1. Когда я выходил из магазина, я увидел моего друга.________________________________ _____________________________________________________________________________
2. Он почувствовал себя плохо и поэтому пошёл к врачу. _____________________________ _____________________________________________________________________________
3. Когда я возвращался домой, я потерял ключ. _____________________________________ _____________________________________________________________________________
4. Когда я вернулся домой, я увидел, что меня ждут друзья. ___________________________ _____________________________________________________________________________
5. Я прожил несколько месяцев в Киеве и уехал в Крым.______________________________ _____________________________________________________________________________
6. Преподаватель проверил контрольную работу и нашёл в ней ошибки. _________________ _____________________________________________________________________________
7. Я посоветовался с друзьями и принял решение. ____________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 4. Для выражения каждой мысли используйте три следующие конструкции.
Модель: Попадая в организм, бактерии вызывают заболевание. =
Бактерии попадают в организм и вызывают заболевание. =
Когда бактерии попадают в организм, они вызывают заболевание.
1. Подъехав к вокзалу, машина остановилась._______________________________________ _____________________________________________________________________________
2. Гуляя с собакой, я встретил своего друга. _________________________________________ _____________________________________________________________________________
3. Поговорив с тобой, я успокоился. _______________________________________________ _____________________________________________________________________________
4. Оттекая от лимфатических узлов, лимфа собирается в крупных лимфатических сосудах. _____________________________________________________________________________
5. Соединяясь между собой не в одной плоскости, а во всех измерениях, сосуды образуют сплетение. __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Задание 5. Постройте предложения, используя деепричастия с относящимися к ним словами.
1. Он почувствовал себя лучше и пошёл дальше. _____________________________________
2. Я выполнил работу и пошёл отдыхать. ___________________________________________
3. Студент выполнил задание и получил новое. ______________________________________
4. Мой друг сдал экзамены и уехал на каникулы домой. _______________________________ _____________________________________________________________________________
5. Я хорошо подготовился к экзамену и успешно сдал его. _____________________________ _____________________________________________________________________________
6. Я вышел из лаборатории и вспомнил, что не выключил свет. ________________________ _____________________________________________________________________________
7. Я пришёл домой и открыл окно. _________________________________________________
Задание 6. Закончите предложения.
1. Сдав экзамены, _____________________________________________________________
2. Отвечая на экзамене, ________________________________________________________
3. Почувствовав себя плохо, ____________________________________________________
4. Готовя ужин, _______________________________________________________________
5. Приехав в Крым, ____________________________________________________________
Тема 3: | Сложное предложение: выражение объектных отношений |
Задание 1. В следующих предложениях задайте вопрос от выделенных глаголов и запишите его в скобках.
1. Профессор рассказал (_______) о своей большой занятости. | 1. Профессор рассказал (_______), что он очень занят. |
2. Преподаватель сообщил (_______) об успешно прошедшей олимпиаде. | 2. Преподаватель сообщил(_______), что олимпиада прошла успешно. |
3. Мальчик уверял(_______) в своей невиновности. | 3. Мальчик уверял(_______), что он не виновен. |
Задание 2. Сложные предложения трансформируйте в простые по модели.
Модель: Дочь сказала, что купила учебник. = Дочь сказала о покупке учебника.
1. На заседании говорили, что необходимо создать благоприятные условия для новых исследований. = ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
2. В библиотеке сказали, что поступили новые книги. = _______________________________
________________________________________________________________________________
3. Декан сообщил родителям, что их сын пропускает занятия. = _____________________
________________________________________________________________________________
4. Сын прошептал, что родителей вызывают в школу. = _______________________________
________________________________________________________________________________
5. Девочка едва вымолвила, что очень устала. = ______________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 3. Простые предложения трансформируйте в сложные по модели.
Модель: Дочь сказала о покупке учебника. = Дочь сказала, что купила учебник.
1. Деканат предупредил студентов о предстоящей экскурсии. = _______________________
________________________________________________________________________________
2. Декан напомнил студентам о приближении модуля. = _______________________________
________________________________________________________________________________
3. Сын заявил о своём желании работать. = ___________________________________________
________________________________________________________________________________
4. Друзья договорились о скорой встрече. = __________________________________________
________________________________________________________________________________
5. По радио объявили о надвигающемся наводнении. = ________________________________
________________________________________________________________________________
6. Ребята проговорились о готовящемся сюрпризе. = __________________________________
________________________________________________________________________________
7. Учёный рассказывал о необходимости бережного обращения с природными ресурсами. =
________________________________________________________________________________
Задание 4. Прочитайте предложения и подчеркните глаголы, передающие значениеречи, мысли и чувства одной чертой (–) и значение волеизъявления двумя чертами (=).
1. Меня предупредили, что надо прийти утром. | 1. Меня предупредили, чтобы я пришел утром. |
2. Библиотекарь напомнила, что я завтра должен вернуть книгу. | 2. Библиотекарь напомнила, чтобы я завтра вернул книгу. |
3. Врач сказал, что больной сделал анализ крови. | 3. Врач сказал, чтобы больной сделал анализ крови. |
4. Необходимо знать, что антибиотики принимают только по назначению врача. | 4. Необходимо, чтобы антибиотики принимали только по назначению врача. |
5. Врач просил пациента регулярно принимать лекарство. | 5. Врач просил пациента, чтобы он регулярно принимал лекарство. |
6. Знакомые советовали мне обязательно съездить в Новгород. | 6. Знакомые советовали мне, чтобы я обязательно съездил в Новгород. |
7. Учитель приказал ребятам собраться у школы перед началом уроков. | 7. Учитель приказал ребятам, чтобы они собрались у школы перед началом уроков. |
Задание 5. Трансформируйте простые предложения с инфинитивом цели в сложные.
1. Студенты попросили разрешить им сдать первый экзамен в мае.
________________________________________________________________________________
2. Дети попросили тренера разрешить им ещё немного поплавать в бассейне.
________________________________________________________________________________
3. Библиотекарь требовал вернуть эту книгу сегодня же.
________________________________________________________________________________
4. Лаборант предложил аспиранту воспользоваться для опыта новым оборудованием.
________________________________________________________________________________
5. Экскурсовод посоветовал туристам зайти в музей ещё раз.
________________________________________________________________________________