Таблица 18
№ ОД | Раздел/Тема | Программное содержание | Методический источник | |
Сентябрь | ||||
1. | Экология «Во саду ли в огороде». «Хлеб -всему голова». | Расширять представления детей о многообразии мира растений; об овощах, фруктах, ягодах. Учить узнавать их и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать общие представления о пользе овощей и фруктов, о разнообразии блюд из них. Расширять представления о способах ухода за садово – огородными растениями. Формировать желание делиться впечатлениями. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Стр. 36. В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Познавательное развитие». Стр. 24. | |
2. | Предметное окружение: «Предметы, облегчающие труд человека». | Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту; обратить внимание на то, как к ним относиться; закреплять представления о том, что предметы имеют разное назначение. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Стр. 20. | |
3. | Экология «Экологическая тропа осенью» (на улице). | Расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе деревьев и других растений для человека и животных. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Стр. 38. | |
4. | Социальное окружение: «Сохрани свое здоровье сам». | Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздаровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Познавательное развитие». Стр. 64. | |
Октябрь | ||||
1. | Экология «Берегите животных». | Расширять представления детей о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Воспитывать элементарные представления о способах охраны животных. Формировать представления о том, что человек это часть природы, что он должен защищать ее. Развивать творчество, инициативу и умение работать в коллективе. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Стр. 41. | |
2. | Экология «Пернатые друзья». | Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Стр. 49. | |
3. | Экология «Прогулка по лесу». | Расширять представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: хвойный, лиственный, смешанный. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Стр. 42. | |
4. | Социальное окружение: «Игры во дворе». | Знакомить детей с элементарными основами безопасностями жизнедеятельности, обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Стр. 32. | |
Ноябрь | ||||
1. | Экология «Осенины». | Формировать представления о чередовании времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах и фруктах. Знакомить с традиционным народным календарем. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Развивать познавательную активность, творчество. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Стр. 45. | |
2. | Социальное окружение: «Детский сад». | Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так. Показать общественную значимость детского сада: родители работают, они спокойны, в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Сотрудников детского сада надо благодарить за заботу, уважать их труд, бережно к нему относиться. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Стр. 28. | |
3. | Предметное окружение: «Что предмет расскажет о себе». | Побуждать детей выделять особенности предметов; размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Стр. 24. | |
4. | Предметное окружение: «Кто нас обувает и одевает?» | Обратить внимание на то, что люди всегда стремятся быть красивыми, модными, дать представление о профессиях: (модельер, обувщик, портной, косметолог). | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Познавательное развитие». Стр. 33. | |
Декабрь | ||||
1. | Предметное окружение: «Кто построил новый дом?» | Дать представление о строительных профессиях,; пополнить знания о конструкциях домов; продолжать знакомить с различными строительными материалами. Воспитывать уважение к человеку труда, интерес к истории жилища. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Познавательное развитие». Стр. 30. | |
2. | Социальное окружение: «Транспорт. Службы «01», «02», «03», всегда на страже». | Формировать представления о том, что такое транспорт? Познакомить со службами спасения «01», «02», «03»; Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызвать желание помогать людям в беде, вызвать чувство сострадания и ответственности. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Познавательное развитие». Стр. 37. | |
3. | Экология: «Зимние явления природы». | Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас (снегопад, метель, иней, изморозь). Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность, творчество. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Стр. 57. | |
4. | Экология: «Волшебница – зима. Покормите птиц зимой». | Формировать у детей обобщающее представление о зиме, зимующих птицах, деревьях зимой; развивать познавательный интерес к новогоднему празднику. Воспитывать заботливое отношение к птицам, деревьям; эмоциональный настрой к празднику Елки. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Экология в старшей группе». Стр. 64. | |
Январь | ||||
1. | Экология: «Животные нашего края». | Закрепить знания детей о животных родного края, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных; Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Экология в старшей группе». Стр. 51. | |
2. | Экология: «Животные – наши помощники». | Прививать любовь к домашним животным; познакомить детей с различными породами собак, с историей приручения собаки человеком; дать представление о том, как собаки помогают человеку в жизни; какую пользу для человека приносят другие домашние животные. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Экология в старшей группе». Стр. 44. | |
3. | Экология: «Животные разных стран». | Познакомить детей с животными нашей планеты Земля; закрепить знания о том, в какой части суши живут разнообразные животные; развивать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за охрану животного мира на всей Земле; Познакомить с животными Красной книги. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Экология в старшей группе». Стр. 54. | |
4. | Экология; «Животные холодных стран». | Познакомить детей с животными холодных стран; закрепить знания о том, в какой части планеты живут эти животные; развивать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за охрану животного мира на всей Земле; Познакомить с животными холодных стран, занесенных в Красную книгу. | Интернет ресурсы. | |
Февраль | ||||
1. | Социальное окружение: «Россия – огромная страна». | Формировать представления о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов, сел. Чтобы попасть из одного конца в другой, например из города Калининграда в город Владивосток, нужно несколько дней ехать поездом. Познакомить с Москвой – главным городом, столицей нашей Родины, ее достопримечательностями. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Стр. 46. | |
2. | Предметное окружение: «Кем ты будешь, когда станешь взрослый?» | Формировать представление о том, что такое профессия, вызвать интерес к разным профессиям, воспитывать уважение к людям – профессионалам, способствовать самостоятельности мышления и выбора. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Познавательное развитие». Стр. 39. | |
3. | Социальное окружение: «Российская армия». | Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать родину; охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров. Познакомить с военными профессиями – пограничник, моряк, летчики др. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище; многое знать и уметь, сильным, выносливым, смелым, находчивым. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Стр. 38. | |
4. | Предметное окружение: «Волшебные слова». | Воспитывать уважение друг к другу, к старшим, к мамам и бабушкам, к посторонним. Формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее; формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать детей формулам выражения вежливой просьбы к родителям, благодарности. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Познавательное развитие». Стр. 133. | |
Март | ||||
1. | Экология: «Цветы для мамы». | Расширять знания о многообразии комнатных растений. Развивать познавательный интерес к природе на примере знакомства с комнатными растениями. Дать элементарные представления о размножении растений. Формировать заботливое и внимательное отношение к близким людям; Воспитывать умение доставлять радость и внимание близким. | О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Стр. 62. | |
2. | Социальное окружение: «Моя семья». | Продолжать формировать у детей интерес к семье, членам семьи. Побуждать называть имена, отчества членов семьи; рассказывать об их профессиях, о том какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Стр. 22. | |
3. | Социальное окружение: «О дружбе и о друзьях». | Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай. | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Стр. 25. | |
4. | Экология: «Растения – легкие Земли». | Дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Экология в старшей группе». Стр. 84. | |
Апрель | ||||
1. | Экология: «Весна – красна». | Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; Развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Экология в старшей группе». Стр. 94. | |
2. | Социальное окружение: «Наша Земля. Этот загадочный космос». | Формировать первоначальные представления о творении мира, нашей Земли; воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к живой и неживой природе» развивать стремление детей выразить свою радость; познакомить с историей появления и использования глобуса – модели Земли. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Познавательное развитие». Стр. 155. | |
3. | Экология: «Морские чудеса». | Познакомить детей с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе в воде, желание узнать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Экология в старшей группе». Стр. 80. | |
4. | Предметное окружение: «Творчество Г. Тукая». | |||
Май | ||||
1. | Экология «Таинственный мир насекомых». | Расширять представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Экология в старшей группе». Стр. 117. | |
2. | Социальное окружение: «Татарский поэт – герой Муса Джалиль». | Познакомить детей с творчеством М. Джалиля. Дать представление о таланте поэта. Рассказать о деловых и личностных качествах человека. Подвести к пониманию того, что продукт труда поэта отражают его чувства. Воспитывать чувства признательности, уважения к стихам М. Джалиля. | Интернет ресурсы. | |
3. | Предметное окружение: «Эти мудрые сказки». | Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры - сказками; развивать интерес к русским и татарским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать произведения наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Познавательное развитие». Стр. 44. | |
4. | Социальное окружение: «Правила на всю жизнь». | Закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное – правила не знать, а выполнять; учить быть честным и мужественным, уметь признаваться в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять; формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стойкость перед искушениями, критическое отношение к своему «я», умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера. | В.Н Волчкова, Н.В Степанова. «Познавательное развитие». Стр. 150. | |
5. | Экология «Скоро лето». | Закрепить знания о летних изменениях в живой и неживой природе; Развивать умение сравнивать различные периоды лета, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к наступлению лета в природе. | Интернет ресурсы. | |
ПЕРСПЕКТИВНРОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