Особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи в отношении семьи и брака (на примере прикладного эмпирического исследования студенческой молодежи ЮФУ)




Характеристика и оценка студенческой молодежью современного состояния семьи в российском обществе

 

Анализируя современное социальное положение в России, можно прийти к выводу, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, такие ценности, как семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, - все это признаки социального нездоровья семьи.

В связи с этим в марте-апреле 2013 года было проведено прикладное эмпирическое исследование на тему «Семья как ценность в сознании студенческой молодежи ЮФУ». Объектом являлась сама студенческая молодежь ЮФУ, а установки молодёжи в отношении ценности семьи и брака - предметом исследования.

Основная цель исследования - выделить содержательные особенности и степень важности для студенческой молодёжи ЮФУ ценности семьи и брака. Изначально были поставлены четыре задачи, которые затрагивают основные особенности отношения студенческой молодежи к семье как ценности.

Задачи:

1) проанализировать место ценности семьи и брака в общей структуре ценностных ориентаций молодёжи;

2) изучить оценку молодёжи состояния института семьи в современном российском обществе;

) исследовать отношение молодёжи к разным формам семейно-брачных отношений;

4) выделить особенности проективных установок молодёжи в отношении семьи и брака.

 

Индикаторы

Задачи Индикаторы
1) Проанализировать место ценности семьи и брака в общей структуре ценностных ориентаций молодёжи; 1) Соотношение ценности семьи и брака с другими жизненными ценностями. 2) Отношение студенческой молодежи ЮФУ к выбору ценности семьи и брака как к приоритету. 3) Восприятие карьеры и образования в контексте реализации ценности семьи и брака.
2) Изучить оценку молодёжи состояния института семьи в современном российском обществе; 1) Общая оценка положения и состояния семьи в сознании студенческой молодежи ЮФУ (кризис института семьи, в чём он проявляется). 2) Отношение молодежи к деятельности государства, направленную на улучшение состояния института семьи.
3) Исследовать отношение молодёжи к разным формам семейно-брачных отношений; 1) Мнение молодежи о готовности создания семьи (причины вступления в брак, оптимальный возраст при вступлении в брак, наличие детей в браке, брачный ритуал) 2) Роль официально зарегистрированных отношений, по мнению студентов 3) Отношение молодежи к альтернативных видам семейно-брачных отношений (гостевой, гражданский, однополый, неравный, фиктивный браки, а так же браки по принуждению и внеплановой беременности, наличие брачного контракта).
4) Выделить особенности проективных установок молодёжи в отношении семьи и брака. 1) Место официально зарегистрированных отношений в проективных установках студентов. 2) Представления студентов о своих будущих семейных отношениях (возраст при вступлении в брак, количество детей в браке, наличие брачного договора, брачный ритуал, тенденция нуклеаризации).

 

Выборка исследования

В данном социологическом исследовании приняло участие 100 студентов обучающихся на 3-5 курсах ФСИО ЮФУ. При анализе результатов исследования весь массив респондентов был дифференцирован на следующие подгруппы: студенты исторического отделения ФСИО, которые от общего массива респондентов составляют 46,0%; обучающиеся отделения социологии - 26,0% и отделения сервиса и туризма - 28,0%. Всего в опросе приняло участие 36,0% юношей и 64,0% девушек, из которых женаты (замужем) 2,0%, холосты (не замужем) - 68,0% и живут в гражданском браке - 30,0%.

Гипотеза

Семья, как ценность, у молодежи находится на одном из первых мест. Влияние других ценностей (карьера, образование) на ценность семьи велико: большинство студентов собираются создавать семью только после окончания вуза и приобретения материальных благ; совмещать карьеру и семейные отношения сложно.

Понятия о семье у студентов расходятся. Так же, опрошенные студенты ЮФУ считают, что экономический фактор оказывает влияние при создании семьи, при этом возлагая надежду на государство в помощи молодым семьям (ипотека, кредит). Основными причинами заключения брака по-прежнему остаются любовь и желание создать семью. Такие культурные ценности, как брак и дети имеют первостепенное значение.

Оптимальный возраст для вступления в брак для женщин - 21-25 лет, для мужчин - 25-30 лет. Регистрация отношений не является обязательной, но многие молодые люди живут (хотят жить) в незарегистрированном браке, но планируют пожениться в будущем. Так же, большинство молодежи толерантно к фиктивным и неравным бракам, не приветствуют однополые браки и браки по принуждению. Гостевой и гражданский браки и брак в случае внеплановой беременности студенты считают нормой, так же, как и наличие брачного контракта в семейно-брачных отношениях. Брачный контракт в сознании студентов - это возможность регулирования семейно-брачных отношений. Большинство опрошенных положительно относится к венчанию в церкви, но не считает это обязательной частью при заключении брака. Торжество по мнению большинства студентов является желательным сопровождением оформления семейно-брачных отношений. Так же, большинство опрошенных студентов ЮФУ считают, что наличие детей в браке обязательно, а среднее количество детей, по их мнению - 1-2 ребенка.

В проективных установках студентов ЮФУ имеет место тенденция нуклеаризации (студенты в браке хотят жить отдельно от родителей). Большинство девушек планирует создать семью около 25 лет, а большинство юношей около 30 лет. В будущем основная масса опрошенных планирует: регистрировать свой брак; венчаться в церкви; справлять свадебное торжество; не заключать брачный контракт. Количество планируемых детей в среднем от 1 до 2.

В первом разделе проводится анализ степени значимости ценности семьи и брака в общей структуре ценностных ориентаций молодёжи и выявление оценки молодёжью состояния института семьи в современном российском обществе.

Блок вопросов в инструментарии исследования, посвящённый структурному соотношению ценностей семьи, предполагал изучение следующих позиций:

соотношение ценности семьи и брака с другими жизненными ценностями;

отношение студенческой молодежи к выбору ценности семьи и брака как к приоритету;

восприятие карьеры и образования в контексте реализации ценности семьи и брака.

Анализируя полученные данные о восприятии студентами содержания понятия семьи, можно прийти к выводу, что семья воспринимается студентами, в первую очередь, как союз людей, которые имеют крепкие отношения, построенные на уважении, любви, взаимопонимании поддержке (52,6% в совокупности позиций).

Во вторую очередь, понятие семья у студентов ассоциируется со взаимоотношениями людей, связанными кровным узами (родителями и детьми, люди разных поколений) (34,5%).

Смыслом жизни семью считают всего около десятой доли опрошенных.

Тогда как представление о семье как о базовом социальном институте, несущем социализационные и хозяйственно-экономические функции, практически не выражено.

Таким образом, семья воспринимается основным большинством опрошенных сквозь призму эмоций и в контексте кровнородственных обязательств.

 

Таблица 1. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: Выберите утверждения, которые на Ваш взгляд наиболее полно отражают понятие о семье? Семья - это:

Варианты ответов Все опрошенные
  Родители и дети 26,1
  Союз двух любящих и уважающих друг друга людей 19,3
  Взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт 14,1
  Крепкие доверительные отношения 12,4
  Смысл жизни каждого человека 9,2
  Малая социальная группа, обладающая исторически определенной организацией 2,4
  Люди разных поколений, связанные кровным и духовным родством 8,4
  Личное пространство человека, где его поддерживают и любят 4,0
  Ответственность и забота друг о друге, детях 2,8
  Ячейка общества, в которой права и обязанности супругов равны 1,2
  Итого 100,0

 

Следующий вопрос был направлен на выявление место семьи в общей системе жизненных ценностей молодого человека, для чего респонденту предлагалось оценить степень важности разных позиций по 8-ми балльной шкале (где 1 - наиболее важно, а 8 - наименее значимо). Наиболее приоритетной ценностью для студентов социально-исторического факультета является семья (средний балл - 2,2). На втором месте в рейтинге степени важности ценностей находится здоровье (3,6). Далее, примерно в равной степени молодёжи важны - самореализация, дружба, материальный достаток, а также карьера и любовь (от 4,6 до 4,9 баллов). Менее всего студенты ценят досуг и отдых.

 

Таблица 2. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: Распределите в порядке важности для Вас следующие жизненные ценности (где 1 - наиболее, а 8 - наименее важно):

Варианты ответов Средний балл
  Друзья, общение 4,7
  Материальное благополучие 4,7
  Здоровье 3,6
  Семья 2,2
  Самореализация 4,6
  Карьера 4,8
  Любовь, отношения 4,9
  Досуг, отдых 6,2
  Итого  

 

Выявив, на каком месте в системе жизненных ценностей у студентов находится семья, возникает необходимость узнать, насколько важны для молодежи хорошие взаимоотношения с родителями. В ходе исследования было выявлено, что практически для всех опрошенных отношения с родителями и родственниками важны, так считает 97% (очень важны - 59%, скорее важны -38%).

 

Таблица 3. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «Насколько важны для Вас хорошие взаимоотношения с Вашими родителями, родственниками?»

Варианты ответов Все опрошенные
  Очень важны 59,0
  Скорее важны 38,0
  Скорее не важны 1,0
  Затрудняюсь ответить 2,0
  Итого 100,0

 

Как показало исследование для основной массы студентов семейная жизнь родителей и родственников является ролевой моделью, когда 84% респондентов ориентируются на семейную жизнь родителей в качестве образца. Лишь 14% опрошенных не рассматривают жизнь родителей как образец для подражания.

 

Таблица 4. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «Является ли семейная жизнь Ваших родителей, родственников образцовой для Вас?»

Варианты ответов Все опрошенные
  Да, является 53,0
  Скорее является 31,0
  Скорее не является 8,0
  Абсолютно не является 6,0
  Затрудняюсь ответить 2,0
  Итого  

 

Анализируя следующий вопрос, можно увидеть, что подавляющее большинство респондентов считает, что строить карьеру и одновременно уделять достаточно внимания семье вполне возможно (77%). При том, что пятая часть опрошенных (21%) не согласны с тем, что можно совмещать карьерный рост и крепкие семейные отношения.

 

Таблица 5. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «Возможно ли с Вашей точки зрения строить успешную карьеру и одновременно уделять достаточно времени семье, формировать крепкие семейные отношения?»

Варианты ответов Все опрошенные
  Да, вполне возможно 40,0
  Скорее возможно, чем нет 37,0
  Скорее не возможно, чем возможно 18,0
  Нет, невозможно 3,0
  Затрудняюсь ответить 2,0
  Итого 100,0

 

Следующий вопрос продолжает раскрывать восприятие студентами карьеры и образования в контексте реализации ценности семьи и брака. Он показывает, что значимое число опрошенных студентов считает человека, не добившегося карьерных высот, но имеющего крепкие семейные отношения вполне успешным (82%). Хотя полностью согласились с этим утверждением 37%, а скорее поддержали уже 45%.

 

Таблица 6. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы успешным того человека, который не добился особых высот в карьере, но имеет крепкие, долговременные семейные отношения?»

Варианты ответов Все опрошенные
  Да, он успешен 37,0
  Скорее успешен 45,0
  Скорее не успешен 12,0
  Совсем не успешен 3,0
  Затрудняюсь ответить 3,0
  Итого 100,0

 

Практически третья часть опрошенной молодежи считает, что семью необходимо заводить только после окончания учебы и формирования карьеры. Вторые места по количеству ответов разделяют установки, согласно которым семью можно заводить в любой период времени (17%) или непосредственно после учебы (16, %). В целом же, по совокупности разных позиций 57% студентов высказывают точку зрения, что семью стоит создавать всё-таки после окончания обучения в вузе. (См. Таблица 7)


Таблица 7. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «С вашей точки зрения, в какой период необходимо заводить семью?»

Варианты ответов Все опрошенные
  Заводить семью уже во время учёбы в вузе 14,0
  Строить семью сразу после окончания вуза, но не имея стабильной работы 7,0
  Заводить отношения в период устройства карьеры 16,0
  Закончить вуз, затем устроить карьеру, а потом заводить семью 34,0
  Не имеет значения на каком этапе заводить семью 17,0
  Затрудняюсь ответить 12,0
  Итого 100,0

 

В результате проделанного анализа можно заключить, что для основной массы опрошенных студентов семья является безусловной и приоритетной ценностью. Причем семейные отношения воспринимаются преимущественно в психоэмоциональных и кровно-родственных характеристиках. Исследование не показало доминанту прагматических или гедонистических ценностных ориентаций в сознании студентов ФСИО ЮФУ.

Кроме того, с точки зрения студентов в современном обществе возможно совмещение успешной карьеры и полноценной семейной жизни. Вместе с тем, больше половины опрошенных считают, что семью заводить стоит все-таки после окончания учебы.

Следующий блок вопросов в инструментарии исследования посвящен анализу оценки молодежи института семьи всовременном российском обществе. Для чего необходимо рассмотреть следующие позиции:

) общую оценку положения и состояния семьи в сознании студенческой молодежи ФСИО ЮФУ (кризис института семьи, в чём он проявляется);

) отношение молодежи к деятельности государства, направленную на улучшение состояния института семьи.

Видят средние или высокие показатели кризисного состояния института семьи в современной России подавляющее большинство студентов (91,9%). А именно оценивают это кризис в максимальной степени и ситуация угрожающая - 37,4% опрошенных, выражен в средней степени - 54,5%. (См. Таблица 8).

 

Таблица 8. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «В какой степени в современной России выраженным является кризис семьи?»

Варианты ответов Все опрошенные
  Выражен в максимальной степени, ситуация угрожающая 37,4
  Выражен в средней степени 54,5
  Выражен в низкой степени 6,1
  Кризиса семьи в нашей стране не наблюдается 2,0
  Итого 100,0

 

Выявив, что практически все респонденты считают, что кризис института семьи в российском обществе все же наблюдается, необходимо проанализировать, в чем заключается это кризис.

