Характеристика и оценка студенческой молодежью современного состояния семьи в российском обществе
Анализируя современное социальное положение в России, можно прийти к выводу, что в условиях общесоциального кризиса, который мы переживаем сегодня, такие ценности, как семья, и образование тоже находятся в кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению к детям и старикам, - все это признаки социального нездоровья семьи.
В связи с этим в марте-апреле 2013 года было проведено прикладное эмпирическое исследование на тему «Семья как ценность в сознании студенческой молодежи ЮФУ». Объектом являлась сама студенческая молодежь ЮФУ, а установки молодёжи в отношении ценности семьи и брака - предметом исследования.
Основная цель исследования - выделить содержательные особенности и степень важности для студенческой молодёжи ЮФУ ценности семьи и брака. Изначально были поставлены четыре задачи, которые затрагивают основные особенности отношения студенческой молодежи к семье как ценности.
Задачи:
1) проанализировать место ценности семьи и брака в общей структуре ценностных ориентаций молодёжи;
2) изучить оценку молодёжи состояния института семьи в современном российском обществе;
) исследовать отношение молодёжи к разным формам семейно-брачных отношений;
4) выделить особенности проективных установок молодёжи в отношении семьи и брака.
Индикаторы
Задачи | Индикаторы |
1) Проанализировать место ценности семьи и брака в общей структуре ценностных ориентаций молодёжи; | 1) Соотношение ценности семьи и брака с другими жизненными ценностями. 2) Отношение студенческой молодежи ЮФУ к выбору ценности семьи и брака как к приоритету. 3) Восприятие карьеры и образования в контексте реализации ценности семьи и брака. |
2) Изучить оценку молодёжи состояния института семьи в современном российском обществе; | 1) Общая оценка положения и состояния семьи в сознании студенческой молодежи ЮФУ (кризис института семьи, в чём он проявляется). 2) Отношение молодежи к деятельности государства, направленную на улучшение состояния института семьи. |
3) Исследовать отношение молодёжи к разным формам семейно-брачных отношений; | 1) Мнение молодежи о готовности создания семьи (причины вступления в брак, оптимальный возраст при вступлении в брак, наличие детей в браке, брачный ритуал) 2) Роль официально зарегистрированных отношений, по мнению студентов 3) Отношение молодежи к альтернативных видам семейно-брачных отношений (гостевой, гражданский, однополый, неравный, фиктивный браки, а так же браки по принуждению и внеплановой беременности, наличие брачного контракта). |
4) Выделить особенности проективных установок молодёжи в отношении семьи и брака. | 1) Место официально зарегистрированных отношений в проективных установках студентов. 2) Представления студентов о своих будущих семейных отношениях (возраст при вступлении в брак, количество детей в браке, наличие брачного договора, брачный ритуал, тенденция нуклеаризации). |
|
Выборка исследования
В данном социологическом исследовании приняло участие 100 студентов обучающихся на 3-5 курсах ФСИО ЮФУ. При анализе результатов исследования весь массив респондентов был дифференцирован на следующие подгруппы: студенты исторического отделения ФСИО, которые от общего массива респондентов составляют 46,0%; обучающиеся отделения социологии - 26,0% и отделения сервиса и туризма - 28,0%. Всего в опросе приняло участие 36,0% юношей и 64,0% девушек, из которых женаты (замужем) 2,0%, холосты (не замужем) - 68,0% и живут в гражданском браке - 30,0%.
|
Гипотеза
Семья, как ценность, у молодежи находится на одном из первых мест. Влияние других ценностей (карьера, образование) на ценность семьи велико: большинство студентов собираются создавать семью только после окончания вуза и приобретения материальных благ; совмещать карьеру и семейные отношения сложно.
Понятия о семье у студентов расходятся. Так же, опрошенные студенты ЮФУ считают, что экономический фактор оказывает влияние при создании семьи, при этом возлагая надежду на государство в помощи молодым семьям (ипотека, кредит). Основными причинами заключения брака по-прежнему остаются любовь и желание создать семью. Такие культурные ценности, как брак и дети имеют первостепенное значение.
Оптимальный возраст для вступления в брак для женщин - 21-25 лет, для мужчин - 25-30 лет. Регистрация отношений не является обязательной, но многие молодые люди живут (хотят жить) в незарегистрированном браке, но планируют пожениться в будущем. Так же, большинство молодежи толерантно к фиктивным и неравным бракам, не приветствуют однополые браки и браки по принуждению. Гостевой и гражданский браки и брак в случае внеплановой беременности студенты считают нормой, так же, как и наличие брачного контракта в семейно-брачных отношениях. Брачный контракт в сознании студентов - это возможность регулирования семейно-брачных отношений. Большинство опрошенных положительно относится к венчанию в церкви, но не считает это обязательной частью при заключении брака. Торжество по мнению большинства студентов является желательным сопровождением оформления семейно-брачных отношений. Так же, большинство опрошенных студентов ЮФУ считают, что наличие детей в браке обязательно, а среднее количество детей, по их мнению - 1-2 ребенка.
|
В проективных установках студентов ЮФУ имеет место тенденция нуклеаризации (студенты в браке хотят жить отдельно от родителей). Большинство девушек планирует создать семью около 25 лет, а большинство юношей около 30 лет. В будущем основная масса опрошенных планирует: регистрировать свой брак; венчаться в церкви; справлять свадебное торжество; не заключать брачный контракт. Количество планируемых детей в среднем от 1 до 2.
В первом разделе проводится анализ степени значимости ценности семьи и брака в общей структуре ценностных ориентаций молодёжи и выявление оценки молодёжью состояния института семьи в современном российском обществе.
Блок вопросов в инструментарии исследования, посвящённый структурному соотношению ценностей семьи, предполагал изучение следующих позиций:
соотношение ценности семьи и брака с другими жизненными ценностями;
отношение студенческой молодежи к выбору ценности семьи и брака как к приоритету;
восприятие карьеры и образования в контексте реализации ценности семьи и брака.
Анализируя полученные данные о восприятии студентами содержания понятия семьи, можно прийти к выводу, что семья воспринимается студентами, в первую очередь, как союз людей, которые имеют крепкие отношения, построенные на уважении, любви, взаимопонимании поддержке (52,6% в совокупности позиций).
Во вторую очередь, понятие семья у студентов ассоциируется со взаимоотношениями людей, связанными кровным узами (родителями и детьми, люди разных поколений) (34,5%).
Смыслом жизни семью считают всего около десятой доли опрошенных.
Тогда как представление о семье как о базовом социальном институте, несущем социализационные и хозяйственно-экономические функции, практически не выражено.
Таким образом, семья воспринимается основным большинством опрошенных сквозь призму эмоций и в контексте кровнородственных обязательств.
Таблица 1. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: Выберите утверждения, которые на Ваш взгляд наиболее полно отражают понятие о семье? Семья - это:
№ | Варианты ответов | Все опрошенные |
Родители и дети | 26,1 | |
Союз двух любящих и уважающих друг друга людей | 19,3 | |
Взаимопонимание, общность интересов и стиля жизни, комфорт | 14,1 | |
Крепкие доверительные отношения | 12,4 | |
Смысл жизни каждого человека | 9,2 | |
Малая социальная группа, обладающая исторически определенной организацией | 2,4 | |
Люди разных поколений, связанные кровным и духовным родством | 8,4 | |
Личное пространство человека, где его поддерживают и любят | 4,0 | |
Ответственность и забота друг о друге, детях | 2,8 | |
Ячейка общества, в которой права и обязанности супругов равны | 1,2 | |
Итого | 100,0 |
Следующий вопрос был направлен на выявление место семьи в общей системе жизненных ценностей молодого человека, для чего респонденту предлагалось оценить степень важности разных позиций по 8-ми балльной шкале (где 1 - наиболее важно, а 8 - наименее значимо). Наиболее приоритетной ценностью для студентов социально-исторического факультета является семья (средний балл - 2,2). На втором месте в рейтинге степени важности ценностей находится здоровье (3,6). Далее, примерно в равной степени молодёжи важны - самореализация, дружба, материальный достаток, а также карьера и любовь (от 4,6 до 4,9 баллов). Менее всего студенты ценят досуг и отдых.
Таблица 2. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: Распределите в порядке важности для Вас следующие жизненные ценности (где 1 - наиболее, а 8 - наименее важно):
№ | Варианты ответов | Средний балл |
Друзья, общение | 4,7 | |
Материальное благополучие | 4,7 | |
Здоровье | 3,6 | |
Семья | 2,2 | |
Самореализация | 4,6 | |
Карьера | 4,8 | |
Любовь, отношения | 4,9 | |
Досуг, отдых | 6,2 | |
Итого |
Выявив, на каком месте в системе жизненных ценностей у студентов находится семья, возникает необходимость узнать, насколько важны для молодежи хорошие взаимоотношения с родителями. В ходе исследования было выявлено, что практически для всех опрошенных отношения с родителями и родственниками важны, так считает 97% (очень важны - 59%, скорее важны -38%).
Таблица 3. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «Насколько важны для Вас хорошие взаимоотношения с Вашими родителями, родственниками?»
№ | Варианты ответов | Все опрошенные |
Очень важны | 59,0 | |
Скорее важны | 38,0 | |
Скорее не важны | 1,0 | |
Затрудняюсь ответить | 2,0 | |
Итого | 100,0 |
Как показало исследование для основной массы студентов семейная жизнь родителей и родственников является ролевой моделью, когда 84% респондентов ориентируются на семейную жизнь родителей в качестве образца. Лишь 14% опрошенных не рассматривают жизнь родителей как образец для подражания.
Таблица 4. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «Является ли семейная жизнь Ваших родителей, родственников образцовой для Вас?»
№ | Варианты ответов | Все опрошенные |
Да, является | 53,0 | |
Скорее является | 31,0 | |
Скорее не является | 8,0 | |
Абсолютно не является | 6,0 | |
Затрудняюсь ответить | 2,0 | |
Итого |
Анализируя следующий вопрос, можно увидеть, что подавляющее большинство респондентов считает, что строить карьеру и одновременно уделять достаточно внимания семье вполне возможно (77%). При том, что пятая часть опрошенных (21%) не согласны с тем, что можно совмещать карьерный рост и крепкие семейные отношения.
Таблица 5. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «Возможно ли с Вашей точки зрения строить успешную карьеру и одновременно уделять достаточно времени семье, формировать крепкие семейные отношения?»
№ | Варианты ответов | Все опрошенные |
Да, вполне возможно | 40,0 | |
Скорее возможно, чем нет | 37,0 | |
Скорее не возможно, чем возможно | 18,0 | |
Нет, невозможно | 3,0 | |
Затрудняюсь ответить | 2,0 | |
Итого | 100,0 |
Следующий вопрос продолжает раскрывать восприятие студентами карьеры и образования в контексте реализации ценности семьи и брака. Он показывает, что значимое число опрошенных студентов считает человека, не добившегося карьерных высот, но имеющего крепкие семейные отношения вполне успешным (82%). Хотя полностью согласились с этим утверждением 37%, а скорее поддержали уже 45%.
Таблица 6. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы успешным того человека, который не добился особых высот в карьере, но имеет крепкие, долговременные семейные отношения?»
№ | Варианты ответов | Все опрошенные |
Да, он успешен | 37,0 | |
Скорее успешен | 45,0 | |
Скорее не успешен | 12,0 | |
Совсем не успешен | 3,0 | |
Затрудняюсь ответить | 3,0 | |
Итого | 100,0 |
Практически третья часть опрошенной молодежи считает, что семью необходимо заводить только после окончания учебы и формирования карьеры. Вторые места по количеству ответов разделяют установки, согласно которым семью можно заводить в любой период времени (17%) или непосредственно после учебы (16, %). В целом же, по совокупности разных позиций 57% студентов высказывают точку зрения, что семью стоит создавать всё-таки после окончания обучения в вузе. (См. Таблица 7)
Таблица 7. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «С вашей точки зрения, в какой период необходимо заводить семью?»
№ | Варианты ответов | Все опрошенные |
Заводить семью уже во время учёбы в вузе | 14,0 | |
Строить семью сразу после окончания вуза, но не имея стабильной работы | 7,0 | |
Заводить отношения в период устройства карьеры | 16,0 | |
Закончить вуз, затем устроить карьеру, а потом заводить семью | 34,0 | |
Не имеет значения на каком этапе заводить семью | 17,0 | |
Затрудняюсь ответить | 12,0 | |
Итого | 100,0 |
В результате проделанного анализа можно заключить, что для основной массы опрошенных студентов семья является безусловной и приоритетной ценностью. Причем семейные отношения воспринимаются преимущественно в психоэмоциональных и кровно-родственных характеристиках. Исследование не показало доминанту прагматических или гедонистических ценностных ориентаций в сознании студентов ФСИО ЮФУ.
Кроме того, с точки зрения студентов в современном обществе возможно совмещение успешной карьеры и полноценной семейной жизни. Вместе с тем, больше половины опрошенных считают, что семью заводить стоит все-таки после окончания учебы.
Следующий блок вопросов в инструментарии исследования посвящен анализу оценки молодежи института семьи всовременном российском обществе. Для чего необходимо рассмотреть следующие позиции:
) общую оценку положения и состояния семьи в сознании студенческой молодежи ФСИО ЮФУ (кризис института семьи, в чём он проявляется);
) отношение молодежи к деятельности государства, направленную на улучшение состояния института семьи.
Видят средние или высокие показатели кризисного состояния института семьи в современной России подавляющее большинство студентов (91,9%). А именно оценивают это кризис в максимальной степени и ситуация угрожающая - 37,4% опрошенных, выражен в средней степени - 54,5%. (См. Таблица 8).
Таблица 8. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «В какой степени в современной России выраженным является кризис семьи?»
№ | Варианты ответов | Все опрошенные |
Выражен в максимальной степени, ситуация угрожающая | 37,4 | |
Выражен в средней степени | 54,5 | |
Выражен в низкой степени | 6,1 | |
Кризиса семьи в нашей стране не наблюдается | 2,0 | |
Итого | 100,0 |
Выявив, что практически все респонденты считают, что кризис института семьи в российском обществе все же наблюдается, необходимо проанализировать, в чем заключается это кризис.
Наиболее распространенной формой проявления кризиса, по мнению молодежи, является демографические проблемы и девиантное поведение в семье (наркомания, насилие в семье - 86,0%, увеличение количества абортов - 78%, пьянство, низкий уровень рождаемости - 74,0%).
Так же, по мнению студентов, другой формой проявления кризиса семьи является недостаточный уровень ответственного и зрелого отношения к семье (рост числа разводов - 63,0%, ранние браки - 52,0%). Кроме того, важным проявлением кризиса выступают проблемы детско-родительских отношений, когда распространены конфликты детей со взрослыми в семье (49,0%) растёт числа беспризорных детей (52,0%). Наряду с этими данными, по мнению половины опрошенных, кризисным фактором для семьи выступает и безработица в стране (52,0%).
Необходимо отметить, что для половины молодёжи неполные семьи являются чем-то нормальным, поэтому 42% опрошенных не воспринимают рост числа матерей или отцов-одиночек как проявление дисфункции в сфере семьи.
С точки зрения студентов, к проявлениям кризиса института семьи скорее не относится желание человека быть независимым от родителей (63,0%), а так же стремление к эмансипации, как женщин, так и мужчин (59,0%).
Таблица 9. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «Что из перечисленного является, с Вашей точки зрения, проявлением кризиса современного института семьи?»
Скорее является | Скорее не является | Затрудн. ответить | |
1. Низкий уровень рождаемости | 74,0 | 20,0 | 6,0 |
2. Пьянство, наркомания, насилие в семье | 86,0 | 10,0 | 4,0 |
3. Рост числа неполных семей | 53,0 | 42,0 | 5,0 |
4. Рост числа беспризорных детей | 52,0 | 31,0 | 18,0 |
5. Ранние браки | 52,0 | 32,0 | 16,0 |
6. Тенденция к отделению молодых семей от родительских | 18,0 | 63,0 | 19,0 |
7. Увеличение количества абортов | 78,0 | 15,0 | 7,0 |
8. Рост числа разводов | 63,0 | 22,0 | 15,0 |
9. Распространения альтернативных форм брака (однополый, гражданский, фиктивный и т.д.) | 39,0 | 36,0 | 25,0 |
10. Безработица | 52,0 | 32,0 | 16,0 |
11. Стремление к эмансипации, как женщин, так и мужчин | 19,0 | 59,0 | 22,0 |
12. Детско-родительские конфликты в семье | 49,0 | 35,0 | 16,0 |
Анализируя следующий вопрос, можно прийти к выводу, что студенческая молодежь оценивает низкую эффективность практически по всем позициям возможной государственной поддержки семьи. А именно, абсолютно не эффективными признаются пропаганда семейных ценностей (42,0%), увеличение соц. пособия и пособий по уходу за ребёнком (33,0%), программа по ликвидации безработицы (33,0%), защита интересов малообеспеченных слоев населения (28,0%). Скорее эффективными, с точки зрения респондентов могут быть снижение кредитных ставок по ипотекам (30%) и помощь сиротам (22,0%). (См. Таблица 10.)
Таблица 10. Распределения ответов групп респондентов на вопрос: «Оцените, насколько может быть эффективна перечисленная деятельность государства, направленная на улучшение положения института семьи:»
Очень эффективно | Скорее эффективно | Скорее не эффективно | Абсолютно не эффективно | Затрудн. ответить | |
1. Снижение кредитных ставок и ставок по ипотекам молодым семьям | 12,0 | 30,0 | 36,0 | 17,0 | 5,0 |
2. Увеличение программы здравоохранения населения (снижение уровня алкоголизма и наркомании) | 12,0 | 15,0 | 41,0 | 25,0 | 7,0 |
3. Защита интересов малообеспеченных слоев населения | 0,0 | 17,0 | 38,0 | 28,0 | 7,0 |
4. Помощь сиротам, детям инвалидам | 14,0 | 22,0 | 32,0 | 24,0 | 8,0 |
5. Программа по ликвидации безработицы | 6,0 | 17,0 | 36,0 | 33,0 | 8,0 |
6. Увеличение соц. пособия и пособий по уходу за ребёнком | 14,0 | 15,0 | 31,0 | 33,0 | 7,0 |
7. Пропаганда семейных ценностей и деторождения среди молодёжи с целью улучшения демографической обстановки в стране | 13,0 | 5,0 | 26,0 | 42,0 | 14,0 |
В результате проделанного в данном параграфе анализа, можно заключить:
. Семья для студенческой молодежи является безусловной ценностью. В первую очередь для опрошенной молодежи семья важна с точки зрения поддержания комфортного психоэмоционального жизненного пространства, поэтому хорошие взаимоотношения с родителями важны для основной массы студентов. Так же, сточки зрения студентов в современном обществе возможно совмещение успешной карьеры и полноценной семейной жизни. Больше половины опрошенных считают, что семью стоит заводить после окончания учебы.
. В то же время большинство опрошенных фиксирует наличие в современном российском обществе выраженного кризиса семьи, который проявляется практически во всех сферах функционирования этого института (аборты, брошенные дети, ранние браки, рост числа разводов, экономические проблемы).