1. Развивающей предметно – пространственной среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы, а также территории, прилегающей к ДОУ, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающей предметно – пространственной среда должна обеспечивать
возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающей предметно – пространственной среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающей предметно – пространственной среда должна быть:
Ø Содержательно – насыщенной,
Ø трансформируемой,
Ø полифункциональной,
Ø вариативной,
Ø доступной,
Ø безопасной,
Ø здоровьесберегающей,
Ø эстетически-привлекательной.
Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасно,
эстетически привлекательное развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям
на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
В группе имеются центры детской деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
Ø Зона умеренной активности: «Центр познания детей»; «Центр книги»; «Центр
занимательной математики».
Ø Зона средней активности: «Центр конструирования»; Центр безопасности»; «Центр
ИЗО - деятельности».
Ø Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности»; «Центр театра»; «Центр игры»; «Центр дежурства».
«Физкультурно – оздоровительный центр»
Ø Оборудование для ходьбы: массажные дорожки, шнур длинный (для профилактики
плоскостопия).
Ø Оборудование для прыжков: обруч цветной, палка гимнастическая, скакалки.
Ø Оборудование для катания, бросания, ловли: мячи резиновые разных диаметров, мяч –
шар надувной, пластмассовые мячики.
Ø Атрибутика к подвижным играм (маски).
Ø Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, платочки,
кубики, погремушки, ленты.
Ø Кегли, кольцебросы.
«Центр познания»
Ø Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру
(шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, овал).
Ø Лото, домино в картинках.
Ø Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок по всем
лексическим темам (одежда, обувь, посуда, овощи, животные, насекомые, игрушки, транспорт, профессии, времана года).
Ø Иллюстрации бытовой техники, используемых дома и в детском саду.
Ø Схемы, модели слов, дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым
обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков.
Ø Числовой ряд.
Ø Цифровой ряд (первый десяток).
Ø Двухполосные карточки для ФЕМП.
Ø Наборное полотно.
Ø Логико – математические игры.
Ø Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам).
Ø Картинки с изображением частей суток и их последовательности.
Ø Мелкая и крупная мозаика.
Ø Наборы разрезных и парных картинок.
Ø Чудесный мешочек.
Ø Полоски различной длины и ширины.
Ø Игры для интеллектуального развития.
Ø Настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания.
Ø Счетные палочки.
Ø Карточки с изображением предметов, изготовленных из различных материалов.
Ø Контурные и цветные изображения предметов.
Ø Наглядно дидактические пособия по экологии.
Ø Пазлы.
Ø Числовые карточки.
Ø Иллюстрации на составление математических задач.
Ø Игры «Воскобовича».
Ø Кубики «Никитина».
Ø Раздаточный материал.
«Центр речевого развития»
Ø Дидактические наглядные материалы.
Ø Предметные и сюжетные картинки и др.
Ø Книжный уголок с соответствующей возрасту литературой.
Ø Игры с грамматическим содержанием.
Ø «чудесный мешочек» с буквами.
Ø Настольно – печатные игры.
Ø Картотека дидактических игр.
Ø Картотека пальчиковых игр.
«Центр творчества (конструирование и ручной труд)
Материал для конструирования:
Ø Строительные наборы с деталями разных форм и размеров.
Ø Фигурки животных для обыгрывания.
Ø Тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый, металлический).
Ø Настольный конструктор «Лего».
Ø Крупные и мелкие объемные формы.
Ø Крупный напольный конструктор.
Материал для ручного труда:
Ø Бумага разных видов (цветная, картон, гофрированная, салфетки и т.д.).
Ø Вата, поролон, текстильные материалы (ленточки, шнурки, ткань).
Ø Подборка бросового материала.
Ø Природный материал.
Ø Инструменты: ножницы, клей, кисть.
Материалы для изо-деятельности:
Ø Произведения живописи.
Ø Наборы цветных карандашей, фломастеров, гуашь, краски акварельные.
Ø Кисточки – тонкие и толстые; баночки для промывания ворса кисти от краски.
Ø Бумага для рисования разного формата.
Ø Раскраски.
Ø Салфетки из ткани, для осушения кисти, салфетки для рук.
Ø Губки из поролона.
Ø Пластилин, доски для лепки.
Ø Стеки разной формы.
Ø Розетки для клея.
Ø Подносы для форм и обрезков бумаги.
Ø Печатки для нанесения узора.
Ø Мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.
Ø Произведения народного искусства.
Ø Выставки работ детского творчества.
«Центр игры».
Ø Сюжетные игрушки.
Ø Игрушки транспорт разного вида.
Ø Игрушки, изображающие предметы труда и быта.
Ø Ролевые атрибуты к играм – имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые
жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Мастерская», «Гараж»).
Ø Игрушки – животные.
Ø Куклы.
Ø Набор посуды.
Ø Разграниченные зоны (кукольный уголок, кухня, салон красоты, магазин, больница, и т.д.).
«Центр театра».
Ø Разные виды театра (настольный, пальчиковый).
Ø Маски, шапочки.
Ø Фланелеграф.
Ø Магнитная доска.
