Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака




Теоретико-методологический основы исследования ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака

 

Теоретические подходы к изучению ценностных ориентаций молодежи в отношении семьи и брака

 

Еще в древние времена люди пытались понять природу человеческого мышления, найти объяснение поведению человека с точки зрения гуманитарных наук. В настоящее время интерес к изучению природы мотивации поведения человека только усилился. Отношение человека к социальной действительности, внутренняя готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов является одним из феноменов, которым современная социология уделяет особое значение. Ведь в процессе трансформации общества происходят значимые изменения в области психологических характеристик личности. В период преобразования наиболее восприимчивым элементом в структуре личности является система ценностных ориентаций.

Само понятие «ценность» берет свои истоки еще в ранних философских учениях. Еще мыслители древних времен пытались понять, чем является для человека добро, красота; что есть пригодное и полезное для человечества. Ценность в философских учениях-то, что чувства предпочитают всему другому; к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением; является существенным свойством объекта, сущностью и условием его бытия. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого - малую или вообще никакой. С формальной точки зрения ценностиделятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности), на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные.

По содержанию различаются материальные ценности: приятное, полезное и пригодное; а также логические, этические и эстетические ценности: истина, добро, прекрасное.

В социологии принято считать, что ценности занимают особое место в культуре. Многие социологи считают, что именно ценности составляют определяющий элемент культуры. Понятие «ценности» в социологии - это общепринятые убеждения относительно целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является. Но как философы, так и социологи склонны полагать, что ценности формируются под воздействием убеждений и верований.

Само же понятие «ценностная ориентация» впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом. Ценностная ориентация - это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности и средств их достижения. Ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения.

Категория «ценностная ориентация» является фокусом, в котором сходятся точки зрения отраслей научного знания на личность. С ней связаны все основные понятия, которые разрабатывались в философии, социологии, социальной психологии, педагогике.

Значимость ценностей в жизни личности и общества была осознана еще античными философами. Были предприняты попытки сформулировать вопросы, касающиеся сферы ценностных ориентаций человека: существует ли высшее счастье? В чем смысл жизни человека? Что есть истина? Что нужно любить и что ненавидеть? Что такое красота? Философы отмечали противоречивость природы ценности: красивые вещи могут спровоцировать человека на преступление; красивые слова - скрывать неблаговидные замыслы, а красивая внешность - духовное уродство.

Ценностные ориентации - важнейший компонент сознания личности, существенно влияющий на восприятие окружающей среды, отношение к обществу, социальной группе, на представления человека о самом себе. Как элемент структуры личности они отражают ее внутреннюю готовность к действиям по удовлетворению потребностей и целей, дают направление ее поведению во всех сферах деятельности.

Специфика ценностных ориентаций состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием. Ценностные ориентации представляют собой особым образом структурированную и иерархизированную систему ценностных представлений, выражающих субъективное отношение личности к объективным условиям жизни, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценностные ориентации являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности.

Ценностная ориентация включает в себя три компонента:

1. Когнитивный, или смысловой, в котором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляется научное познание действительности, способствующее становлению ценностного отношения;

2. Эмоциональный, который предполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям и определяет личностный смысл этого отношения;

3. Поведенческий, базирующийся на результатах взаимодействия первых двух компонентов. Благодаря познанию действительности и ее ценностному переживанию субъектом формируется готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманным планом.

Проанализировав понятия «ценности» и «ценностных ориентаций» следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) - социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов, поскольку именно они выступают связующим звеном между индивидом и обществом. Механизм ценностной ориентации реализуется следующим образом: потребность - интерес - установка - ценностная ориентация. Интерес - это осознанная потребность, установка - предрасположенность к определенной оценке на основе социального опыта, приобретаемого личностью по отношению к тем или иным социальным явлениям, и готовность поступать в соответствии с данной оценкой. Ценностная ориентация воспринимается как общая направленность сознания и повеления личности.

Наибольший интерес в социологии занимает изучение такой ценности, как семья и брак. Общеизвестно, что семья - базовая ячейка общества. Будучи социальным институтом, семья заключает в себе ряд функций, которые неподвластны выполнению ни одному институту.

Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Мыслители древнего мира, включая античность, рассматривали семью с позиций теологических и патриархальных представлений. Семья считалась исходной микромоделью общества, все социальные отношения выводились из семейных, а само общество представлялось разросшейся вширь семьей со всеми патриархальными атрибутами: авторитарностью, собственностью, жесткой субординацией внутрисемейных отношений.

Говоря об изучении семьи, невозможно не упомянуть Э. Дюркгейма, который внес весомый вклад в становление социологии как науки. Особое внимание Дюркгейм уделял изучению социальных институтов. Любой социальный институт, исходя из его учения, например семья, брак или какой-либо обычай, можно, рассматривать научно, как и другие объекты исследования. Их можно изучать, описывать и сравнивать, оперируя различными данными, касающимися этих «институтов». Изучение таких данных является наукой только тогда, когда их (данные) можно упорядочить по определенной системе понятий, выведенной из существенных признаков рассматриваемых институтов. Например, в обществе имеются общности, основанные на кровном родстве. Каждую такую общность Э. Дюркгейм относит к категориальному понятию «семья».

Э. Дюркгейм рассматривает институт семьи как часть социальной реальности, включенной в универсальный порядок. Семья - устойчивое, основательное явление, подчиненное объективным законам бытия. Семья - форма коллективной жизни, форма ассоциации индивидов. Общество как социальная реальность всегда автономно по отношению к индивиду.

Говоря об изучении семьи как ценности в социологии, стоит отметить такого знаменитого социолога, как М. Вебер. Будучи знаменитым представителем классического направления, Вебер не изучал семью как специальный объект социологического анализа, но его методологические подходы весьма плодотворны для социологии семьи. Основная идея веберовской социальной философии - рационализация социальной жизни - предполагает возможность оптимизации межчеловеческих взаимоотношений и культуры семейных отношений. Веберовское понятие социального действия сделало его учение «понимающей социологией». Вебер выделяет специфику человеческого поведения, отличающегося осознанностью и учетом ожиданий других людей. Понимающая социология Вебера - классический фундамент позитивистских теорий семьи.

Определение семьи, вошедшее во все отечественные учебники социологии без ссылки на авторов, было дано К. Марксом и Ф. Энгельсом в совместном труде «Немецкая идеология»: семья - это отношение между мужем и женой, родителями и детьми. Марксистская социология связывает существование семьи на всем протяжении ее истории со способом производства. Подчеркивается неразрывная связь средств производства с производством само жизни. В марксистской трактовке вся социальная история связана с двояким отношением: производством средств к жизни посредством труда и производством жизни посредством рождения. Люди, ежедневно заново производящие свою собственную жизнь, начинают производить других людей размножаться.

С появлением марксисткой социологии изучение семьи начинает формироваться в двух направлениях: 1) происхождение семьи (характерно для 19 века); 2) изучение семьи в различных социальных условиях.

Структурно-функциональный тип социологической теории занимает доминирующее положение в мировой социологии. Это направление является восприемником классического позитивизма О. Конта, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Выдающиеся представители функционализма - П. Сорокин, Р. Мертон, Т. Парсонс. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. Особое значение в функционалистских теориях семьи придается изменению функций семьи, которые происходили в течение последних двухсот лет. За этот период семья в связи с развитием промышленного производства перестала быть совместным кооперативным трудовым объединением. Члены семьи стали трудиться вне дома. В промышленном обществе исчезло строгое сословное закрепление семейного статуса. Введение системы массового образования изменило важнейшую функцию семьи - социализацию детей. Резко увеличилось число агентов социализации, выполняющих эту функцию наряду с семьей.

С точки зрения функционализма, семья - стабильный элемент общества, тесно связанный своими функциями с обществом как целым. Т. Парсонс считал, что все социальные системы, включая семью, обладают набором из четырех основных функций. Первая - адаптационная. Любая социальная система приспосабливается или адаптируется к изменениям как внутреннего, так и внешнего порядка. Вторая универсальная функция связана с целедостижением. Система определяет и достигает поставленные цели. Эта функция обеспечивает саморазвитие системы, ее дееспособность. Третья функция интеграционная, она связывает все свои компоненты и функции между собой в систему. Последняя функция - удержание образца. При всей изменчивости социального явления для его самосохранения и устойчивости необходима способность удерживать и передавать образцы поведения, культурные принципы и ценности. Эта функция делает семью агентом передачи культурной традиции, обычаев от поколения к поколению, обеспечивая их преемственность. Семья как социальная система должна быть так организована, чтобы совмещаться с другими системами. В классификационной схеме Т. Парсонса одно из первых мест занимают система родства, контроль сексуальных отношений и социализация.

Феномен родства - это универсальное социальное явление, которое характеризуется биологическими кровными отношениями, полом, возрастом и т.д. Родственная единица имеет универсальные, устойчивые связи, связанные с упорядочением сексуальных отношений, заботой о детях. Родственные связи относятся к универсальным императивам, отличающимся устойчивым и долговременным характером.

Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Смена исторических форм семьи, возникновение экзогамии выводится из табу инцеста (запрета на кровосмешение). В функциональном подходе большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. С именем У. Огборна впервые связывают установление феномена перехода от семьи, основанной на следовании социокультурным предписаниям, к семье, в основе которой лежат межличностные предпочтения. В терминологии Э. Берджесса это выражено как переход от «семьи-института» к «семье-товариществу» (или супружеству-партнерству). Отечественный социолог А.И. Антонов обсуждает эту терминологию как перестройку ведущих мотивов заключения и сохранения брака.

Критики функциональной теории обращали внимание на ее однобокость, абсолютизацию солидарности внутрисистемных отношений. Сторонники теории конфликта придают главное значение изучению возникающих конфликтов между членами семейного союза с одной стороны, и семьей и обществом - с другой: семья рассматривается как микрокосмос, отражающий общественные конфликты. Семья - это место борьбы. При распределении материальных благ внутри семьи происходит столкновение интересов между ее членами. Согласно теории конфликта, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей.

По мнению представителей конфликтологических теорий, конфликт есть обратная, неизбежная сторона интеграции. Избежать конфликта невозможно. Необходимо так разрешить конфликт, чтобы не разрушить систему. Умение правильно решать семейные конфликты - показатель жизнеспособности семейного союза. В противном случае конфликты дестабилизируют семью и приводят супругов к разводу.

Семья воспроизводит себя через баланс конфликтов. Теория конфликта ввела в социологию проблему власти в семье, придавая особое значение механизму принятия решений. Анализ властных механизмов в семье опирается на концепцию авторитарной личности, разработанную Э. Фроммом. Согласно Фромму, возникновение авторитарной личности связано с распадом патриархально-семейных связей и урбанизацией современного государства. Распад старых, традиционных семейных связей привел к замене авторитета отца неким эрзацем авторитарного поведения в семье. В современных условиях личность страдает от чувства одиночества, затерянности. Эти негативные чувства обостряют в человеке инстинкт самосохранения от враждебного мира. Усиливается чувство агрессивности, которое легче всего удовлетворить в семье, навязывая свою власть. Такая власть одного из членов семьи связана со стремлением полностью овладеть другим человеком, превратить его в беспомощный объект своей воли.

Наиболее влиятельной в современно отечественной науке является концепция А.И. Антонова и его школы, которая основывается на гендерно-теоретико-методологическом подходе. Основная идея представителей данной школы заключается в том, что современная молодая семья неудовлетворительным образом выполняет свои социальные функции воспроизводства общества. Далее - семья, не основывающаяся в браке, объявляется не семьей, а осколочно - семейной группой. Авторы настаивают на мнении, что борьба за гендерное равенство привела к разрушению стабильного брака и семейного образа жизни.

Исходя из вышеперечисленных подходов, можно заключить, что интерес к такой ценности как семья был всегда. В зависимости от степени развития социологии как науки возросло и количество подходов к изучению семьи, как социального института. В условиях изменения современного общества и с распространением равноправия полов, наиболее приемлемо было бы говорить о семье в контексте подхода А. И Антонова, так как действительно, современная семья не лучшим образом выполняет отводимую ей функцию, а гендерное равенство приводит к изменению в сознании представления о семейном образе жизни.

Исследуя ценность семьи и брака, можно использовать этологический подход. Истоки этого направления следует отнести к появлению книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор», впервые переведенной в России в 1873 г. Сторонники этологического подхода отвергают промискуитет как изначальную форму брачных отношений, т. к. он противоречит инстинктивной потребности детей иметь родителей и материнскому (родительскому) инстинкту взрослых.

Согласно этологическому подходу исторический период застал человечество с четырьмя системами брачных отношений: групповым браком, полигинией (один мужчина и несколько женщин), полиандрией (одна женщина и несколько мужчин) и моногамией (один мужчина и одна женщина); последняя в двух формах - пожизненная и допускающая развод. Этологи констатируют естественный характер всех перечисленных форм брачно-семейных отношений и их изменчивость. С биологической точки зрения многообразие брачно-семейных отношений - это удивительный факт, т. к. брачная система - видовой признак и является константой. Необычность этологической точки зрения заключается в предположении изначальной моногамности предков человека, утверждении того, что затем на каком-то этапе эволюции предки человека свернули к групповому браку с заботой пра-мужчин о пра-женщинах. Сосуществование программ моногамного и группового брака было длительным. В рамках этологического подхода установлено, что моногамия - не идеал с точки зрения естественного отбора, обнаружена кардинальная разница в биологических мотивах брачного поведения полов, открыты явление инверсии доминирования в период брачных отношений, избыточная гиперсексуальность человека.

Стоит отметить, что исследуя ценности семьи и брака необходимо использовать эмпирический подход. Согласно эмпиризму семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Родоначальником эмпирического подхода считают Ф. Ле Пле, полагавшего спонтанную устойчивость семьи при смене поколений благодаря склонности к солидарности и сплоченности. В качестве эмпирического метода исследования Ле Пле широко использовал анализ бюджета семьи как количественного выражения многообразия внутрисемейного функционирования и микросреды семьи, организация которой зависит от структурных изменений семейных отношений, связанных с воспитанием детей. Ле Пле подчеркивал нестабильный характер семейных отношений, оказавшихся под прессингом индустриализации и урбанизации, что проявляется в разрозненном существовании родителей и детей, в ослаблении отцовского авторитета.

Еще одним теоретико-методологическим подход к изучению ценности семьи и брака является сциентистский подход. Семейные отношения рассматриваются в нем во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам этого подхода относят У. Джемса, Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, З. Фрейда и других. Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как «единство взаимодействующих личностей» - вот ключевые моменты теорий сциентистской социально-психологической направленности.

Исходя их изложенных данных в первом параграфе, можно заключить, что существует различные подходы и отдельные теории, которые интерпретируют процессы формирования ценности семьи и брака в общественном мнении молодежи. В рамках той или иной социологической теории, ценность семьи и брака может рассматриваться по-разному: как часть социальной реальности; как возможность оптимизации межличностных взаимоотношений; как социальный институт, напрямую зависящий от способа производства; как стабильный элемент общества, тесно связанный своими функциями с обществом как целым; через баланс конфликтов, где рассматривается проблема власти в семейно-брачных отношениях. Также, особое внимание ценности семьи и брака уделяется в гендерно-методологическом, этологическом, эмпирическом и сциентническом подходах.

Такое многообразие теоретико-методологических знаний об институте семьи дает возможность современному социологу рассмотреть специфику ценности семьи и брака с различных сторон, тем более, если речь идет о ценности семьи и брака в сознании молодежи. Но наиболее рационально было бы рассматривать ценность семьи и брака современной молодежи сквозь призму комплексного подхода, так как состояние современного институт семьи становится общей проблемой всей науки в целом, и охватывает целую группу предметов, объектов, явлений и процессов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: