МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Псковский государственный университет»
Факультет менеджмента
Кафедра государственного и муниципального управления
СОГЛАСОВАНО Декан факультета менеджмента __________________ И.А. Дагаева «____» _____________ 2014 г. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»
Направление 081100.62 «Государственное и муниципальное управление»
ПСКОВ
Методические рекомендации составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с Основной образовательной программой, рабочим учебным планом по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».
Составитель
к.э.н., доцент А. Н. Самойлова
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление»
_____________, протокол № ___
Зав. кафедрой «Государственное и
муниципальное управление»
к.т.н., профессор В. Н. Андреев
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Теория организации» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического циклаучебного плана подготовки бакалавров по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».
Целью курсаявляется - формирование у студентов целостного представления об организации как открытой системе, законах ее функционирования, приобретение теоретических знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять обоснованный выбор типа организации, формирование и развитие эффективного управленческого и организационного мышления.
|
Задачи при изучении дисциплины:
- сформировать понимание сущности теории организации в системе наук, понятия структуры организации;
- сформировать понимание принципов и тенденций развития профессионального управления в организации;
- дать представление об организационном поведении и об организационной культуре;
- дать системное представление о методах принятия решений в организации и законах, регламентирующих функционирование социальных организаций.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций:
- владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
- способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6);
- способностью использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК-13);
- готовностью участвовать в реализации программ организационных изменений (ПК-41)
- способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- сущностные признаки организации;
- основные подходы к исследованию организаций:
|
- основные понятия, позволяющие описывать процесс функционирования и развития организации (оргструктура, миссия, видение, стратегия, жизненный цикл и др.);
- основные законы оргпроектирования и развития организаций;
Уметь:
- определять организационные типы;
- уметь проводить комплексные исследование развития организации;
- уметь прогнозировать на базе данных исследования дальнейшее преобразование организаций.
Владеть навыками:
- применения аналитических инструментов для процесса организационного строительства;
- проектирования менеджерской деятельности;
- организации и координации работ в процессе совместной деятельности (в данном случае – учебной);
- самоорганизации и планирования учебной деятельности.
Общая трудоемкость дисциплины: 3 з.е. (108 часов)
Форма отчетности – зачет
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа по дисциплине «Теория организации» является допуском к сдаче зачета и представляет собой форму учебной и научно-исследовательской работы студентов, выполняемой на основе самостоятельного критического изучения литературы и анализа фактических данных по избранной теме.
Основная цель написания контрольной работы заключается в формировании и развитии навыков получения, хранения, переработки, интерпретации информации, навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; навыков научного анализа и обобщения информации; самостоятельной формулировке выводов и предложений на базе проведенного анализа.
Контрольная работа должна включать следующие элементы: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.
|
Во введение должны быть отражены актуальность темы, определены цель, задачи контрольной работы, объект и предмет (1 стр.).
Основная часть представляет изучение теоретических основ теории организации. Основная часть выполняется по вариантам, выбор варианта осуществляется на основании таблицы 1.
Таблица 1
Выбор варианта для контрольной работы
Начальная буква фамилии студента | Тема контрольной работы | Вариант задания |
Задание 1. Провести сравнительный анализ и раскрыть содержание категории | Задание 2. Составить глоссарий по теме | Задание 3. Сравнительный анализ и систематизация |
А, М | Сущность и принципы организации | организация | сущность организации | Составьте таблицу сравнения принципов организации (сходства и различия) в различных теориях организации и управления |
Б, Л, И | Системный подход в «Теории организации» | система | модели организации | Оформите в таблицу: общие законы организации, частные законы организации, специфические законы организации и приведите их определения |
В, Н, Щ | Сущность и классификация организационных структур | организационная структура | типы организационных структур | Составьте таблицу организационных структур управления (положительные и отрицательные черты) |
Г, О, Э | Процессный и ситуационный подход в «Теории организации» | процесс | процессный и ситуационный подход в теории организации | Проведите сравнительный анализ организационных форм предпринимательских объединений организаций: холдинг, ФПГ, стратегический альянс, виртуальная организация |
Д, Ю | Организационные полномочия | полномочия | Связи, иерархия и полномочия в организации | Провести сравнительный анализ структуры Устава организации, Положения о подразделении и Должностной инструкции работника. На основе типовой схемы составьте проект Положения о подразделении, Должностную инструкцию. |
З, Т, Я | Законы функционирования и развития организации | организационное развитие | законы организации | Проведите сравнительный анализ моделей жизненного цикла организации И. Адизеса, Л. Грейнера, Л. Данко, Доусона |
С, У, Ф | Организационная культура | организационная культура | культура организации | Составьте таблицу типологии организационной культуры на основе работ Г Хофштеда, Ч. Хенди и Д. Кроула |
К, Х, Ц | Организационное проектирование | организационное проектирование | принципы организации | Составьте таблицу способов преодоления сопротивления организационным изменениям, указав условия их применения, достоинства и недостатки |
Е, Ж, Р | Эффективность организационных систем | эффективность организации | методы оценки эффективности организационных систем | Проанализируйте модели лидерства Фидлера, Митчелла - Хауса, Бланшарда – Херси, Врума – Йетона - Яго |
П, Ш, Ч | Классификация организаций | социальная организация | типы организации | Составьте таблицу классификации коммерческих и некоммерческих организаций по организационно-правовому статусу |
Методические рекомендации:
Задание 1. Провести сравнительный анализ и раскрыть содержание категории теории организации. Трактовки изучаемых категорий (в количестве не менее 7) привести в форме таблицы 2.
Таблица 2
Анализ содержания категории «Организация»
Содержание категории | Автор | Год | Выходные данные литературного источника |
Организация – это система сознательной координации двух и более людей, выполняющих разнообразную деятельность для достижения единой цели | Ч. Бернард | Бернард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы и ценности в организации. - М.: Социум, 2009 – 333 с. | |
Задание 2. Составить глоссарий по теме, включающий не менее 15 основных понятий по данной теме. Глоссарий имеет вид словаря с указанием номера источника по списку литературы и страницы:
Понятие – определение [Источник ], например,
Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. [1, c. 94].
Задание 3. Сравнительный анализ проводится студентов в табличной форме. Форма таблицы выбирается самостоятельно. После таблицы должны быть приведены выводы.
В заключении приводятся основные выводы по работе.
Основой научно-информационного обеспечения контрольной работы являются учебники, учебно-методические пособия по теории организации, монографии по менеджменту, нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организации, научно-теоретические журналы, WEB – ресурсы, статистическая отчётность и другие источники. Текст контрольной работы обязательно должен иметь ссылки на используемые источники. Количество источников литературы не менее 10.
Объем работы – 12-15 страниц (Microsoft Word, формат А4, 14 кегль, поля 3 см с левой стороны, 1 см с правой, остальные поля 2 см, ориентация – книжная, абзац – 1,25 см, междустрочный интервал – 1,5).
Работа должна иметь сквозную нумерацию, начиная с титульного листа. На титульном листе номер не ставится.