1. Где много слов, _____________________________________________________________.
2. Смелый там найдёт, __________________________________________________________.
3. Куда иголка, ________________________________________________________________.
4. Где упадёт яблоко, ___________________________________________________________.
5. Земля цветёт там, ____________________________________________________________.
6. Там, где роза растёт, __________________________________________________________.
7. Куда сердце летит, ___________________________________________________________.
Недостающие элементы: где робкий потеряет; туда и облако глядит; где есть герои; там вырастет яблоня; туда и нитка; там мало мудрости; её не ценят.
Тема 5: | Сложное предложение: выражение значения времени |
Задание 1. Прочитайте предложения. Какие из них выражают совпадающие и не совпадающие по процессуальности и результативности действия? Объясните, по каким признакам вы это определили.
1. Когда повышается температура, повышается давление любого газа.
2. Когда мы проводили эксперимент, неожиданно погас свет.
3. Пока ребёнок находился в тяжёлом состоянии, врачи не отходили от его постели.
4. Пока я буду готовить обед, ты сходи в магазин.
5. В то время как по телевизору шёл новый фильм, мы были на занятиях.
6. В то время как фильм уже заканчивался, мы вернулись домой.
7. Когда человек страдает ожирением, дыхание у него затруднено.
8. Когда организм ослаблен, он плохо сопротивляется болезням.
9. По мере того как нормализуется сердечная недостаточность, состояние больного улучшается.
10. По мере того как мы приближались к морю, становилось холоднее.
Задание 2. Восстановите предложения, используя нужные по смыслу союзы.
1. _______________ у больного появляются первые признаки гриппа, необходимо обращаться к врачу.
2. Мы встали, ___________ всходило солнце.
3. ____________ приезжал брат, наша жизнь изменялась.
4. _____________ я играл в шахматы, товарищи смотрели телевизор.
5. __________________________ ему заваривали чай, он сидел и молчал.
6. _____________________ поезд приближался к станции, он уменьшал скорость.
7. _____________________ я узнавал этого человека, он всё больше нравился мне.
8. ___________________ мой друг на меня обижен, он со мной не разговаривает.
9. _________________ человек счастлив, он хочет поделиться своим счастьем с другими.
Задание 3. Восстановите предложения, выразив отношения совпадения действий
а) по процессуальности:
1. Вчера, когда я ________________ реферат, я ________________________его новой информацией (переписывать-переписать; дополнять-дополнить).
2. Когда я _______________ трудный текст, я ________________словарём (читать-прочитать; пользоваться-воспользоваться).
3. По мере того как _________________человеческая мысль, физический труд _______________ умственным (развиваться-развиться; сменяться-смениться).
4. В то время когда мы _____________________в лаборатории, наш преподаватель ______________________ контрольные работы (работать-поработать; проверять-проверить).
б) не совпадение действий по результативности:
1. Пока я ______________ в больнице, мои товарищи ______________первый экзамен (лежить-полежать; сдавать-сдать).
2. Пока ты ______________текст, я ________________на несколько минут к товарищу (переводить-перевести; заходить-зайти).
3. Когда больной _________________в состоянии клинической смерти, врачи _________________ непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию лёгких (находиться; начинать-начать).
4. В то время когда мы _______________с моря, солнце (возвращаться-возвратиться; заходить-зайти).
5. Когда _________________функция поджелудочной железы, человек ___________диабетом (нарушен; страдать-пострадать).
Задание 4. Передайте содержание двух простых предложений одним сложным. Используйте нужные по смыслу союзы.
1. Больной находится в состоянии клинической смерти. Необходимо начинать реанимационные мероприятия._________________________________________________ _____________________________________________________________________________
2. В тканях организма накапливается вирус гриппа. Возникает тяжёлая интоксикация. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Возрастает уровень холестерина в крови. Увеличивается опасность инфаркта миокарда.____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
4. Я буду говорить с преподавателем. Я попрошу разрешения присутствовать на операциях. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Врач делает записи в истории болезни. Больной одевается после осмотра. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
6. Мой брат закончил институт. Я учился на первом курсе. ____________________________ _____________________________________________________________________________
7. Было уже очень поздно. Мы вернулись домой. _____________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5. Закончите предложения.
1. Было ещё совсем рано, когда ____________________________________________________
2. Пока меня не было дома, _______________________________________________________
3. По мере того как я поправлялся после болезни, ____________________________________
Задание 6. Что вы скажете в следующих ситуациях? Используйте изученные конструкции времени.
1. Вы хотите позвонить по телефону. Предложите товарищу в это время купить газету. ____________________________________________________________________________
2. Посоветуйте товарищу, чтобы он, читая медицинские статьи, делал выписки._____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________
3. Объясните, что вы не можете уйти из лаборатории, вы проводите эксперименты________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 7. Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
1. Когда пьёшь воду, помни об источнике.
2. Пока можно договориться о мире, не стучись в двери войны.
3. Когда одна сторона уступает, спор кончается.
4. Не осуждай, пока не выслушаешь обе стороны.
Тема 6: | Сложное предложение: выражение значения причины и следствия |
Задание 1. Прочитайте сложные предложения, подчеркните главную часть, задайте от неё вопрос к придаточной части.
1. Он правильно говорит по-русски, потому что много читает.
2. Впереди ничего не было видно, так как был сильный туман.
3. Оттого что мы встали очень рано, этот день казался мне очень длинным.