Понятие о методе, методике, методическом приеме. Специфика методов психологического исследования.




КУРС ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. Современные методы психологических исследований. Использование результатов психодиагностики в практической работе

Цель: Сформировать научное представление о современных методах психологических исследований, основных задачах психодиагностических исследований и возможностях применения полученных в ходе исследования данных в практической консультативной и психокоррекционной работе.

 

План.

1. Общие принципы психологических исследований

2. Понятие о методе, методике. Специфика методов психологического исследования. Классификация методов психологии.

3. Типичные ошибки психодиагностики. Влияние результатов психодиагностического исследования на организацию и проведения консультационной и коррекционной работы психолога

 

 

Общие принципы психологических исследований

 

Методология современной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.

Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.

Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Cпецифические для психологии принципы:

Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.

Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

 

Понятие о методе, методике, методическом приеме. Специфика методов психологического исследования.

Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны и валидны. Все это справедливо и по отношению к психологии.

Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX века, поэтому она очень часто опирается на методы других, более «старых» наук — философии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме этого психология использует методы современных наук, таких как информатика и кибернетика.

С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.

Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:

1. Уровень методики.

2. Уровень методического приема.

3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.).

4. Уровень организации исследования.

5. Уровень методологического подхода.

Правда, термин «метод» может применяться к любому из уровней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике — проективный метод (уровень 2); в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1); в психологии развития обсуждают психогенетический метод и его разновидности — близнецовый метод (уровень 4).

С. Л. Рубинштейн считал главными психологическими методами наблюдение и эксперимент.

Наблюдение подразделялось им на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюдение), эксперимент — на лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод— физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу (в частности, клиническую беседу в генетической психологии Пиаже) и анкету.

Б. Г. Ананьев разделил методы на: 1) организационные; 2) эмпирические; 3) способы обработки данных и 4) интерпретационные.

К организационным методам Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психогностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометические методы), моделирование и биографический метод.

В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация др.).

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Метод наблюдения

Наблюдение - полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Научное наблюдение систематично, планомерно, целенаправленно.

Виды наблюдения: включенное наблюдение, самонаблюдение (психолог сам является непосредственным участником событий).

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Устный опрос, письменный опрос свободный опрос ( разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется).

В своей классификации Б. Г. Ананьев объединил все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным.

I. Организационная группа:

1.Сравнительный метод

2. Лонгитюдный метод

3. Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: