Крымский государственный медицинский университет
Им. С.И. Георгиевского
Кафедра русского языка
Сборник
Тренировочных упражнений
По грамматике русского языка
Для иностранных студентов
В тетрадях
Тетрадь 6
|
Симферополь, 2013
Составитель – профессор Ховалкина А.А.
Аннотация
Настоящее издание предназначено для аудиторной и внеаудиторной работы со студентами, обучающимися на русском языке.
В сборнике использованы материалы, разработанные на кафедре русского языка и вошедшие в учебно-методическое пособие: «Рабочая тетрадь по конструированию сложного предложения для аудиторных и внеаудиторных занятий студентов I-II курсов». – Симферополь, 2000 г., а также методические разработки преподавателей Лежневой Г.В., Лустиной В.Ф., Гадомской Г.П.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. | Сложное предложение: выражение определительных отношений…… | |
ТЕМА 2. | Сложное предложение: выражение значения добавочного действия (одновременного или предшествующего основному действию)……… | |
ТЕМА 3. | Сложное предложение: выражение объектных отношений……………. | |
ТЕМА 4. | Сложное предложение: выражение значения места……………………… | |
ТЕМА 5. | Сложное предложение: выражение значения времени…………………. | |
ТЕМА 6. | Сложное предложение: выражение значения причины и следствия… | |
ТЕМА 7. | Сложное предложение: выражение условия……………………………….. | |
ТЕМА 8. | Сложное предложение: выражение уступительных отношений………. | |
ТЕМА 9. | Сложное предложение: выражение цели……………………………………. |
Тема 1: | Сложное предложение: выражение определительных отношений |
Задание 1. Закончите предложения, используя нужную форму причастия.
1. (живущий в нашем общежитии):
- Мы ходим в гости к земляку, (к какому?) _____________________________________
- Вчера я был у земляка, (у какого?) _________________________________________
- Вы знаете моего земляка, (какого?) _______________________________________
- Я дружу с земляком, (с каким?) _____________________________________________
- Я уже говорил вам о земляке, (о каком?) _____________________________________
2. (лежащая в больнице):
- Мы были у подруги, (у какой?) ____________________________________________
- Завтра я хочу пойти к подруге, к какой?) __________________________________
- Вы знакомы с моей подругой, (с какой?) ____________________________________
- Врачи должны делать операцию подруге, (какой? __________________________
- Мы купили фрукты подруге, (какой?) _____________________________________
3. (приехавшие с родины):
- Мы встречали в аэропорту друзей, (каких?) ________________________________
- Мы показали город друзьям, (каким?) _____________________________________
- Они познакомились с моими друзьями, (какими?) ____________________________
- Он расспрашивал меня о друзьях, (о каких?) _________________________________
- Это вещи друзей, (каких?) _______________________________________________
Задание 2. Прочитайте следующие пары предложений. Подчеркните слова, которые повторяются в обоих предложениях. Проанализируйте, как два предложения из левой колонки соединяются в одно. В новом предложении подчеркните слово, к которому относится выделенный причастный оборот.
1. Некоторые вещества состоят из атомов одного вида. Эти вещества называются простыми. | какие? = 1. Вещества, состоящие из атомов одного вида, называются простыми. |
2. Этот студент изучал русский язык в университете. Он хорошо говорит по-русски. | какой? = 2. Этот студент, изучавший русский язык в университете, хорошо говорит по-русски. |
3. Мы прочитали статью. Эта статья рассказывает об истории Симферополя. | какую? = 3. Мы прочитали статью, рассказывающую об истории Симферополя. |
Задание 3. Прочитайте пары предложений, подчеркните в обоих предложениях имена существительные и замещающие их местоимения. Соедините пары предложений, используя причастия в правильной форме. Следите за порядком слов в предложении.
1. Вчера у нас в гостях был приятель. Он приехал недавно с родины. __________________ ___________________________________________________________________________
2. Мне надо отдать деньги подруге. Она купила мне словарь._________________________ ___________________________________________________________________________
3. В зале сидели студенты. Они поступили в этом году в наш институт. ________________ ___________________________________________________________________________
4. Некоторые студенты уже уехали на каникулы. Они сдали все экзамены досрочно. _____ ___________________________________________________________________________
5. Моя подруга хочет поступить на медицинский факультет. Она закончила школу с золотой медалью. ___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
6. Приятель рассказал мне о последних событиях в нашей стране. Он получил письмо. ___ ___________________________________________________________________________
7. Мы прочитали статью. Она рассказывает об исторических памятниках этого города. ___________________________________________________________________________
8. У меня есть товарищ. Он хорошо играет на гитаре и мечтает стать артистом. ___________________________________________________________________________
9. Эпителий вырабатывает гормоны. Эти гормоны участвуют в обмене веществ. ___________________________________________________________________________
10. Мембрана ядра представляет собой тонкую оболочку. Эта оболочка состоит из внутренней и наружной мембран. ______________________________________________ ___________________________________________________________________________
11. Эндоплазматический ретикулум – это паспортная система. Она выполняет передвижение веществ в клетку и из клетки. _____________________________________ ___________________________________________________________________________
Задание 4. Прочитайте образец. Проанализируйте условия использования активных и пассивных причастий. Выполните задания по образцу.
а) Модель: Студент решает задачу.
– Студент, решающий задачу... – Задача, решаемая студентом...
1. Переводчик переводит статью.
– Переводчик, ____________________________ – Статья, ____________________________
2. Дедушка любит внучку.
– Дедушка, ______________________________ – Внучка, _____________________________
3. Преподаватель проверяет контрольную работу.
– Преподаватель, ______________________ – Контрольная работа, ____________________
4. Грудная клетка защищает сердце и лёгкие.
– Грудная клетка, ________________________ – Сердце и лёгкие, ______________________
5. Щитовидная железа вырабатывает гормоны.
– Щитовидная железа, _____________________ – Гормоны, __________________________
б) Модель: Студент прочитал статью.
– Студент, прочитавший статью,... – Статья, прочитанная студентом,...
1. Человек сделал работу.
– Человек, __________________________ – Работа, ______________________________
2. Рабочие построили здание.
– Рабочие, ___________________________ – Здание, _____________________________
3. Студенты сдали экзамен.
– Студенты, __________________________ – Экзамен, ___________________________
4. Мальчик закрыл окно.
– Мальчик, ___________________________ – Окно, _______________________________
5. Друзья рассказали историю.
– Друзья, ______________________________ – История, ___________________________
6. Студенты организовали вечер.
– Студенты, ___________________________ – Вечер, _____________________________
7. Больной вызвал врача.
– Больной, _____________________________ – Врач, _____________________________
8. Врач прооперировал больную.
– Врач, ________________________________ – Больная, __________________________
9. Учёные получили новое вещество.
– Учёные, _____________________________ – Вещество, _________________________
10. Клетки выделили вещество.
– Клетки, ____________________________ – Вещество, __________________________
Тема 2: | Сложное предложение: выражение значения добавочного действия (одновременного или предшествующего основному действию) |
Задание 1. Найдите и подчеркните деепричастия с относящимися к нему словами. Определите значение деепричастия: время (одновременное или предшествующее добавочное действие), причина, условие, уступка. Постройте сложные предложения, используя союзы со значением времени, причины, условия, уступки: КОГДА, ПОСЛЕ ТОГО КАК, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ХОТЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО.
1. Проснувшись в шесть часов, я быстро встал. ______________________________________
2. Получив все зачёты, студенты начали готовиться к экзаменам._______________________ ____________________________________________________________________________
3. Учась в медуниверситете, студент должен много заниматься. ________________________ _____________________________________________________________________________
4. Посмотрев в окно, я увидел своего друга. _________________________________________
5. Девушка замерзла, сидя на улице. _______________________________________________
6. Проходя мимо главного корпуса, мы встретили декана. _____________________________ _____________________________________________________________________________
7. Собираясь вместе, учёные обсуждали проблемы развития науки. _____________________ _____________________________________________________________________________
8. Не зная правила, вы не сможете решить задачу. ____________________________________ _____________________________________________________________________________
9. Дыша носом, человек поглощает на 25% воздуха больше. ___________________________ _____________________________________________________________________________
10. Используя новые методы, мы получаем хорошие результаты.________________________ _____________________________________________________________________________
11. Проболев больше месяца, я всё-таки смог сдать экзамены. __________________________ _____________________________________________________________________________
12. Серьёзно занимаясь спортом, он успевает ещё и хорошо учиться. _____________________ _____________________________________________________________________________
Задание 2. Преобразуйте предложения по модели:
Модель: Отдохнув, мы собрались уходить. = Мы отдохнули и собрались уходить.
1. Достав из кармана зажигалку, он закурил. ________________________________________
2. Случая радио, мы узнаём последние новости. _____________________________________
3. Сидя в парке, студент готовился к зачёту._________________________________________
4. Встретив знакомого, я поздоровался с ним. _______________________________________
5. Войдя в комнату, я включил свет.________________________________________________
6. Встретившись с ним, я решу этот вопрос. _________________________________________
7. Собравшись, специалисты обсудили результаты эксперимента. ______________________ _____________________________________________________________________________
8. Воздух, проходя через носовую полость, очищается и согревается. ___________________ _____________________________________________________________________________
9. Выходя из левого желудочка, кровь поступает в аорту.______________________________ _____________________________________________________________________________