Ø Наглядно-дидактическое пособие «Герои сказок».
«Центр безопасности».
Ø Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД.
Ø Макет улицы.
Ø Дидактические игры.
Ø Иллюстрации и предметы, изображающие опасные предметы, инструменты.
«Цент музыки».
Ø Музыкальные игрушки.
Ø Набор шумовых коробочек.
Ø Компьютер.
Ø Аудиозаписи: детские песни, фрагменты классических музыкальных произведений.
Центр УМК, Уголок «Туган җирем Татарстан»
Таблица 10
Ознакомление с культурой народов Поволжья |
1. Символика РФ и РТ (герб, флаг). Информационный и фотоматериал. |
2. Куклы в татарской и русской национальной одежде (мальчик и девочка). |
3. Информационный и наглядный материал о родном городе (альбом, книги, набор открыток, иллюстрации). |
4. Информационный и фотоматериал о столице РТ г. Казани. |
5. Информационный и наглядный материал о РТ (города РТ, животный, растительный мир). |
6. Информационный материал о Татарстане, России, Башкортостане, Чувашии: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ)__________ |
7. Портреты Г. Тукая, татарских писателей, перевод их произведений и татарские народные сказки. |
8. Образцы татарских национальных орнаментов 5 элементов: - тюльпан - лалә - лист - яфрак - колокольчик - кыңгырау - гвоздика - канәфер чәчәге - трехлистник - өч яфрак |
9. Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами (4 игры), например: 1. «Составь узор» (на блюдце, чашке). 2. «Найди пару» (орнаменты домино). 3. «Найди и назови» (орнамент). 4. «Укрась тюбетейку и калфак». |
10. Художественная литература. |
Дополнительный материал для обеспечения современного уровня организации обучения детей дошкольного возраста государственным языкам РТ и ознакомления с культурой народов Поволжья 1. Ознакомление с художественной литературой: 2. Музыкальное воспитание: - Методическое пособие к аудио-приложению «Шома бас» по обучению детей дошкольного возраста татарским танцевальным движениям; Аудио-приложение к учебно-методическому пособию «Шома бас», включающее 33 татарские танцевальные композиции, адаптированные для обучения детей от 3 до 7 лет; - DVD «Шома бас» видео приложение к методическому пособию по обучению детей дошкольного – возраста татарским танцевальным движениям. DVD, CD - материалы поступившие с Министерства РТ: DVD-диск «Бииләр итек-читекләр», «Пляшут наши сапожки». DVD-диск «Африка хикмәтләре», «Африканские приключения». DVD-диск «Сертотмас урдәк», «Болтливая утка» DVD- диск «Танцы народов Поволжья ». DVD- диск аудио - приложение для методического пособия «Балалар бакчасында әдәп - әхлак тәрбиясе». DVD-диск аудио - китап «Татар әкиятләре», «Сказки на татарском языке». |
Мультфильмы производства Татармультфильм: 1. «Чукмар белән Тукмар» - «Чукмар и Тукмар»; 2. «Ике кыз» - «Две дочери»; 3. «Өч кыз» - «Три дочери»; 4. «Куян кызы» - «Зайка»; 5. «Төлке белән Каз» - «Лиса и Гусь»; 6. «Алтын бөртекләр» - «Золотые зернышки»; 7. «Буләк кемгә?» - «Кому подарок?»; 8. «Агачлар да авырый» - «Деревья тоже болеют»; 9. «Ай белән Кояш» - «Луна и солнце»; 10. «Яңгыр белән кояш» - «Дождь и Солнце»; 11. Сертотмас урдәк» - «Болтливая утка» и т. д. |
Мультфильмы созданные по произведениям Габдуллы Тукая: «Су анасы» - «Водяная»; «Кәҗә белән сарык әкияте» - «Коза и Баран»; «Ак бабай» - «Белый дед»; «Бала белән Кубәләк» - «Ребенок и бабочка» и т.д. |
Закрепление пройденного материала УМК |
Материалы по обучению русскоязычных детей татарскому языку - УМК для детей 5-6 лет "Татарча сөйләшәбез" (Говорим по-татарски), Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Исаева Р. С. и др. |
1. CD — диск «Татарча сөйләшәбез» к проекту «Уйный - уйный усәбез» - «Играя растём». |
2. Предметные картины к проекту «Уйный — уйный усәбез» - «Играя растём». |
3. Дидактические, словесные, ИКТ - игры (разработанные педагогами) к проекту «Уйный - уйный усәбез» - «Играя растём». |
4.Анимационные сюжеты к проекту «Уйный - уйный усәбез» - «Играя растём». |
Информационный материал для родителей:
1. Рекомендации для родителей по обучению детей татарскому языку.
2. Инструкция для входа и регистрации в систему он-лайн школы «Аңа теле».
3. Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по учебно-методическому комплекту «Татарча сөйләшәбез» «Говорим по-татарски».
4.Гимн Республики Татарстан.
5.Информация «Новые подходы в обучении детей государственным языкам РТ в ДОУ».
6.Материалы для закрепления словосочетаний, диалогов по татарскому языку.
7.Материалы о праздниках, знаменательных датах.