Определение численных значений выбранных ПК




Этот этап включает разработку методов количественного измерения ПК и непосредственно определение с помощью этих методов численных значений ПК оцениваемой продукции.

Для большинства ПК текстильных материалов существуют стандартные методы измерения. В то же время применительно к некоторым видам текстильных изделий особенно бытового назначения реализация этого этапа бывает затруднительна (трудности измерений эстетических показателей - внешний вид и др.).

Методы определения численных значений ПК подразделяются на 2 группы:

1. В зависимости от способа получения информации: измерительный, расчетный, регистрационный и органолептический методы.

2. В зависимости от источников получения информации: традиционный, экспертный и социологический методы.

В зависимости от способа получения информации:

Измерительный метод основан на получении информации с использованием технических приборов измерения. При определении численных значений ПК текстильных материалов обычно выполняют технические измерения с использованием различных рабочих методов. Измерительный метод является наиболее распространенным и предпочтительным. Он позволяет объективно получать количественную характеристику с известной точностью, позволяет определить разброс и неполноту ПК, определить ошибку выборки и доверительный интервал измеряемого показателя генеральной совокупности.

Регистрационный метод – определение ПК продукции осуществляется на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат. Метод широко используется в текстиле при регистрации пороков внешнего вида волокон, нитей и текстильных изделий, при подсчете дефектных изделий в партиях, контроля обрывности нитей в процессе переработки.

Расчетный метод – определение значений ПК продукции осуществляется на основе использования теоретических и эмпирических зависимостей ПК продукции от ее параметров. Главным образом используется при проектировании продукции, когда она не может еще стать объектом экспериментального исследования.

Органолептический метод осуществляется на основе анализа восприятия органов чувств. Данный метод не исключает возможности использования некоторых технических средств, повышающих восприимчивость и разрешающую способность чувств человека (лупа, микроскоп). Этот метод широко используется при оценке качества текстильных материалов (цвет и оттенки хлопковых волокон, отсутствие посторонних запахов у шерсти и льна, художественно – колористическое оформление тканей) Органолептический метод может сочетаться измерительным (определении устойчивости окраски к трению). В органолептическом методе значения ПК находятся путем анализа полученных ощущений человека на основе имеющегося метода, поэтому точность и достоверность значений зависит от квалификационных навыков и способности экспертов.

Оценка обычно выражается в каких – либо условных единицах или баллах. Например, известны следующие виды шкал: пятибалльная шкала 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – плохо, 1 – очень плохо; семибалльная шкала: 7 – очень высокое качество, 6 – высокое, 5 – выше среднего, 4 – среднее, 3 – ниже среднего, 2 – плохое, 1 – очень плохое; девятибалльная шкала (при оценке внешнего вида): 9 - очень красивый, 8 – красивый, 7 – хороший, 6 – хороший, но не достаточно, 5 – средний, 4 – немного нежелательный, 3 - нежелательный, 2 – плохой, 1 – очень плохой.

Возможно другое построение шкал, когда для оцениваемого показателя устанавливают определенное число баллов и допустимое их снижение для разных качественных градаций (эстетические показатели в стандартах).

В зависимости от источника получения информации

1. Традиционный метод предполагает традиционный или штатный источник получения информации (лаборатория, испытательная станция, сертификационный центр).

2. Экспертный метод – осуществляется на основе решения принимаемого экспертом.

Эксперт – лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы, исследования и разрешения какого – либо вопроса, требующего специальных знаний. Предпочтение отдается очным оценкам, проводимым группой экспертов. Оценки. Даваемые экспертами, должны иметь количественное выражение желательно в единицах оцениваемого показателя. В то же время, экспертные методы используют при органолептической оценке качества, поэтому за их реализацию. Широко используют различные оценочные шкалы, например баллы. По способам определения балльные оценки делят на непосредственно назначаемые экспертом и получаемые в процессе формализации процесса оценки.

Обработка данных экспертной оценки обычно заключается в подсчете сводных характеристик (среднего, среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации). Согласованность оценок экспертов может быть определена по величине коэффициента вариации. Считают, что при С меньше 10 % согласованность высокая, С равное от 11 до 15 % выше средней, С равное от 16 до 25% средняя, С равное от 26 до 35% ниже средней, С больше 35 % низкая согласованность мнений. Окончательное решение принимается при согласованности высокой и выше средней. Повысить согласованность экспертных оценок можно путем повторных туров или исключением оценок выскакивающих экспертов. Для определения выскакивающих оценок поступают следующим образом, отбросив подозреваемую оценку , находят средн. и среднеквадратическое отклонение S (). Далее подсчитывают величину t= , (11) где m – число экспертных оценок. Если t > tтабл., то оценку эксперта считают выскакивающей, с вероятностью p=0,95.

Таблица 2

m                
tтабл. 5,0 3,0 2,6 2,4 2,3 2,2 2,1 2,0

Если окончательное решение по определяемому ПК принимается путем простого голосования, то для получения достаточно высоких вероятностей правильного решения, минимальное число голосов, при котором принимается решение, выбирается в зависимости от числа экспертов.

Таблица 3

Число экспертов в группе            
Минимальное число голосов при котором принимается решение            

Если в группе больше 12 человек, решение принимают пользуясь правилом 2/3 голосов от присутствующих.

 

 

3 Социологический метод – осуществляется на основе сбора и анализа мнений фактических или потенциальных потребителей. Сбор мнений осуществляется устным опросом или с помощью анкет – вопросников, путем проведений выставок, конференций. Социологический метод предполагает массовый опрос потребителей и поэтому применяется для продукции широкого потребления.

Обычно используются критерии – нравится, не нравится, хорошо, плохо, отлично. Получая такие оценки, их необходимо перевести в количественные измерения, используя условные единицы в баллах, рангах или физические единицы измерения оцениваемого показателя. В последнем случае строится график зависимости количественного измерения оцениваемого показателя и его характеристики. Например, при оценке несминаемости ткани можно взять 2 крайние точки: плохая несминаемость Кн=30% и высокая несминаемость Кн=70%. рис. 1

Обработку результатов социологических опросов можно проводить теми же методами, что и при экспертном опросе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: