Задание 7. Завершите пословицы, используя недостающие элементы.




1. Где много слов, _____________________________________________________________.

2. Смелый там найдёт, __________________________________________________________.

3. Куда иголка, ________________________________________________________________.

4. Где упадёт яблоко, ___________________________________________________________.

5. Земля цветёт там, ____________________________________________________________.

6. Там, где роза растёт, __________________________________________________________.

7. Куда сердце летит, ___________________________________________________________.

 

Недостающие элементы: где робкий потеряет; туда и облако глядит; где есть герои; там вырастет яблоня; туда и нитка; там мало мудрости; её не ценят.

 

Тема 5: Сложное предложение: выражение значения времени

Задание 1. Прочитайте предложения. Какие из них выражают совпадающие и не совпадающие по процессуальности и результативности действия? Объясните, по каким признакам вы это определили.

 

1. Когда повышается температура, повышается давление любого газа.

2. Когда мы проводили эксперимент, неожиданно погас свет.

3. Пока ребёнок находился в тяжёлом состоянии, врачи не отходили от его постели.

4. Пока я буду готовить обед, ты сходи в магазин.

5. В то время как по телевизору шёл новый фильм, мы были на занятиях.

6. В то время как фильм уже заканчивался, мы вернулись домой.

7. Когда человек страдает ожирением, дыхание у него затруднено.

8. Когда организм ослаблен, он плохо сопротивляется болезням.

9. По мере того как нормализуется сердечная недостаточность, состояние больного улучшается.

10. По мере того как мы приближались к морю, становилось холоднее.

 

Задание 2. Восстановите предложения, используя нужные по смыслу союзы.

 

1. _______________ у больного появляются первые признаки гриппа, необходимо обращаться к врачу.

2. Мы встали, ___________ всходило солнце.

3. ____________ приезжал брат, наша жизнь изменялась.

4. _____________ я играл в шахматы, товарищи смотрели телевизор.

5. __________________________ ему заваривали чай, он сидел и молчал.

6. _____________________ поезд приближался к станции, он уменьшал скорость.

7. _____________________ я узнавал этого человека, он всё больше нравился мне.

8. ___________________ мой друг на меня обижен, он со мной не разговаривает.

9. _________________ человек счастлив, он хочет поделиться своим счастьем с другими.

 

Задание 3. Восстановите предложения, выразив отношения совпадения действий

а) по процессуальности:

1. Вчера, когда я ________________ реферат, я ________________________его новой информацией (переписывать-переписать; дополнять-дополнить).

2. Когда я _______________ трудный текст, я ________________словарём (читать-прочитать; пользоваться-воспользоваться).

3. По мере того как _________________человеческая мысль, физический труд _______________ умственным (развиваться-развиться; сменяться-смениться).

4. В то время когда мы _____________________в лаборатории, наш преподаватель ______________________ контрольные работы (работать-поработать; проверять-проверить).

 

б) не совпадение действий по результативности:

1. Пока я ______________ в больнице, мои товарищи ______________первый экзамен (лежить-полежать; сдавать-сдать).

2. Пока ты ______________текст, я ________________на несколько минут к товарищу (переводить-перевести; заходить-зайти).

3. Когда больной _________________в состоянии клинической смерти, врачи _________________ непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию лёгких (находиться; начинать-начать).

4. В то время когда мы _______________с моря, солнце (возвращаться-возвратиться; заходить-зайти).

5. Когда _________________функция поджелудочной железы, человек ___________диабетом (нарушен; страдать-пострадать).

Задание 4. Передайте содержание двух простых предложений одним сложным. Используйте нужные по смыслу союзы.

 

1. Больной находится в состоянии клинической смерти. Необходимо начинать реанимационные мероприятия._________________________________________________ _____________________________________________________________________________

2. В тканях организма накапливается вирус гриппа. Возникает тяжёлая интоксикация. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Возрастает уровень холестерина в крови. Увеличивается опасность инфаркта миокарда.____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

4. Я буду говорить с преподавателем. Я попрошу разрешения присутствовать на операциях. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Врач делает записи в истории болезни. Больной одевается после осмотра. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

6. Мой брат закончил институт. Я учился на первом курсе. ____________________________ _____________________________________________________________________________

7. Было уже очень поздно. Мы вернулись домой. _____________________________________ _____________________________________________________________________________

 

Задание 5. Закончите предложения.

1. Было ещё совсем рано, когда ____________________________________________________

2. Пока меня не было дома, _______________________________________________________

3. По мере того как я поправлялся после болезни, ____________________________________

 

Задание 6. Что вы скажете в следующих ситуациях? Используйте изученные конструкции времени.

 

1. Вы хотите позвонить по телефону. Предложите товарищу в это время купить газету. ____________________________________________________________________________

2. Посоветуйте товарищу, чтобы он, читая медицинские статьи, делал выписки._____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

3. Объясните, что вы не можете уйти из лаборатории, вы проводите эксперименты________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

 

Задание 7. Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

1. Когда пьёшь воду, помни об источнике.

2. Пока можно договориться о мире, не стучись в двери войны.

3. Когда одна сторона уступает, спор кончается.

4. Не осуждай, пока не выслушаешь обе стороны.

Тема 6: Сложное предложение: выражение значения причины и следствия

Задание 1. Прочитайте сложные предложения, подчеркните главную часть, задайте от неё вопрос к придаточной части.

1. Он правильно говорит по-русски, потому что много читает.

2. Впереди ничего не было видно, так как был сильный туман.

3. Оттого что мы встали очень рано, этот день казался мне очень длинным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: