А - прямозубая, 6 - косозубая, в - шевронная, г - коническая, д - с круговыми зубьями, е - с внутренним зацеплением.




Классификация машин

Общие сведения о машинах

Машина — это совокупность механизмов, выполняющих определен­ную работу или преобразующих один вид энергии в другой. В зависимо­сти от назначения различают машины — двигатели и рабочие машины.

В зависимости от назначения рабочие машины могут выполнять оп­ределенную работу по изменению формы, размеров, свойств и состоя­ния объектов труда. Объектами труда в предприятиях общественного питания служат пищевые продукты, подвергающиеся различной техно­логической обработке — очистке, измельчению, взбиванию, перемеши­ванию, формированию и т.д.

По степени автоматизации и механизации выполняемых технологиче­ских процессов различают машины неавтоматические, полуавтоматиче­ские, автоматические. В машинах неавтоматического действия загрузка, выгрузка, контроль и вспомогательные технологические операции вы­полняются поваром, закрепленным за данной машиной. В машинах по-

Автоматического действия основные технологические операции вы­полняются машиной, ручные остаются только транспортные, контроль­ные и некоторые вспомогательные процессы. В машинах автоматиче­ского действия все технологические и вспомогательные процессы вы­полняются машиной. Они используются в составе поточных и поточно-механизированных линий и полностью заменяют труд человека.

В зависимости от назначения и вида обрабатываемых продуктов, ма­шины предприятий общественного питания можно подразделить на не­сколько групп.

1. Машины для обработки овощей и картофеля — очистительные, сортировочные, моечные, резательные, протирочные и т.д.

2. Машины для обработки мяса и рыбы — мясорубки, фаршемешал­ки, рыхлители мяса, котлетоформировки и т.д.

3. Машины для обработки муки и теста — просеиватели, тестомесительные. взбивательные и т.д.

4. Машины для нарезки хлеба и гастрономических продуктов — хлеборезка, колбасорезка, маслоделители и т.д.

5 Универсальные приводы — с комплектом сменных исполнитель­ных машин.

Машины для мытья столовой посуды и приборов.

Подъемно-транспортные машины.

 

Основные части и детали машин

Современные машины состоят из большого числа деталей различно­го назначения. Соединяясь между собой, детали образуют узлы. Основ­ными узлами любой машины, используемой в предприятиях обществен­ного питания, являются: станина, корпус, рабочая камера, рабочие ор­ганы, передаточный механизм и двигатель.

Станина — служит для установки и монтажа всех узлов машины. Из­готавливается она обычно литой или сварной и имеет отверстия для за­крепления машины на рабочем месте.

. Корпус машины — предназначен для размещения внутренних частей машины — рабочей камеры, передаточного механизма и т.д. Иногда ста­нина и корпус изготавливаются как одно целое.

Рабочая камера — место в машине, где продукт обрабатывается рабо­чими органами.

Рабочие органы — это узлы и детали машин, непосредственно воздействующие на продукты питания в процессе их обработки.

Передаточный механизм — передает движение от вала двигателя к рабочему органу машины, одновременно обеспечивая требуемые скорость и направление движения. Как правило в качестве двигателя машины используется электродвигатель.

Понятие о передачах

Передачей называется механическое устройство, передающее враща­тельное движение от вала электродвигателя к валу рабочих органов. Од­новременно передачи позволяют изменять скорость вращения вала, на­правление движения на противоположное и преобразовывать один вид движения в другой.

В механических передачах вал с закрепленными на нем деталями, передаю­щими вращение, называется ведущим, а вал с деталями вращения — ведомым.

Все механические передачи можно разделить на ременные, зубчатые, червячные, цепные и фрикционные.

Зубчатые передачи (рис. 1-1) — это механизм, состоящий из 2-х зубчатых колес, сцепленных между собой. Эти передачи получили ши­рокое применение в передаточных механизмах машин.

В зависимости от конструкции и расположения зубчатых колес, зуб­чатые передачи подразделяются на цилиндрические, конические и пла­нетарные. По способу зацепления зубьев, зубчатые передачи делятся на передачи с внешним и внутренним зацеплением.

В зависимости от расположения зубьев, колеса подразделяются на прямозубые, косозубые и шевронные. Для передачи сложного враща­тельного движения используется планетарный зубчатый механизм (рис. 1-2"а"), при котором одно зубчатое колесо неподвижно, другое совер­шает двойное вращение: вокруг своей оси и вокруг оси неподвижного колеса (взбивальная машина).

Ременная передача (рис. 1-2"г") — осуществляется при помощи двух шкивов, закрепленных на ведущем и ведомом валах, и надетого на эти шкивы ремня. Вращение от одного вала к другому передается посредством трения, возникшего между шкивом и ремнем.

Ремень в поперечном сечении может иметь форму прямоугольника — плоскоременная передача, трапеции — клиноременная передача, круга — круглоременная передача. Ремни выполняются из кожи или хлопчатобу­мажной и прорезиненной ткани. Нормальная работа зависит от правильно­го натяжения ремня. Ременная передача бесшумна в работе, проста по конструкции и предохраняет машину от поломки в случае заклинивания, так как ремень будет пробуксовывать. На предприятиях общественного пита­ния широкое применение получила клиноременная передача, применяемая в картофелечистках, мясорубках, холодильных агрегатах и т.д.

Рис. 1-1. Зубчатые передачи.

а - прямозубая, 6 - косозубая, в - шевронная, г - коническая, д - с круговыми зубьями, е - с внутренним зацеплением.

Червячная передача (рис. 1-2 "б") применяется для передачи движения между валами с пересекающимися осями. Состоит она из винта со специальной резьбой (червяк) и зубчатого колеса с зубьями соответствующей формы. Эти передачи компактны, бесшумны и значительно снижают скорость вращения вала.

Цепная передача (рис. 1-2 "в") состоит из 2-х закрепляемых на валах звездочек и шарнирной гибкой цепи, которая надевается на звездочки и служит для их связи. Эти передачи применяются в механизмах и машинах при больших расстояниях между валами и параллельном расположении их осей. Цепные передачи обеспечивают постоянное передаточное отношение и по сравнению с ременной передачей позволяют передавать большие мощности, кроме того, одной цепью можно приводить в движение нескольких валов. К недостаткам цепной передачи можно отнести высокую стоимость обслуживания, сложность изготовления и шума в процессе работы.

Фрикционная пере­дача (рис. 1-2"д") - состоит из 2-х катков, насаженных на валы и прижатых один к дру­гому. Вращение от ве­дущего катка передает­ся ведомому за счет силы трения.

При передаче враще­ния между параллель­ными валами применя­ются цилиндрические передачи, между пере­секающимися валами — конические.

Эти передачи про­сты по конструкции, бесшумны в работе и самопредохраняются от перегрузок, однако имеют некоторые не­достатки: низкий КПД — 80-90%, непостоян­ное передаточное чис­ло и повышенный износ катков.

Кривошипно-шатунный механизм предназначен для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное движение рабоче­го инструмента. Он состоит из коленчатого вала, шатуна и поршня. При вращении коленчатого вала, шатун заставляет поршень перемещаться возвратно-поступательно. Этот механизм применяется в компрессорах холодильного оборудования.

Рис. 1-2. Передаточные механизмы

а - планетарная передача, 1 - неподвижное колесо, 2 - ведомое колесо, 3 - водило; б - червячная передача, - вал с червяком, 2 - червячное колесо; в - цепная передача, 1 - звездочка, 2 - цепь; г - ременная передача, 1 - шкив, 2 - ремень; д - о>рикциониая передача, 1 - каток.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: