гиппократ стал не только основателем психосоматической медицины, но и создал предпосылки для будущих конституциональных теорий личности (Шелтон, Кречмер), когда делается попытка связать психические качества с особенностями гормонального статуса личности, телосложением, чертами лица, строением черепа, национальной и расовой принадлежностью.
|
Выведение личностных особенностей из органического строения получило новый импульс с появлением теории Дарвина, на основе которой человек в значительной степени отождествлялся с животными и, в частности, с приматами. Дарвин указывал не только на сходство строения организма человека и животных, но и на сходство их эмоциональных проявлений.
Развивая взгляды Дарвина, Г.Спенсер стал основателем социального дарвинизма, согласно которому в обществе существует такая же беспощадная конкуренция и борьба за выживание, как и в животном мире – выживает сильнейший.
Логическим завершением биологизаторского подхода к личности стала теория Фрейда, положившая в основу личностного развития и поведения человека инстинктивное начало: доминирование агрессивного и полового инстинктов. В этом плане Фрейд сделал шаг назад по сравнению с Аристотелем, который считал разумное начало высшим проявлением души. У Фрейда Супер-Эго – это лишь морализирующая, сдерживающая инстанция, энергетически гораздо более слабая, чем Оно. Больше того, вся культура человечества по Фрейду – лишь средство сублимации Оно; духовный опыт человечества – лишь разветвленная система маскировки инстинктов. Культура – не взлет над обыденностью, не духовный рост, не просветление, а лишь красивая оболочка, фиговый лист для прикрытия примитивных влечений.
В отечественной и зарубежной психологии психоаналитический подход неоднократно подвергался самой серьезной критике, однако психоанализ остается одним из наиболее популярных направлений теоретической психологии и весьма распространен в психологической, психотерапевтической практике. Популярность психоанализа определяется многими факторами. Один из них состоит в том, что атмосфера бездуховности и аморальности создает широкие возможности для формирования примитивных личностей фрейдистского типа, которые и становятся живым подтверждением данной теории, ее пропагандистами.
|
Знаменитый немецкий психолог А.Адлер первоначально был сторонником теории Фрейда, однако приступив к реальной психотерапевтической работе, заметил, что причины многих психических расстройств отнюдь не связаны с подавленными инстинктивными влечениями, как это утверждают психоаналитики. Адлер обратил особое внимание на оценку человеком своего положения в обществе, на существование постоянного сравнения человеком себя со значимым социальным окружением. Адлером было введено понятие комплекса неполноценности, в основе которого лежит устойчивое, мучительное чувство реальной или мнимой ущербности личности по сравнению со значимыми для нее людьми. По Адлеру, не инстинктивные влечения управляют развитием личности, а стремление человека оказаться не хуже других, не выглядеть глупым, слабым, некрасивым, некомпетентным, бесталанным по сравнению с другими. Компенсации и гиперкомпенсация имеющихся недостатков становится главной жизненной задачей личности.
Немецкий психолог К.Левин является автором так называемой «теории поля». Он обратил особое внимание на то влияние, которое оказывают на человека окружающие его предметы. Предметы создают своеобразные силовые поля, порождают определенные векторы активности, которые направляют человека, делают его «полезависимым». В определенных условиях поведение человека определяется не его внутренними убеждениями, а воздействием среды. Следовательно, чтобы изменить поведение и определенным образом его организовать, надо соответственно структурировать окружающую среду. Зрелая личность – это личность «поленезевисимая», автономная, не подчиняющаяся нежелательному влиянию среды.
К.Г. Юнг ввел в психологический обиход понятие архетипа. Его теория отчасти смыкается с ролевыми теориями, в частности, с ролевой теорией Бёрна. По Юнгу, на развитие личности значительным образом влияют сложившиеся в течение многих поколений стереотипы, определяющие, регламентирующие выполнение наиболее значимых социальных ролей: роли мужчины и женщины, отца и матери, мужа и жены, брата, сестры, друга, врага и т.д. Личностное развитие заключается в постепенном освоении «проигрывании» различных социальных ролей, выполнение этих ролей на высоком уровне, вызывающем принятие и одобрение, восхищение социального окружения. Развитие общества во многом зависит от того, как его члены понимают ту или иную социальную роль. Изменение представлений о социальной роли изменяет поведение человека. Например, представления о роли женщины в обществе со временем значительно изменились, поэтому появились новые женские типы, в том силе и такие, которые исключают из содержания роли материнство, традиционную женственность и т.п. Средства массовой информации могут во многом изменять поведение населения, создавая новые ролевые стереотипы. Например, стереотип тинейджера – подростка, бросающего вызов культуре взрослых, стереотип типичного потребителя, современной женщины и т.д.
Представители гуманистической психологии А.Маслоу и К. Роджерс обратили особое внимание на потребность личности в развитии, самоактуализации, творчестве. Вступая в полемику с представителями психоаналитического направления, они утверждают, что удовлетворение примитивных влечений не может быть смыслом жизни человека в полном смысле этого слова. Личность с детства стремится познать свои возможности и даже перешагнуть границы этих возможностей, реализовать себя в созидательной творческой деятельности. Агрессивное поведение объясняется не врожденным инстинктом агрессии, а неумением личности реализовать себя, блокированием самоактуализации и потребности в творчестве.
Современная психология не исчерпывается только этими психологическими концепциями. Мы обратились к ним, чтобы показать, что практическая психология всегда опирается (и не может не опираться) на какую-либо теорию, хотя порой сам психолог-практик может этого не осознавать. Метод является продолжением теории. Проводя психодиагностическую и психокоррекционную работу, мы ориентируемся на определенные представления о личности, ее потребностях, мотивах, перспективах, движущих силах развития. Поэтому очень важно, чтобы теория открывала истинное положение вещей, а не базировалась на основе домыслов, фантазий и личностных комплексов теоретиков.