Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Г. Нефтекумска
Утверждена на педагогическом совете МКОУ СОШ №1 «_____» ____________________ 2013г. | Директор школы _______________В.В. Корякин |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«НА ПОЛЬЗУ И СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА»
Для детей 11-14лет
Срок реализации - 4 года
Составитель: Тебуева Аэлита Сагитовна педагог - организатор, Руководитель детского объединения «Поиск» МКОУ СОШ №1 г. Нефтекумска |
Ставропольский край
г. Нефтекумск
2013г.
Паспорт программы
1. Дополнительная общеобразовательная программа «НА ПОЛЬЗУ И СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА»
2. Автор программы: Тебуева Аэлита Сагитовна, педагог-организатор, руководитель детского объединения «Поиск».
3. Рецензент: методическое объединение классных руководителей МКОУ СОШ№1.
4. Программа реализуется в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1».
Адрес:
356880 Ставропольский край,
г. Нефтекумск, ул. А. Шилиной, 3
тел. 8(6558)2-29-86
5. Срок реализации 4 года.
6. Участники программы: учащиеся 13 – 17 лет.
7. Цель программы: воспитание социально активной личности, с формированной гражданской позицией и чувством патриотизма.
8. Направленность программы: военно-патриотическая.
9. Вид программы: модифицированная.
10. Уровень реализации: основное общее и среднее образование.
11. Целевые группы: учащиеся 5 – 11 классов, интересующиеся историей России, Ставропольского края и Нефтекумского района, желающие заниматься исследовательской работой. Дети принимаются по желанию без учета пола, социального статуса и уровня знаний.
12. Уровень усвоения:
|
- 1-й год - ознакомительный;
- 2-й год - общекультурный;
- 3-й год - углубленный;
- 4-й год - более углубленный.
13. Способы освоения содержания образования: эвристический, поисково-исследовательский, репродуктивный.
14. Количество часов и дни занятий: 1 раз в неделю 1 час.
15. Краткое содержание программы:
- содержание программы раскрывает учащимся победы и достижения российского народа в различные периоды исторического развития в области военного искусства, гражданского и государственного строительства, отечественной культуры, образования. Дети узнают о вкладе наших земляков в культурно-историческое развитие страны.
Пояснительная записка
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ «Об образовании».
Гражданственность – фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний.
Природа, родители, родственники. Родина, народ — не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей. Родину, место своего рождения.
|
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения.
В Законе РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
|
На занятиях детского объединения «Поиск» юные патриоты будут знакомиться с культурным наследием и традициями наших предков, героическими страницами истории Отечества, историей Ставропольского края и Нефтекумского района, историей и традициями родной школы.
Детское объединение состоит из 17 учащихся.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цели программы:
- воспитание социально активной личности, с формированной гражданской позицией и чувством патриотизма.
Задачи программы:
образовательные:
1) Знакомство с боевой славой русской, советской и российской армии через Дни воинской славы России.
2) Знакомство с городами — героями, городами воинской славы.
3) Изучение государственной символики, ее истории.
4) Изучение истории Нефтекумского района, города Нефтекумска, родной школы, биографий известных и прославленных земляков.
5) Утверждение в сознании и чувствах ребят, уважение к традициям и культурному наследию своей страны, своего народа.
развивающие:
1) Развитие интереса у воспитанников к изучению истории страны и родного края через практическое участие в работе школьного музея, шефстве над ветеранами и детьми войны.
2) Разностороннее развитие детей и подростков, самореализация творческих способностей обучающихся.
3) Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности.
воспитывающие:
1) Воспитание духовного и нравственно здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
2) Воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания Государственных символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества.
3) Формирование социальной и коммуникативной компетентности обучающихся средствами краеведения и изучения культурного наследия народов, населяющих Нефтекумский район.
Актуальность программы определяется тем, что воспитание гражданско-патриотических качеств и формирование гражданской позиции личности в современном российском обществе следует рассматривать в качестве неотложной педагогической задачи.
Новизна и оригинальность программы обусловлены активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, их исключительной ролью и необходимостью непосредственного влияния на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей.
Таким образом, значимость системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
В программе «На пользу и славу Отечества» в равной мере отводятся часы на изучение истории и культуры России, Ставропольского края, Нефтекумского района и народов, проживающих на его территории.
Механизм реализации программы
Программа «На пользу и славу Отечества» реализуется в детском объединении «Поиск» на базе школьного историко-краеведческого музея. Детское объединение является структурным подразделением детской организации «Республика Содружество», тесно взаимодействует с органами ученического самоуправления, школьной библиотекой, библиотекой микрорайона, городским Советом ветеранов, районным историко-краеведческим музеем, МБОУ ДОД ЦВР г. Нефтекумска детская организация «Дети Нефтекумья».
В работе детского объединения активное участие принимают педагогический коллектив, родительская общественность.