КУРС ЛЕКЦИЙ
Лекция 1. Современные методы психологических исследований. Использование результатов психодиагностики в практической работе
Цель: Сформировать научное представление о современных методах психологических исследований, основных задачах психодиагностических исследований и возможностях применения полученных в ходе исследования данных в практической консультативной и психокоррекционной работе.
План.
1. Общие принципы психологических исследований
2. Понятие о методе, методике. Специфика методов психологического исследования. Классификация методов психологии.
3. Типичные ошибки психодиагностики. Влияние результатов психодиагностического исследования на организацию и проведения консультационной и коррекционной работы психолога
Общие принципы психологических исследований
Методология современной психологии основывается на следующих принципах:
1. Общенаучные методологические принципы:
Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
2. Cпецифические для психологии принципы:
Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
|
Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)
Понятие о методе, методике, методическом приеме. Специфика методов психологического исследования.
Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и валидны. Все это справедливо и по отношению к психологии.
Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX века, поэтому она очень часто опирается на методы других, более «старых» наук — философии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме этого психология использует методы современных наук, таких как информатика и кибернетика.
|
С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:
1. Уровень методики.
2. Уровень методического приема.
3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).
4. Уровень организации исследования.
5. Уровень методологического подхода.
Правда, термин «метод» может применяться к любому из уровней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике — проективный метод (уровень 2); в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1); в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности — близнецовый метод (уровень 4).
С. Л. Рубинштейн считал главными психологическими методами наблюдение и эксперимент.
Наблюдение подразделялось им на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюдение), эксперимент — на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод— физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету.
|
Б. Г. Ананьев разделил методы на: 1) организационные; 2) эмпирические; 3) способы обработки данных и 4) интерпретационные.
К организационным методам Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психогностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометические методы), моделирование и биографический метод.
В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация др.).
Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Метод наблюдения
Наблюдение - полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Научное наблюдение систематично, планомерно, целенаправленно.
Виды наблюдения: включенное наблюдение, самонаблюдение (психолог сам является непосредственным участником событий).
Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.
Устный опрос, письменный опрос свободный опрос ( разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется).
В своей классификации Б. Г. Ананьев объединил все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным.
I. Организационная группа:
1.Сравнительный метод
2. Лонгитюдный метод
3. Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)