Наиболее распространенной формой проявления кризиса, по мнению молодежи, является демографические проблемы и девиантное поведение в семье (наркомания, насилие в семье - 86,0%, увеличение количества абортов - 78%, пьянство, низкий уровень рождаемости - 74,0%).

Так же, по мнению студентов, другой формой проявления кризиса семьи является недостаточный уровень ответственного и зрелого отношения к семье (рост числа разводов - 63,0%, ранние браки - 52,0%). Кроме того, важным проявлением кризиса выступают проблемы детско-родительских отношений, когда распространены конфликты детей со взрослыми в семье (49,0%) растёт числа беспризорных детей (52,0%). Наряду с этими данными, по мнению половины опрошенных, кризисным фактором для семьи выступает и безработица в стране (52,0%).

Необходимо отметить, что для половины молодёжи неполные семьи являются чем-то нормальным, поэтому 42% опрошенных не воспринимают рост числа матерей или отцов-одиночек как проявление дисфункции в сфере семьи.

С точки зрения студентов, к проявлениям кризиса института семьи скорее не относится желание человека быть независимым от родителей (63,0%), а так же стремление к эмансипации, как женщин, так и мужчин (59,0%).

 

Таблица 9. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «Что из перечисленного является, с Вашей точки зрения, проявлением кризиса современного института семьи?»

  Скорее является Скорее не является Затрудн. ответить
1. Низкий уровень рождаемости 74,0 20,0 6,0
2. Пьянство, наркомания, насилие в семье 86,0 10,0 4,0
3. Рост числа неполных семей 53,0 42,0 5,0
4. Рост числа беспризорных детей 52,0 31,0 18,0
5. Ранние браки 52,0 32,0 16,0
6. Тенденция к отделению молодых семей от родительских 18,0 63,0 19,0
7. Увеличение количества абортов 78,0 15,0 7,0
8. Рост числа разводов 63,0 22,0 15,0
9. Распространения альтернативных форм брака (однополый, гражданский, фиктивный и т.д.) 39,0 36,0 25,0
10. Безработица 52,0 32,0 16,0
11. Стремление к эмансипации, как женщин, так и мужчин 19,0 59,0 22,0
12. Детско-родительские конфликты в семье 49,0 35,0 16,0

 

Анализируя следующий вопрос, можно прийти к выводу, что студенческая молодежь оценивает низкую эффективность практически по всем позициям возможной государственной поддержки семьи. А именно, абсолютно не эффективными признаются пропаганда семейных ценностей (42,0%), увеличение соц. пособия и пособий по уходу за ребёнком (33,0%), программа по ликвидации безработицы (33,0%), защита интересов малообеспеченных слоев населения (28,0%). Скорее эффективными, с точки зрения респондентов могут быть снижение кредитных ставок по ипотекам (30%) и помощь сиротам (22,0%). (См. Таблица 10.)


Таблица 10. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «Оцените, насколько может быть эффективна перечисленная деятельность государства, направленная на улучшение положения института семьи:»

  Очень эффективно Скорее эффективно Скорее не эффективно Абсолютно не эффективно Затрудн. ответить
1. Снижение кредитных ставок и ставок по ипотекам молодым семьям 12,0 30,0 36,0 17,0 5,0
2. Увеличение программы здравоохранения населения (снижение уровня алкоголизма и наркомании) 12,0 15,0 41,0 25,0 7,0
3. Защита интересов малообеспеченных слоев населения 0,0 17,0 38,0 28,0 7,0
4. Помощь сиротам, детям инвалидам 14,0 22,0 32,0 24,0 8,0
5. Программа по ликвидации безработицы 6,0 17,0 36,0 33,0 8,0
6. Увеличение соц. пособия и пособий по уходу за ребёнком 14,0 15,0 31,0 33,0 7,0
7. Пропаганда семейных ценностей и деторождения среди молодёжи с целью улучшения демографической обстановки в стране 13,0 5,0 26,0 42,0 14,0

 

В результате проделанного в данном параграфе анализа, можно заключить:

. Семья для студенческой молодежи является безусловной ценностью. В первую очередь для опрошенной молодежи семья важна с точки зрения поддержания комфортного психоэмоционального жизненного пространства, поэтому хорошие взаимоотношения с родителями важны для основной массы студентов. Так же, сточки зрения студентов в современном обществе возможно совмещение успешной карьеры и полноценной семейной жизни. Больше половины опрошенных считают, что семью стоит заводить после окончания учебы.

. В то же время большинство опрошенных фиксирует наличие в современном российском обществе выраженного кризиса семьи, который проявляется практически во всех сферах функционирования этого института (аборты, брошенные дети, ранние браки, рост числа разводов, экономические проблемы).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: